21.11.2008 13:00
Рубрики
Общество
Теги
21.11.2008 13:00

Судья – просветитель

Председатель Октябрьского районного суда Иркутска старается вернуть доверие граждан к третьей власти

С Николаем Куликом – заслуженным юристом РФ, членом координационного совета международного союза юристов (пожалуй, особое место в длинном списке регалий нашего собеседника занимает высшая награда Министерства юстиции РФ – медаль Кони) мы встретились накануне двух юбилеев. В конце октября исполнилось 35 лет с того момента, когда он впервые примерил судейскую мантию, а в мае следующего года отпразднует десятилетие одно из его детищ – Иркутская областная общественная организация «Союз юристов». По итогам полуторачасового интервью убедиться пришлось в следующем: как мало мы, на самом деле, знаем о судейском корпусе. Мне показалось, что на судью Николай Кулик вообще не похож. Недаром ему так симпатична испанская правовая система. Там судей законопослушные граждане не боятся – испанцы любят суды.

 

Сибирские прецеденты

– Вы бы предупредили, что фотосессия намечается, свой лучший галстук бы надел, – встречает нас с фотографом председатель Октябрьского районного суда. – Я его на завтра приберег, буду отмечать с друзьями-коллегами юбилей: 28 октября 1973-го меня выбрали на должность судьи Братского районного суда… Любимый галстук, кстати, не меняется с тех времен (смеется).

В скобках укажем: Николай Кулик стал самым молодым в регионе судьей. Шутка ли – отправлять правосудие в 27 лет! Так, начав свою судейскую карьеру с одного прецедента, он продолжает создавать их в Сибири (честное слово, «клещами» пришлось из него это вытягивать – он больше отшучивался, ибо юмор считает верным средством против рутины в работе, а прежде всего, – прививкой от тщеславия). Например, 31 мая 2009 года исполнится десять лет Иркутской областной общественной организации «Союз юристов», которая была создана по инициативе Николая Кулика.

– На основе общих профессиональных интересов мы объединили судей, адвокатов, прокурорских работников. Сейчас организация насчитывает 60 юристов, ее костяк – 17 человек, – рассказывает Николай Кулик. – Каждый понедельник мы собираемся, чтобы обсудить текущие вопросы, рассматриваем обращения правозащитников, например, тесно сотрудничаем с Уполномоченным по правам человека в Иркутской области Иваном Зелентом, оказываем методическую помощь коллегам. Что касается глобальных задач, то они следующие: создать в Иркутской области единое правовое поле, задействовать юридическую общественность в различных правовых и гуманитарных программах, помогать миролюбивым инициативам общественных организаций. Ну, и повышать престиж профессии юриста… 

С престижем – как раз не густо, особенно у представителей третьей власти. И к этой проблеме, по словам заслуженного юриста РФ, больше других причастна власть четвертая:

– Не обижайтесь, но много несправедливого сегодня говорят и пишут журналисты. Согласен, в семье не без урода, и в нашей профессии встречаются люди, преступившие закон. Но таких единицы, судейское сообщество избавляется от предателей без всяких сожалений – квалификационная коллегия работает без осечек, и примерно 100 судей в стране ежегодно лишаются статуса по дискриминирующим обстоятельствам. Беда в том, что только негативному, отбрасывающему тень на всю систему, посвящаются первополосные репортажи, а добросовестный труд большинства судей остается незамеченным. В итоге у граждан создается искаженное представление о третьей власти. 

Выход Николаю Кулику видится в том, чтобы сделать суды максимально открытыми:

– Это великое дело, что в стране внедряется государственная автоматизированная система «Правосудие». Уже через пару лет в сети Интернет появятся приговоры судов общей юрисдикции – отсрочка объясняется не только необходимостью установки и отладки необходимого оборудования, но и созданием необходимой нормативно-правовой базы – о виде и объеме информации, подлежащей опубликованию. Ожидается, что в общий доступ попадут не только вступившие в законную силу приговоры, но и протоколы судебных заседаний, их аудио- и видеозапись. Такой подход, во-первых, будет дисциплинировать самих судей, а во-вторых, сведет на нет старания  «профессиональных жалобщиков», которых принято называть сутягами. Согласитесь, если бы на всех заседаниях работали средства объективного контроля, обвинять судью в ошибке, а тем более в подтасовке фактов, было бы уже бессмысленно.

Новые храмы правосудия

Еще один метод борьбы с досужими кривотолками – строительство новых, вместительных зданий судов.

– О какой открытости подчас может идти речь, если судебные заседания приходится проводить в тесных залах, куда, кроме участников процесса, вместить невозможно не то что зрителей, даже родственников? – задает риторический вопрос Николай Кулик. – Необходимость подстраиваться под расписание работы зала заседаний – у нас он, например, один на восемь составов, к тому же, им пользуются судьи из мировых участков – вынуждает назначать длительные перерывы по ходу разбирательства, и это еще один повод для недовольства. Но сейчас, с легкой руки руководителя управления Судебного департамента в Иркутской области Николая Новокрещенова, мы, наконец-то, начинаем строительство Дворца правосудия. Новое, большое здание Октябрьского районного суда разместится в микрорайоне Солнечном – рядом с судом присяжных. Конечно, не самое удачное место в плане транспортной доступности – здесь еще нужно будет подумать о дополнительной ветке маршрутного такси, – но новый храм Фемиды будет полностью отвечать современным требованиям. Сейчас в Октябрьском районе работают 17 составов суда общей юрисдикции, новое здание рассчитано на 20. На строительство, которое будет вестись три года, выделено 180 миллионов рублей. Я уже своим коллегам сказал, чтобы каждый купил по раскладушке: будем по очереди жить рядом со стройкой, контролировать, чтобы новоселье не отодвинулось ни на один день (смеется).

