Бацилла политики в городской среде
Идея избирать местных депутатов по партспискам вызвала неоднозначную реакцию
Избрание депутатов по партийным спискам, наряду с определением победителей в округах, на выборах парламента Иркутской области стало уже процедурой привычной. Хотя по такой смешанной системе в регионе прошли только две кампании. А теперь федеральный законодатель решил распространить этот опыт на муниципальный уровень – соответствующие поправки Госдума приняла в первом чтении. Аналогичная рекомендация содержится и в решении генерального совета партии «Единая Россия». Впрочем, у этой идеи нашлись ярые противники среди депутатов Законодательного собрания. Не одобряют избирательное новшество и иркутские эксперты. По их мнению, местные власти должны заниматься исключительно прагматичными вещами вроде уборки мусора и строительства дорог. Сами же муниципалы – депутаты думы Иркутска – пока консолидированного мнения не выработали.
Партийцев и общественников – в местные думы
Проект изменений в Закон «О муниципальных выборах в Иркутской области» был включен в повестку внеочередного заседания комитета по законодательству о государственном строительстве и местном самоуправлении ЗС, которое состоялось накануне третьей сессии парламента. Внесение документа инициировали спикер ЗС Людмила Берлина, председатель комитета Борис Алексеев и его заместитель Наталья Дикусарова (все представляют фракцию «Единой России»). Вопрос вызвал оживленную дискуссию, в ходе которой мнения парламентариев разделились.
Законопроект устанавливает возможность применения смешанной (мажоритарно-пропорциональной) системы на выборах в думы городских округов с численностью населения более 300 тыс. человек. Это означает, что половина депутатов может избираться по единому округу пропорционально числу голосов, поданных за выдвинутые списки кандидатов.
Заместитель председателя избирательной комиссии Иркутской области Людмила Шавенкова сообщила, что в ряде субъектов РФ смешанная система на муниципальных выборах применяется уже не один год, и претензий к ней там не возникало:
– На мой взгляд, наш Закон о местных выборах ущербен именно потому, что не предусматривает такую систему. Хочу подчеркнуть, что Закон никого не обязывает ею пользоваться, это право муниципалитетов, – отметила представитель облизбиркома.
Среди плюсов смешанной системы Людмила Шавенкова назвала возможность формирования местной думы из представителей разных партий – согласно законодательству, к распределению мандатов допускается не менее трех партсписков. Более того, попасть в руководящие органы местного самоуправ-ления смогут и общественные объединения, которые также будут выдвигать свои списки для участия в выборах. Положительным моментом является и укрупнение избирательных округов.
– Чем мельче округ, тем вероятнее в нем подкуп избирателей, который очень сложно доказать юридически, – отметила зампредседателя комиссии.
Возник вопрос у облизбиркома только к ограничению по численности населения городского округа – не менее 300 тыс. человек. Фактически такому условию соответствует только Иркутск. По мнению Людмилы Шавенковой, ограничительным фактором должно выступать число избирателей, зафиксированное в федеральном законодательстве на определенную дату.
Идея «Единой России» устроила все партии
Инициативу поддержали иркутские партийцы. Впрочем, это не удивительно, ведь для них это дополнительный шанс провести своих представителей в местные думы.
По словам второго секретаря областного комитета КПРФ Евгения Рулькова, смешанная система принесет плюсы оппозиции, ведь избиратели смогут голосовать за кандидатов, исходя из своих партийных предпочтений. По мнению заместителя главы Иркутского регионального отделения «Справедливой России» Владимира Матиенко, выборы по партспискам будут способствовать популяризации партии.
Положительно, но настороженно отнеслись к смене избирательной системы иркутские «Зеленые». Глава исполнительного комитета ИРО партии Роман Гладких отметил, что смешанная система хороша для многопартийного уклада, а сейчас активно идет процесс укрупнения партий, что означает снижение конкуренции между ними.
Сами инициаторы идеи – «единороссы» – говорят, что руководствовались исключительно благими намерениями. Не монополизировать власть «Единой России» на местах, а дать другим партиям возможность увеличить или получить представительство в муниципальных законодательных органах, расширить инициативы гражданского общества, повысить интерес населения к избирательному процессу. А главное – актуализировать партийное строительство в муниципалитетах. При этом, как отметил заместитель руководителя регионального исполкома «Единой России» Виталий Барышников, решение генерального совета партии – это не приказ, а всего лишь рекомендация местным партийным органам, обязательная к исполнению. Окончательное решение остается за областным парламентом и конкретными муниципалитетами.
Удачно вписалась партийная идея и в Послание Президента Федеральному собранию. Дмитрий Медведев отметил необходимость избрания представительных органов местного самоуправления «при самом активном участии как политических, так и неполитических объединений местных жителей – правозащитных, добровольческих, благотворительных и просветительских». Сейчас, по словам главы государства, большинство партий и общественных организаций в муниципальных думах представлены слабо.
Муниципалов в политику ввязывать нельзя
Принципиально отвергли законодательную инициативу члены комитета по госстроительству ЗС Сергей Шишкин и Антон Романов. Нашлись у депутатов замечания как к форме, так и к содержанию документа. Для принятия проекта Закона, считают они, помимо правовой возможности иных обоснований нет. А таковыми могли послужить, в частности, опросы избирателей о том, какая система для них наиболее предпочтительна. Кроме того, отсутствуют заключения прокуратуры, органа юстиции и правового управления ЗС. Указали «несогласные» и на непонятную спешку в рассмотрении документа. Во-первых, до выборов в Иркутске еще целый год, а во-вторых, пока нет четкого законодательного регулирования на федеральном уровне – Государственная дума рассмотрела изменения в Законы об общих принципах организации местного самоуправления и об основных гарантиях избирательных прав граждан только в первом чтении.
