Сергей Поляков: Развивается регион, работает таможня…
В прошлую субботу Иркутская таможня праздновала 56-ю годовщину образования. А 25 октября иркутские таможенники вместе со своими российскими коллегами отметят день таможенника РФ. Накануне праздничных дат руководитель Иркутской таможни Сергей Поляков рассказал журналисту газеты «Областная» об итогах работы, планах и перспективах своего ведомства.
Состязательный подход
В прошлом году иркутские таможенники отметили 55 лет со дня создания Иркутской таможни. Определенный рубеж пройден, начата очередная пятилетка, считает Сергей Поляков.
– Мы по-прежнему держим статус флагмана таможни Сибирского округа, являемся крупнейшей таможней и по товарообороту, и по финансовым показателям – объемам пополнения федерального бюджета. Результат этого года показывает, что таможня серьезно улучшила свои показатели в негласном профессиональном соревновании: сформирована система контрольных показателей, по которым оцениваются результаты деятельности каждой таможни страны.
При этом требования, отмечает Сергей Поляков, – достаточно жесткие, их выполнение обязывает серьезно подходить к планированию всей работы:
– Такой подход действительно можно назвать соревнованием. Один из таких показателей, по которым Иркутская таможня уверенно лидирует среди коллег, – это объемы оформления деклараций в электронном виде. Доля электронных деклараций постоянно увеличивается. В среднем по региону в электронном виде оформляется порядка 5–6% деклараций. По иркутскому и шелеховскому подразделениям таможни этот показатель превышает 16%. На электронное декларирование переведены большие группы товаров, и их перечень продолжает расширяться.
Перспективность такой организации работы уже оценили и специалисты, и «клиенты» таможни. Если обычная декларация на бумажном носителе оформляется в течение суток, минимум – трех часов, то электронная декларация – в течение тридцати минут. Но даже не это основное преимущество ее применения, считает Сергей Поляков. Главное то, что работа идет без прямого контакта с участником внешнеэкономической деятельности, не требуется и присутствие его представителя. Механизм декларирования уже отработан: по каналам связи в таможню передается декларация, информация обрабатывается на компьютере с помощью контрольных программ и выпускается в течение получаса. Хотя, конечно, для коммерческих организаций фактор времени является решающим.
Биркование перешло на внутренний рынок
Еще одно важное достижение Иркутской таможни – внедрение в практику таможенных органов системы электронного учета леса. Положительный результат этого видят и иркутские таможенники, и коллеги из других регионов, говорит Сергей Поляков:
– Электронная маркировка – это учет экспортируемого леса по всем характеристикам. Электронному учету в регионе ответственности Иркутской таможни был дан старт еще в 2005 году. Система учета предполагает маркировку каждого бревна специальной биркой со штрих-кодом и уникальным номером. Характеристики лесоматериала (физические размеры, порода, объем, сортность) лесоэкспортеры вносят в электронную базу данных. По оценке таможенников, это не только удобная, но и точнейшая форма учета. Если экспортер внедряет такую систему, то он и сам располагает более полной информацией о вывозимом товаре, и может более точные сведения подавать в таможню. Кроме того, использование новых технологий ускоряет процесс таможенного контроля экспортной продукции.
На первом этапе внедрения системы биркования, рассказал Сергей Поляков, таможенники столкнулись с серьезной проблемой: в России был всего один поставщик оборудования для маркировки, плюс само оборудование, да и бирки оказались дорогими. Сегодня на рынке представлены десятки производителей, есть возможность выбирать и по цене, и по характеристикам. При этом большие объемы изготовления бирок значительно снизили их стоимость.
За время эксперимента, отмечают специалисты таможни, предприятия и сами почувствовали пользу введения такой поштучной маркировки. Некоторые начали ее применять не только для продукции на экспорт, но и для внутреннего рынка. Технология позволяет организовывать прозрачный учет лесоматериалов внутри предприятия, начиная со стадии его производства и заканчивая перевозкой. Кроме того, она является эффективным способом против обворовывания компании работниками самих предприятий. В итоге сэкономленные внутри предприятия средства полностью окупают и затраты на электронную маркировку.
Леса меньше, денег больше
Безусловно, важнейшее направление деятельности Иркутской таможни – оформление экспорта лесоматериалов. И хотя по стоимостным показателям лес в общем объеме экспортной продукции находится на третьем месте после нефтепродуктов и алюминия, это особая строка в структуре пополнения федерального бюджета. За девять месяцев этого года таможенные платежи за вывоз круглого леса в Иркутской таможне составили почти 1,5 млрд. рублей.
