20.10.2008 12:00
Теги
20.10.2008 12:00

Снижение скоростей

Продажи иномарок затормозил финансовый кризис

Сложно найти сегодня сферу жизни, которую бы не затронул пресловутыйфинансовый кризис. Не обошел он стороной и автомобили, вернее –автовладельцев и тех, кто только планирует ими стать. И, похоже,финансовому кризису удалось то, что было не под силу долго повышавшейсяцене бензина, – затормозить продажи машин.

Нет денег – нет машин

Последниенесколько лет в Иркутске (как, впрочем, и по всей России) наблюдаласьтенденция стабильного роста продаж автомобилей, особенно новых.Подтверждение тому – ряд появившихся в городе автоцентров и расширениеассортимента представленных в них брендов. Как отмечают менеджерымногих иркутских дилерских компаний, ежегодный рост продаж составлял до40%. При этом значительная часть авто (по разным оценкам, околополовины) приобреталась с помощью заемных средств. Финансовые трудностимировой экономики, обернувшиеся кризисом доверия, заставили банкиужесточить выдачу кредитов, и очередь за новыми авто поредела.

Поданным аналитического агентства «Автостат», в сентябре этого года нароссийском рынке было продано чуть менее 240 тыс. новых легковыхавтомобилей. Это на 13% больше, чем в сентябре 2007 года. По отношениюк августу-2008 прирост составил всего около 1,5%. Доля иномарок нароссийском рынке увеличилась до 76%.

Средииномарок лучше других в сентябре-2008 продавались Toyota, Chevrolet,Hyundai и Nissan. Также высокие темпы роста демонстрируют Honda и Opel.Начали снижаться продажи Ford, Mitsubishi, Kia и Renault. Российскимбрендом-лидером, по данным аналитиков, остается Lada.

В целом, по итогам девяти месяцев 2008 года, на авторынке России было реализовано 2 млн. 152тыс. новых легковых автомобилей, что на 27,2% больше, чем зааналогичный период прошлого года. По оценке директора «Автостата»Сергея Целикова, при сохранении объемов реализации на текущем уровнесуммарный объем российского рынка по итогам 2008 года составит 2,9 млн.машин, а не 3,15млн., как прогнозировалось ранее. Так что, делает вывод эксперт, можноконстатировать, что в условиях мирового финансового кризиса российскийавторынок существенно замедлил свое развитие.

За свои покупать проще

Большинство автодилеров Иркутска от официальных комментариев отказались. Однако менеджерыавтоцентров города отметили, что влияние кризиса уже заметно. И онпроизвел на рынок автомобилей «двойной эффект». С одной стороны,наметился рост продаж за наличность. Так, отмечают дилеры, многие люди,имеющие наличные деньги, чтобы спасти сбережения от растущей инфляции,предпочитают вложить их в приобретение машины. С другой стороны, доляприобретения автомобиля в кредит начала снижаться.

Автодилерысвязывают это с тем, что получить банковский кредит на покупку автостало сложнее. Если раньше ожидание решения по заявке могло занять отсилы дня три, то сейчас этот процесс затягивается, банки дольшепроверяют платежеспособность клиента, требуют дополнительные документы.И часто потенциальные покупатели отказываются от уже заказанныхавтомобилей из-за неполучения кредита.

Однаков ряде банков газете «Областная» рассказали, что объемы выдачиавтокредитов сущест-венно не изменились, некоторые даже отметилисезонный рост. Условия кредитования в последнее время тоже значительноне менялись. Процентные ставки по автокредитам в банках Иркутскаколеб-лются от 8 до 22% годовых в зависимости от возраста машины,наличия начального капитала и срока кредитования.

Такили иначе, но, реагируя на снижения спроса, многие автодилеры ужепересчитывают собственные планы продаж на следующий год. Некоторыепроизводители авто снижают стоимость для российских покупателей. Осокращении выпуска легковых машин объявили General Motors, Ford, Skoda.

Гораздоменьше боятся кризиса продавцы легковых автомобилей высокой ценовойкатегории. Как рассказали в центре продаж Mercedes, насыщенность этогосегмента в регионе пока очень низка. Такие машины – штучный товар,объемы продаж одного автоцентра могут составлять пять-десять авто вмесяц. Пока эти показатели устойчивы. И хотя здесь также отмечают росткредитных отказов, потенциальные покупатели машин стоимостью от 1 до 20млн. рублей и более все-таки есть.

Менеджерыотмечают, что сложнее складывается ситуация с дорогостоящейспецтехникой, которая чаще всего продается по лизинговым схемам. Здесьв случае неплатежеспособности покупателя лизингодателю будет сложнореализовать машины, которые после эксплуатации значительно теряют вцене.

Аналитикиинвестиционных компаний не советуют вкладывать сбережения в покупкуавто только лишь с целью сохранения средств. Сложности с получениемкредитов, считают эксперты, сделают популярнее менее дорогиеподержанные автомобили. Кроме того, в следующем году ожидается отменаНДС при продаже машин с пробегом, что также будет способствоватьразвитию вторичного авторынка.

Только торможение

Новсе-таки, подчеркивают аналитики, сложившаяся на рынке автомобилейситуация – это еще не кризис, а только отголоски мировых финансовыхтрудностей. Действительно, темпы роста продаж замедляются и несоответствуют намеченным планам. Но автомобильный рынок Иркутскойобласти еще далек от насыщения, так что у автодилеров есть большиевозможности для роста.

Экспертыполагают, что автопарк областного центра насчитывает 140–150 тыс.машин. Во всем регионе (данные Иркутскстата по итогам прошлого года)зарегистрировано более 500 тыс. автомобилей без учета транспортапредприятий. По разным оценкам, обеспеченность Иркутска машинамисоставляет около 250 авто на 1 тыс. человек, что далеко не самыйвысокий уровень даже для Сибири. Тот же показатель по всему региону, поданным статистики, составляет около 160 авто на 1 тыс. человек, чтониже, чем, например, в Красноярском крае или Новосибирской области.Перспективы роста авторынка подтверждает и то, что к нам продолжаютприходить дилеры, предлагая новые автомобильные бренды, в том числе икласса люкс.