30.04.2024 11:33
Фото
из архива Андрея Черных
Фото:
из архива Андрея Черных
30.04.2024 11:33

Уроки тулунского наводнения

Большая вода, пришедшая в Оренбургскую и Курганскую область, невольно заставляет нас обратиться к опыту ликвидации аналогичного тулунского наводнения. Тогда наряду со спасателями на борьбу с паводком двинулись и добровольцы. В большинстве своем это были представители Иркутской области и Республики Бурятия. Сегодня мы беседуем с руководителем «Отряд 15.08», членом Общественной палаты Иркутской области, членом совета клуба «Байкальские стратегии» Андреем Черных, который поделится с газетой «Областная» практическими наработками и опытом организации работы с добровольцами во время ЧС.

 

Карты, схемы, информация

Чтобы наладить эффективное взаимодействие с государственными структурами всех добровольцев, прибывших в первые дни, разделили по отрядам. Одним из таких отрядов, куда входили добровольцы из Иркутской области и других регионов, включая Москву и Санкт-Петербург, стал сводный добровольческий отряд «Байкал». Посменно им руководили три представителя добровольческих организаций – Солбон Санжиев, Константин Мамаджанов и Андрей Черных. Большая волна пришла в Тулун 29 июня 2019 года, а сам добровольческий отряд «Байкал» был сформирован на месте 3-4 июля.

Мы с коллегами прибыли в Тулун 4 июля 2019 года, где и встретились с его первым руководителем Солбоном. Знали мы друг друга по добровольческой деятельности уже давно, поэтому быстро договорились по сменному графику и всем аспектам взаимодействия, – рассказал Андрей Черных. – В этом заезде (4 и 5 июля), мы провели большую работу по сбору информации, участвовали работах по расчистке завалов, разгрузке фур с гуманитарными грузами, решали множество мелких административных вопросов, планировали задачи по доставке гуманитарной помощи, в том числе, через фонды, одним из представителей которого была москвичка Анна Барне.

Исследовательский подход к делу позволил нам отмечать недостатки, менять на ходу неэффективные подходы и, конечно же, формулировать новые предложения, которыми мы в дальнейшем делились с коллегами. Первое, что бросилось в глаза, это недостаток должного картографического материала – сложно было найти, карты с актуальной информацией, из-за этого было сложно ориентироваться по обстоятельствам, приходилось часто звонить операторам служб, отвлекать их от работ, – подчеркнул наш собеседник.

Именно тогда родилось понимание – насколько важной является оперативная работа по сбору и упорядочению информации в текущем режиме. Это не только схемы инженерных коммуникаций, которые можно смотреть и анализировать послойно, но это и текущая информация, которую можно получать в режиме настоящего времени. Как было бы удобно, если каждая группа имела бы планшет с актуальной информацией, где по каждому объекту было бы отмечено – кто и когда здесь был, какие работы выполнял, риски, не говоря о информации об инженерной инфраструктуре.

Иначе же, каждой новой группе ликвидаторов ЧС каждый раз приходится делать одни и те же обследования, узнавать одну и ту же информацию. Например, стоит ЛЭП, лежит провод – непонятно, под напряжением они или нет. Какие работы уже были проведены, были ли здесь источники заражения – все это должно быть занесено в специальную базу данных. А стекаться эта информация должна в оперативный штаб – и сразу быть доступной.

 

Первый поток гуманитарки

Сразу после трагедии были открыты пункты по приему гуманитарной помощи, которую доставляли в пострадавшие от паводка территории. Между тем, на первых порах (7-10 дней) людям нужен примерно один и тот же набор вещей с поправкой на сезон. То же самое касается и продуктов, убежден Андрей Черных.

В «первый поток» гуманитарной помощи в теплое время относятся футболки, водолазки, х/б и термобелье, сланцы, простая обувь, панамы, постельное белье, включая спальные мешки и так далее. В холодное время – теплые вещи, нижнее белье, теплые куртки, теплая обувь и тому подобное. Все это должно быть коротко-используемым, так как зона ЧС, это зона риска накопления опасных патогенов, заразы. Белье и одежду необходимо постоянной обрабатывать, а в большинстве случаев – просто менять, параллельно с утилизацией.

Вне зависимости от сезона пострадавшим необходимы средства личной гигиены: полотенца, зубная паста, щетки, мыло, а также посуда. Необходимы типовые лекарства, средства обработки ран, очистки воды, индивидуальные аптечки разной степени мобильности.