– Этот показатель к прошлому году значительно вырос, – рассказывает Сергей Поляков, – исключительно за счет повышения таможенной пошлины на эту продукцию до 25%. При этом объем экспорта круглого леса снизился более чем на 30% – до 2,6 млрд. кубометров. Всего стоимость вывезенного кругляка составила 272 млн. долларов, что на 23% меньше, чем за аналогичный период 2007 года.
Соответственно растут объемы вывоза пиломатериалов, только чуть в меньшей пропорции – на 21% по сравнению с прошлым годом. Таможенная стоимость вывезенных пиломатериалов увеличилась на 20% и составила 197 млн. долларов.
Через Иркутскую таможню пиломатериалы поступают в 40 стран мира, тогда как 95% круглого леса идет в Китай. Со следующего года пошлины на круглый лес будут увеличены до 80% от таможенной стоимости и станут реально заградительными. Эксперты прогнозируют, что экспорт кругляка практически прекратится. Ведь оплатить такую пошлину фактически должен будет покупатель сырья: при цене кубометра леса в 100 долларов и 80% пошлины лесоэкпортер должен будет продавать его не меньше, чем по 180 долларов, а это удвоение контрактной цены.
Кстати, повышение пошлин, отмечает руководитель таможни, отнюдь не снижает числа правонарушений. Чем выше барьер, тем чаще у экспортеров появляется желание сэкономить. Так, были выявлены попытки недостоверного декларирования, когда брусованные бревна пытались провести под видом пиломатериалов, по которым экспортные пошлины не взимаются.
Есть производство, есть таможня
Развитие производств, внешнеэкономических связей, рост бизнеса – все это, как в зеркале, отражается и на работе службы и создает необходимость развития самой таможенной структуры. Сергей Поляков рассказал о том, как сейчас идет работа над созданием нового таможенного поста в Тайшете. Пока там работает подразделение из шести человек, их основная работа – оформление лесопродукции на экспорт. Создание отдельного поста связано со строительством в городе мощного алюминиевого завода и, соответственно, значительным увеличением объемов внешнеэкономической деятельности. И хотя по плану завод начнет работу только в 2011 году, таможенный пост нужен уже сейчас, так как начались поставки импортного оборудования. После запуска предприятия начнутся поставки сырья, экспорт алюминия.
Новый таможенный пост начнет работу после того, как будет принято соответствующее распоряжение Федеральной таможенной службы. В Иркутске надеются, что тайшетский пост откроется уже в первом полугодии 2009 года. Безусловно, потребуется расширение штата – для оформления такой продукции, как промышленное оборудование, необходимы сотрудники особой специализации.
У иркутской таможни уже есть опыт создания таких специализированных структур. В частности, организовано подразделение на базе иркутского таможенного поста, привязанное к иркутскому авиационному заводу. Недавно авиазавод объявил о своих новых программах по гражданскому авиастроению, таможенники тоже к этому уже готовятся. Так, обсуждается вопрос создания при корпорации «Иркут» отдельного таможенного поста.
– Таможня идет в ногу с промышленностью и бизнесом, – подчеркивает Сергей Поляков, – развивается производство, есть внешний торговый оборот, значит, будет работать и таможенная служба. Но есть и обратные процессы. Сейчас сложилась сложная ситуация в Байкальске: если Байкальский ЦБК перепрофилируют или закроют, при снижении объемов поставок работа таможенного поста будет нецелесообразна, в итоге пост просто прекратит свое существование.
Как заверил Сергей Поляков, всем высвободившимся работникам поста будет предоставлены рабочие места в Иркутске.
20 человек на место
– Таможня гордится своими ветеранами, вместе с тем состав коллектива приближается к пенсионному возрасту. И хотя многие работники, перешедшие этот рубеж, продолжают службу, необходимо думать и о привлечении молодых кадров, – говорит руководитель таможни. – Для нас принципиально важно, кто придет завтра на смену нашим работникам.
Получить работу в таможне всегда считалось сложным. Сейчас эта система несколько упростилась. Но конкурс на каждую вакансию по-прежнему высокий – 20 и более человек. Отбор ведет специальная конкурсная комиссия, в ее составе и специалисты таможни, и независимые эксперты. Приглашаются профессора вузов, кандидаты наук, которые могут реально оценить теоретические знания не только таможенного дела, но и гражданского законодательства. Комиссия дает всестороннюю оценку подготовки кандидатов, необходимо, чтобы новый человек максимально быстро адаптировался к работе.
– Кстати, в конкурсе на равных условиях участвуют и сотрудники наших подразделений, которые хотят перейти на более высокую должность, – отметил Сергей Поляков. – Думаю, что такой отбор должен поднять уровень квалификации нашей службы.