Строить Дворцы правосудия (в буквальном смысле) Николаю Кулику не привыкать. В 1982 году он взялся за возведение нового здания городского суда в Усть-Илимске. Уже был готов проект, смету утвердили в Ленинграде, был вырыт котлован, но в грандиозные планы вмешалось постановление ЦК КПСС, объявившее «мораторий» на строительство административных зданий – все силы стройиндустрий были брошены на возведение жилья. Только через девять лет на заброшенную площадку вернулись рабочие и техника, и уж совсем недавно усть-илимский суд все-таки сменил прописку.

А в 1992 году – уже в должности начальника Управления юстиции по Иркутской области – Николай Кулик, можно сказать, открыл в Приангарье Восточно-Сибирский филиал Российской правовой академии:

– Мою инициативу поддержал Министр юстиции РФ Николай Федоров. Проблема, которую я обозначил на одной из встреч Николая Васильевича с начальниками региональных управлений, заключалась в том, что в условиях постоянного роста числа рассматриваемых уголовных дел далеко не все судьи имеют возможность повышать квалификацию в Москве. Элементарно не хватало времени на такие поездки. Тогда многие участники совещания согласились, что было бы неплохо возобновить советскую практику, когда закон предписывал судье садиться за парту не реже одного раза в три года. Тем более, что и без этого жесткого правила желающих совершенствовать свою квалификацию немало. Вот я, например, не устаю признаваться коллегам: если вечером не прочитал хотя бы пять-десять листов специальной литературы, утром понимаю, что начинаю тупеть… Отрадно, что точно так же думает большинство судейских работников.

По примеру правовых государств

Между тем, в получении специальных знаний нуждаются не только федеральные судьи, но и мировые, их помощники, секретари, администраторы. В 2000 году в Иркутске открылся филиал Российской академии правосудия, призванный обеспечивать потребности девяти субъектов РФ, входящих в Сибирский федеральный округ, в подготовке специалистов для судебной системы. Нетрудно догадаться, чьими стараниями.

– Создание Восточно-Сибирского филиала – это просьба ректора Академии правосудия РФ, – рассказывает Николай Кулик. – Мне и нескольким коллегам, которых я считаю своими друзьями, пришлось начинать без единого рубля. Но желание довести дело до конца было столь велико, что уже через полгода учебное заведение открыло двери для первого набора слушателей. Сначала преподаватели читали лекции на общественных началах, так как финансирование началось позже. Спустя время филиал академии сменил тесные, неприспособленные помещения, переехав в здание бывшей Банковской школы на улице Ивана Франко, 23а.

Занятно: поскольку иркутский филиал академии открылся первым в стране, в федеральном списке ему отведена верхняя строчка (далее субъекты РФ расположились по алфавиту). Профильный вуз готовит уже четвертый выпуск по специальности «Юриспруденция». Кафедра уголовно-правовых дисциплин представлена 29 преподавателями, в том числе Николаем Куликом – он ведет спецкурс «Судебные системы зарубежных стран»: 

– Мне лично импонирует классическая английская система и лаконичная японская. В восточной стране, кстати, всего

2 тысячи судей, для сравнения, в России – 36 тысяч. Неплоха испанская система. Три года назад в составе делегации Российской академии правосудия я посетил Барселону, Мадрид и столицу басков – Виторию. Нас пригласила Высшая школа по подготовке и переподготовке судей Испании. Поразила информатизация работы их судов: необходимые для отправления правосудия данные можно получить в течение пяти минут. Конечно, профессиональную зависть вызвало и то, с каким безграничным доверием относятся к судам законопослушные граждане. Испанцы любят судей! Но проблем хватает везде. Испанское правительство, например, озабочено проблемой семейного насилия. При этом отмечается, что если раньше распускали кулаки преимущественно мужчины, то теперь и женщины не уступают им в жестокости.

Возможность встретиться с носителями международного права юристам Сибири еще представится – на 2009 год запланирован визит лучших правоведов планеты на Байкал.

– Раз в три года один из регионов России принимает представителей Международного союза юристов, – говорит член этой организации Николай Кулик. – Периодичность проведения различных конгрессов, семинаров – не чаще одного раза в месяц, а география встреч охватывает все государства земного шара. Например, в позапрошлом году в России проводился семинар по новому Жилищному кодексу РФ с участием разработчиков, в том числе директора Института повышения квалификации Уральского отделения Российской школы частного права Виктора Симонова.

А в первых числах декабря этого года Николай Кулик будет представлять интересы судов районного звена Иркутской области и 18 сибирских территорий на VII Всероссийском съезде судей:

– Самый главный вопрос, который планируют обсудить делегаты третьей власти, – принятие Закона о судоустройстве в РФ. Назрела необходимость внести изменения в Законы о статусе судей, о судейских сообщест-

вах. Весьма болезненный вопрос – пробелы в законодательстве. Число законов в правовых государствах в среднем на тысячу больше, чем в России, а значит, там меньше лазеек для нарушений. Ведь еще Аристотель отметил: «Хорошо составленные законы главным образом должны, насколько это возможно, все определять сами и оставлять как можно меньше произволу судей».