Говоря о сути инициативы, Сергей Шишкин отметил, что проводить параллели между региональными и муниципальными выборами некорректно, так как предметы ведения городских дум и парламентов субъектов РФ несопоставимы.
– Органы местного самоуправления должны ведать сугубо прагматичными, аполитичными вещами. Не дай бог в городскую среду, где надо заниматься теплом, освещением, созданием благоприятных условий для жизни людей, занести бациллу политики. Тогда начнется настоящая вакханалия, и мы потеряем управление городом, – полагает депутат.
Появление партийных списков в муниципальном избирательном процессе может привести и к оторванности местных депутатов от своих избирателей. По мнению Сергея Шишкина, парламентарий, избранный от партии, будет руководствоваться в своей работе, прежде всего, принципами партийной корпоративности и дисциплины. В итоге люди просто не будут знать, к кому обратиться с просьбой, с кого спросить за неисполненные обещания.
– Да и вообще, – недоумевает парламентарий, – зачем нужны списки, когда у партий и сейчас есть масса возможностей участвовать в избирательном процессе? Избираться же можно и по мажоритарной системе, а затем образовывать различные фракции, группы, объединения по партийной принадлежности.
Депутат Антон Романов, избирающийся в Законодательное собрание исключительно по округу, ратует за мажоритарную систему: одно дело пассивно избираться по списку, и совсем другое – получить победу в территории, активно поработав с людьми. А партии могут и по округам рекомендовать своих кандидатов. Еще один минус – опасность нездоровой конкуренции, когда, к примеру, мэр избирается от одной партии, а дума формируется в основном из представителей другой.
Резюмируя свои замечания, Сергей Шишкин предложил наиболее логичный, на его взгляд, план действий. Прежде всего, дождаться назначения губернатора, затем – приступить к формированию Устава Иркутской области, а после этого провести содержательную дискуссию в муниципалитетах.
Смешанная система может пошатнуть основы местного самоуправления
Иркутские политологи, которых мы опросили, тоже не одобрили избирательную новинку. Все сошлись во мнении, что жестко очерченная партийность скорее помешает, чем поможет развитию местного самоуправления.
По мнению координатора иркутского филиала межрегионального общественного фонда «Голос-Сибирь» Алексея Петрова, необходимо в первую очередь изучить опыт применения смешанной системы в других регионах. В частности, проанализировать, почему такие крупные города, как Екатеринбург и Челябинск, отказались от этой инициативы, а Ново-сибирск попросил отсрочку в принятии решения.
К интересному выводу пришел известный московский политолог Александр Кынев. Эксперт сообщил газете «Областная», что введение партийных списков (а в мире это скорее экзотика, чем правило) ограничивает возможности граждан самостоятельно решать свои проблемы, а именно в этом заключается главный принцип системы местного самоуправления.
– Люди будут ждать решения локальных проблем вроде вкручивания лампочки в подъезде от государства, и таким образом возникнет отторжение людей от власти, – полагает Александр Кынев. – Кроме этого, людей будут принуждать создавать какие-то объединения для выдвижения, а такие проблемы должны решаться естественным путем.
Решению генсовета в гордуме – зеленый свет
Что же думают по поводу нововведения депутаты думы Иркутска, которых оно коснется непосредственно? Пока идет только обсуждение инициативы, а посему консолидированного мнения нет. Впрочем, своими мыслями на этот счет поделился председатель городской думы Андрей Лабыгин на заседании комитета по госстроительству ЗС.
– Я как член городского политсовета «Единой России» обязан поддержать воплощение в жизнь рекомендации генсовета, а все остальное будет обсуждаться потом. Но окончательное решение – за депутатами, – отметил Андрей Лабыгин.
Между тем для реализации партийного решения в думе Иркутска есть все условия: 26 из 33 депутатов входят в состав фракции «единороссов», а для принятия изменений в Устав муниципалитета требуется минимум 24 голоса.
При этом, по мнению Андрея Лабыгина, смешанную систему надо вводить не только в Иркутске, а во всех муниципалитетах. При этом следует посмотреть практику, сложившуюся в других областных центрах, и дождаться принятия Федерального закона. Однако длительная отсрочка чревата осложнениями, ведь внесение изменений в местные уставы требует немало времени.
Первое чтение переносится
Острая депутатская дискуссия завершилась с перевесом в один голос в пользу рекомендации принять законопроект в первом чтении. Как пояснил журналистам председатель комитета ЗС Борис Алексеев, после этого начнется его доработка с учетом замечаний губернатора, облизбиркома, депутатов иркутской думы. Скорее всего, поступят поправки и от других муниципальных образований (вероятно, ограничения по численности будут сняты или значительно снижены).
Объясняя внесение проекта Закона в повестку комитета ЗС в столь спешном порядке, Борис Алексеев отметил, что документ должен пройти минимум два чтения и быть принятым до конца года. В 2009 году уже должна начаться работа по внесению изменений в муниципальные уставы. Вместе с тем перед началом сессии ЗС, состоявшейся во вторник, Борис Алексеев предложил перенести рассмотрение законопроекта на последующие заседания, «дабы не вступить в противоречие с федеральным законодательством».