21.11.2008 13:00
Рубрики
Общество
Теги
21.11.2008 13:00

Больше практики – меньше аварий

Вводятся изменения в правила обучения в автошколах

С Нового года в России вступают в силу изменения правил обучения в автошколах. Основные нововведения касаются увеличения курса практических занятий, что приведет к удорожанию самих курсов для потенциальных водителей. Количество же теоретических уроков будет, напротив, уменьшено.

 

С 1 января, следуя общей программе обучения, теоретический курс в автошколах будет сокращен с 206 до 106 часов, а практический – увеличен с 32 до 50 часов. Это, по мнению законодателей, должно повлечь улучшение водительских навыков у выпуск-ников. Необходимость в усовершенствовании системы обучения будущих водителей основана на статистике. Общеизвестно, что большинство дорожно-транспортных происшествий случается по вине новичков, недавно закончивших автошколу. В Приангарье, по данным отделения пропаганды ГИБДД ГУВД по Иркутской области, каждое седьмое ДТП лежит на совести водителей со стажем менее трех лет.

– Всего за десять месяцев этого года по вине водителей произошло более 2,6 тысяч ДТП, из них по вине малоопытных водителей – 352 ДТП, – сказал начальник отделения пропаганды областного ГИБДД Алексей Тарбеев. – Поэтому я считаю, что пока автошколы выпускают неподготовленных водителей. И увеличение практических занятий на 18 часов просто необходимо.

Автошколы в свою очередь поддерживают инициативу законодателя.

– Я тоже автолюбитель и сталкиваюсь на дороге с различными ситуациями, – говорит директор иркутской автошколы «В движении» Наталья Манина. – Видно, что за рулем часто находятся неопытные водители, неуверенно управляющие машиной, из-за которых и сам начинаешь нервничать. Мы же должны так учить своих слушателей, чтобы потом не бояться их на дорогах. А для этого, конечно, нужно больше времени отводить практическим занятиям.

Количество часов теоретического курса в автошколах сократится, скорее всего, за счет отказа от некоторых лекций по устройству автомобиля.

– С этим я также согласна. Мне, например, как девушке совсем не обязательно досконально разбираться во всех механизмах авто, – считает Наталья Манина. – Теоретический курс по устройству автомобиля необходим для общего развития. Детально знать, как устроена машина, не обязательно. Большинство автолюбителей даже после прохождения такого курса не смогут без специальной помощи устранить неисправность.

При этом новшества в правилах обучения поддерживаются руководителями автошкол еще и исходя из собственной статистики. Так, в среднем, в иркутских автошколах теоретический курс с первого раза сдают 90% слушателей, а вот с испытаниями водительских навыков все обстоит гораздо плачевнее. Этот экзамен в ГАИ с первого раза сдают 70–80% обучающихся.

Однако нововведения повлекут за собой удорожание обучения потенциальных водителей. Так, по словам Натальи Маниной, в автошколе «В движении» стоимость теоретического курса не изменится, а вот практические занятия с 11,2 тыс. рублей подорожают до 17,5 тыс.

– Доходы самой автошколы не увеличатся, – поясняет Наталья Манина. – Со своими инструкторами мы сотрудничаем на договорной основе. Они являются индивидуальными предпринимателями и оказывают нам услугу по сдаче автомобиля в аренду. Практически все деньги, внесенные слушателями за обучение вождению, автошкола перечисляет инструкторам за аренду автомобилей. Нам же придется расширять свой автопарк, привлекать новые автомобили и инструкторов, дабы покрыть потребность слушателей в практических занятиях.

Впрочем, сотрудники ГИБДД уверены, что и такого увеличения практического курса будет недостаточно. Так, Алексей Тарбеев считает, что обучению вождению в автошколах необходимо отводить не менее 100 часов:

– Если человек пришел в автошколу без начальных навыков вождения, то его невозможно научить грамотно управлять автомобилем даже за 50 часов, тем более в городских условиях. Нужно увеличить практику хотя бы до 100 часов. Я бы еще ввел повторную сдачу практического экзамена через два-три года после окончания автошколы. Сейчас многие получают права не для того, чтобы прямо сразу сесть за руль, а чтоб эти права у них были. Фактически же начинают водить машину только года через три. За этот промежуток времени они теряют даже те малые навыки вождения, которые приобрели в автошколе, но общий водительский стаж уже приобретают.

Специалисты также высказывают мнение, что улучшить ситуацию на дорогах могут и специальные знаки на автомобилях водителей-новичков. Речь идет не о букве «У», которую сейчас малоопытные автолюбители помещают на стекла своих машин. По правилам дорожного движения, этот знак обозначает авто, на котором проводится обучение вождению.

– Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения МВД уже озвучивалось предложение по разработке специального знака для водителей-новичков, – рассказал Алексей Тарбеев. – Предполагается сделать этот знак обязательным, чтобы остальные участники дорожного движения могли выделить в потоке машин ту, которой управляет неопытный водитель, и более внимательно относились к ней.

Возможно, такие знаки появятся в нашей стране в ближайшем будущем. А вот перспектива других нововведений, заявленных чиновниками Госавтоинспекции, более четкая. Так, разрабатываются новые стандарты для водительских удостоверений.

– До 2012 года Россия должна привести свои законодательные акты в соответствие с Женевской конвенцией, в связи с чем изменятся и водительские удостоверения, – рассказал Алексей Тарбеев. – Планируется, что увеличится количество категорий – с пяти до 12. Это, по-моему, вполне логично. Сейчас у нас водитель с категорией «В» имеет право управлять и «Запорожцем», и джипом весом в 3,5 тонны.

В удостоверениях нового образца планируется выделить в отдельные категории право управлять минивеном, джипом, автобусом с девятью и 40 пассажирскими местами, мопедом и тяжелым мотоциклом.