21.11.2008 13:00
Теги
21.11.2008 13:00

Дефицит учеников

Как выживают малокомплектные школы Приангарья?

Отдаленные территории обеспокоены судьбой своих малокомплектных школ. А все потому, что в сельской местности детей уже давно намного меньше, чем парт. В нашу редакцию пришло письмо от жителей села Бур Катангского района. Родители учащихся встревожены тем, что средние классы местной школы в ближайшем будущем планируется объединить в один. По их мнению, проведение совместных уроков для пяти-, шести- и семиклассников приведет к снижению качества знаний и оттоку учителей. Как в Иркутской области решаются проблемы с дефицитом учеников в малокомплектных школах, и без того обделенных детьми, выясняла газета «Областная».

 

В селе Бур сегодня проживает не многим более 150 человек. В местной школе учатся всего 12 детей – по два в шести классах; а работают девять учителей, в том числе два молодых педагога, которые приехали сюда в прошлом году. В отличие от многих малокомплектных школ Приангарья здесь преподаются все предметы, включая иностранный язык. В начале учебного года директор школы сообщила, что из-за дефицита учеников пятый, шестой и седьмой классы с 1 декабря рекомендовано объединить в один комплект. «Как потом наши дети будут сдавать ЕГЭ и поступать в вузы наравне с выпускниками городских школ? – переживают родители учащихся. – И что же теперь будет с учителями, которые и без того работают за гроши? Что будет с нашей школой?»

– В общеобразовательных учреждениях в течение последних десяти лет наблюдается снижение числа учащихся, – комментирует ситуацию министр образования Иркутской области Наталья Малявкина. – Но если три-четыре года назад сокращение составляло 15–18 тысяч детей в год, то в 2007 году – 11 тысяч. В текущем учебном году учеников стало меньше на 8 тысяч, но при этом число первоклассников увеличилось на тысячу.

Отсутствие учащихся – основная причина закрытия учебных заведений. И в основном это касается малокомплектных начальных школ. По словам Натальи Малявкиной, решение о закрытии школы принимается органами местного самоуправления только по результатам схода жителей села. И, как правило, школа не исчезает из социума полностью, она приостанавливает свою работу до той поры, пока не подрастут местные дошколята.

– Десятилетиями в нашей стране реализуется практика объединения в один комплект учащихся первых, вторых и третьих классов сельской школы при условии, что в каждом из них учится не более пяти детей, – отметила министр. – У педагогов накоплен большой опыт такой работы. Уверяю вас, ученики получают качественное образование и поддержку со стороны одноклассников.

В средних классах ситуация иная в силу увеличения числа предметов. Безусловно, подчеркивает Наталья Малявкина, при обучении 20 детей тремя учителями-предметниками трудно говорить о высоком уровне образования. Решить проблему можно с помощью ежедневного подвоза детей в среднюю школу с высокопрофессиональным педагогическим составом. Однако сегодня не во всех селах существует возможность возить детей на учебу в райцентр или в близлежащие деревни даже при наличии автобуса. Ведь ребенок должен находиться в пути не более 40 минут.

– К ситуации надо подходить индивидуально. Например, если в десятом классе учится один человек, а организация подвоза невозможна, ученику должны быть предложены другие формы обучения – по индивидуальному плану, в форме экстерната. Но если он и родители не согласны, то обязательно открывается класс для одного этого ученика, хотя по нормативам наполняемость класса в городской школе составляет 25 человек, в сельской – 20, – пояснила министр.

Так, сегодня решен вопрос об открытии десятого и одиннадцатого классов в средней школе Нижнеилимского района с наполняемостью семь и три ученика соответственно. Это учебное заведение удалено от райцентра на 180 км, а рейсовые автобусы здесь не ходят. Коллектив учителей Еланцынской средней школы обратился с просьбой открыть четыре 11-х класса на 64 ученика. Просьба удовлетворена, однако в связи с этим школа утратила право делить классы на группы при изучении иностранного языка, информатики, технологии и физкультуры.

– Что касается школы села Бур, то отделу образования администрации Катангского района мы рекомендовали, и такое решение уже принято, не объединять пятый, шестой и седьмой классы. Школа, действительно, полностью обеспечена педагогическими кадрами, и надеемся, что дети получат в ней качественное образование, – отметила Наталья Малявкина.

Для того чтобы ввести в практику объединение в один комплект учащихся пятых-шестых классов, областные власти сейчас изучают программно-учебно-методические и организационно-правовые составляющие вопроса. Сокращение числа учащихся потихоньку начинает стабилизироваться. Пройдет время – и малокомплектные школы снова наполнятся детьми.