Ассортимент этих вещей по номенклатуре вряд ли превысит сотню позиций. А значит, что все эти стандартные наборы могут быть абсолютно однотипны, изготовлены из простых малоценных материалов. В нужный момент их могут оперативно подвезти на место раздать наборами и по отдельности тем, кто в этом нуждается, – говорит наш собеседник. – Вещи первого потока должны быть комфортными и служить с учетом условий ЧС 1,5-2 недели максимум. Потом их нужно организовано утилизировать, чтобы не плодить новые источники заражения.

Все остальные – более качественные вещи долгосрочного использования, собранные в виде гуманитарной помощи, и вещи, которые могут быть изготовлены централизованным способом (по примеру армейских наборов), должны относиться к вещам «второго потока». Их нужно привозить примерно через одну неделю после того, как произошло ЧС.

Андрей Черных отметил, что в первую неделю нет необходимости привозить большой ассортимент продуктов. Нужно самое необходимое –30-50 позиций. Этого будет достаточно.

Еще один важный аспект – пострадавшим необходимо приводить в порядок себя и свою одежду. Поэтому нужны мобильный душ, мобильные стиральные машины и спецсредства к ним, средства для специальной обработки вещей и обуви.

Для учета пострадавших и выдачи им гуманитарной помощи могут быть созданы центры логистики. При оформлении пострадавших и жителей пострадавших районов, человеку можно было бы выдавать личную карту по примеру дисконтных карт с чипом, по которой можно учитывать все меры поддержки, полученные им, как и понимать, ведется с ним работа или нет. Ведь если человек оформился, а работы с ним нет, то разве это не повод навестить его, проверить – что с ним. Как и обратная ситуация, когда лучшие экземпляры «гуманитарки» разбирают те, кто не пострадал, у кого есть возможность ездить по точкам подвоза.

 

Дорожная карта на время ЧС

После первого перенесенного шока людей, как правило, начинают интересовать вопросы учета и компенсации их потерь. Пострадавшие люди ждут, когда и каким образом государство компенсирует им утраченное. Это нормальное поведение человека. В этой ситуации ни в коем случае нельзя допустить проволочек и волокиты в оформлении документов, задержек в оформлении конечных пакетных решений по каждой отдельной семье, человеку. Важно, чтобы каждый пострадавший четко видел сроки, схему и понятную логику будущего решения, – говорит член совета клуба «Байкальские стратегии».

В этих условиях, скорость принятия решения важнее четкого соблюдения всех бюрократических формальностей. Пока пострадавшие не получат на руки итоговые документы (решения по компенсации) они не начнут никаких работ по восстановлению собственного жилья.

Поэтому, при возникновении любого ЧС, в первые часы необходимо разработать исчерпывающий пакет документов на все типовые случаи данного конкретного ЧС, включая сложные обстоятельства: к примеру, у человека нет прописки, но он проживал именно здесь или жилье не было должным образом оформлено. Затем готовится команда инструкторов (лидеров), которые должны профессионально освоить эту информацию. Например, для ЧС масштаба города Тулуна необходимо не менее 20 человек. Каждый из них становится лидером свой команды, численностью 5-10 человек. После чего проводится обучение в течение 2-6 часов.

По мере пребывания населения в администрацию, во избежание скандалов и конфликтов, к каждому пострадавшему подходит волонтер в порядке очереди и помогает ему в оформлении документов на всех этапах. Чтобы люди сразу понимали, кто к ним подходит, все волонтеры должны быть одеты в одинаковые жилетки и иметь соответствующие знаки отличия и мандат.

После знакомства доброволец выясняет все обстоятельства дела и помогает пострадавшему правильно составить все необходимые бумаги. Ведет его к необходимым кабинетам. Подсказывает что и в каком порядке следует делать пострадавшему, в рамках процесса оформления документов, занимается этим вместе с пострадавшим. Такой индивидуальный подход позволит сгладить напряженность, человек почувствует, что про него не забыли.

Андрей Черных не сомневается, что найти волонтеров для такой работы с населением будет не сложно: на ЧС приезжают сотни добровольцев, но не все они подходят для тяжелой работы по ликвидации последствий. Например, школьники, студенты, представительницы прекрасного пола могут стать именно такими добровольцами по работе с населением. При этом они точно будут чувствовать, что внесли свой вклад в помощь людям.

Все эти технологии мы представили общественности региона в 2019-м году, – рассказал Андрей Черных. – Я уверен, что тогда в Тулуне, что сейчас в Оренбургской и Курганской области и властям, и спасателям, и жителям, и волонтерам пришлось столкнуться с одними и теми же проблемами. Полагаю, что использование этого опыта позволит справиться с последствиями ЧС быстрее и эффективнее.