21.11.2008 13:00
Рубрики
Здоровье
Теги
21.11.2008 13:00

Помощь маленьким сердцам

В Иркутске открылась уникальная детская кардиореанимация

Маленькой Наде всего один год и семь месяцев, но она уже перенесла тяжелую операцию. Малышка приехала с родителями в Иркутск из города Вихоревки Братского района, чтобы ей вылечили врожденный порок сердца. Северянка стала первой пациенткой новой кардиореанимации, открытие которой состоялось в понедельник в областной клинической больнице.

 

Операция началась 17 ноября в 8.30 и закончилась в 12.10. Оперировал маленькую Надежду заведующий отделением кардиохирургии N 2 Иркутской областной клинической больницы Владимир Медведев.

– Открытие детской реанимации – событие долгожданное и радостное, – рассказал хирург. – У нас есть прекрасная детская операционная, которую отремонтировали еще до открытия детского кардиохирургического отделения. Новоселье в самом отделении мы отметили в этом году 3 марта, но отсутствие специализированной реанимации подчас связывало нам руки. Дело в том, что детей трех и даже двух лет можно выхаживать в реанимации вместе со взрослыми. Но совсем крохотных пациентов, которым не исполнилось еще года, туда помещать категорически нельзя. Невозможно трехмесячного малыша положить рядом со взрослым больным, ведь он может инфицировать ребенка. Наличие детской кардиореанимации позволяет нам оперировать детей раннего возраста, в ней созданы все условия для их выхаживания. Теперь самое современное оборудование, а также интеллектуальный потенциал врачей, позволяет нам производить все виды операций на сердце, которые существуют в мире.

В Иркутске операции на сердце делаются уже около 35 лет, но разделение детского и взрослого потока пациентов произошло лишь недавно.

– Когда оперировали детей старшего возраста, не было особой необходимости в специализированном детском отделении, – поясняет заведующий отделением анестезиологии и реанимации N 2 областной больницы Зураб Надирадзе. – Но со временем ситуация изменилась – медицина не стоит на месте. Так как основной процент летальности среди детей с врожденным пороком сердца приходился на младшие возраста, мы встали перед необходимостью соответствующей специализации. Я считаю, что нам исключительно повезло – детским кардиохирургам и реаниматологам была оказана максимальная помощь со стороны регионального министерства здравоохранения и руководства областной больницы. Все понимали, что в данном случае невозможно на чем-то сэкономить, поэтому было закуплено оборудование экспертного класса ведущих мировых производителей из Италии, Германии, США и Японии. Стоимость одного только монитора – 1,5 миллиона рублей, а их у нас шесть штук плюс центральная рабочая станция. Одна детская кровать с электроприводом стоит 400 тысяч рублей. Всем хотелось, чтобы для детей, которые поступают к нам в отделение, были созданы самые лучшие условия.

По словам старшей медицинской сестры отделения анестезиологии и реанимации N 2 Надежды Жилиной, в новой палате интенсивной терапии трудиться одно удовольствие:

– Я работаю в реанимации 26 лет, но таких условий у нас еще никогда не было. Труд среднего медицинского персонала во многом упростился, но вместе с тем возросли требования к квалификации сотрудников.

В отделении детской кардиореанимации работают пять врачей анестезиологов-реаниматологов, которые прошли специализацию по педиатрии в ведущих клиниках Санкт-Петербурга и Новосибирска.

– Нам удалось свозить на учебу в Санкт-Петербург не только врачей, но и средний медперсонал, – подчеркнул Зураб Надирадзе. – Давно прошли те времена, когда квалификацию повышал один хирург, а потом всем рассказывал, как на учебе было здорово. Я считаю, что на сегодняшний день у нас работает настоящая команда специалистов не только с золотыми руками, но и с новой идеологией в головах.

В течение девяти месяцев шла подготовка к открытию детской кардиореанимации. Стоимость закупленного оборудования оценивается в 15 млн. руб-

лей, ремонтные работы обошлись в 300 тыс. Наличие специализированных операционной, отделения и реанимации позволят делать большее количество операций на детских сердцах. В 2007 году кардиохирурги сделали 198 операций, в 2008-м маленькая Надя стала уже 201-й пациенткой. По мнению врачей, к концу года они проведут 240–250 операций врожденных пороков сердца.

– Мы стали больше оперировать детей младшего возраста, – рассказал Владимир Медведев. – Мы берем даже недоношенных детей. Самый маленький наш пациент весил всего 600 граммов. Его невозможно было перевезти в детскую операционную, так как снижение температуры окружающей среды хотя бы на один градус могло привести к летальному исходу. Поэтому операция прошла в областном перинатальном центре прямо в инкубаторе, где лежал малыш. Выхаживали его врачи реанимации роддома, и когда ребенок пошел на поправку, его выписали домой.

Если еще несколько лет назад считалось, что ребенку с врожденным пороком сердца нужно делать операцию в более старшем возрасте, то теперь позиция детских хирургов по этому вопросу кардинально изменилась. Во всем мире кардиохирурги пришли к выводу, что чем раньше ребенок будет прооперирован, тем больше у него шансов вырасти здоровым. Уже никого не шокирует необходимость оперировать не просто новорожденных, а даже недоношенных детей.

По мнению Владимира Медведева, иркутские кардиохирурги в состоянии делать детям 300–350 операций на сердце в год. Подобное количество хирургических манипуляций продиктовано тем, что ежегодно в Иркутской области рождается 350–400 детей с пороками сердца. Помимо этого, наши врачи оказывают помощь маленьким жителям Республики Бурятия и Забайкальского края. С открытием детского центра кардиохирургии в Иркутске отпадает потребность в направлении маленьких сибиряков на операции в другие регионы страны.

– Сердечно-сосудистые заболевания у детей, так же как и у взрослых, в структуре смертности стоят на первом месте, – поясняет Владимир Медведев. – Среди всех неоперированных детей с врожденным пороком сердца до одного года доживают 60%. К трехлетнему возрасту их останется только 40%, среди которых половина уже инвалиды и не могут быть прооперированы, поскольку в сердце произошли необратимые изменения. Однако если вовремя диагностировать порок сердца и прооперировать его, то 70% наших пациентов становятся абсолютно здоровыми детьми. Они долго и счастливо живут и ничем не отличаются от сверстников. Я всегда говорю родителям прооперированных детей, что их малыш космонавтом точно не станет, но танцевать и играть в волейбол сможет вполне уверенно.

На следующий день в детской реанимации у Нади появилось два соседа. Так как кардиохирурги оперируют четыре дня в неделю, койки в новой палате интенсивной терапии простаивать не будут.