Финансовая диета
На целевые программы в 2009 году будет направлено на 4,7 млрд. рублей меньше запланированного
На субботней сессии Законодательного собрания депутатам пришлось принять целую серию непростых решений. В связи с необходимостью оптимизации расходов областного бюджета в условиях тяжелой социально-экономической обстановки потребовалось сократить финансирование 28 целевых программ. Из них на долю социальных, по информации правительства региона, пришлось менее 10%. При этом сокращение расходов на объеме социальных выплат гражданам не сказалось – речь идет о дополнительных областных мероприятиях. Внесенные поправки, главным образом, коснулись программных мероприятий на 2008–2009 годы. В целом сумма средств, предусмотренных в казне региона на реализацию ОЦП, в этом году уменьшится на 1 млрд. рублей, а в следующем – на 4,7 млрд., однако с учетом принятых новых программ фактическое сокращение составит 3,8 млрд.
По словам вице-спикера ЗС Геннадия Истомина, в каждой программе есть «жирок», который можно безболезненно убрать. Речь идет, в частности, о затратах на информационное освещение, выпуск полиграфической продукции, работу просветительского и организационного характера. В основном под сокращение попали эти статьи. Вместе с тем, не теряя надежды на окончание кризиса и получение дополнительных доходов, финансовые вложения на 2010 и последующие годы парламентарии оставили без изменения.
Безболезненная «липосакция»
Более трех часов потребовалось иркутским законодателям, чтобы утвердить изменения в 28 областных целевых программах. В целях бюджетной оптимизации и с учетом пожеланий Министерства финансов РФ по формированию бездефицитной региональной казны общий лимит расходов на финансирование программ был приведен к отметке в 2 млрд. рублей. Председатель бюджетного комитета ЗС Сергей Курилов пояснил журналистам, что в общей сложности на реализацию программ в 2009 году будет затрачено на 4,7 млрд. рублей меньше, что составляет 70% от ранее планируемого объема финансирования.
– Все эти сокращения направлены на то, чтобы взять кредиты на погашение областных долговых обязательств в этом году и иметь возможность обслуживать долговые обязательства в следующем, – сообщил Сергей Курилов. – Очень обидно, что на такие радикальные меры пришлось идти, но никуда не денешься.
Геннадий Истомин отметил, что прежде всего были урезаны расходы, которые обычно шли на информационное обслуживание программных мероприятий, выпуск буклетов.
– У каждой программы есть определенный «жирок», который можно сократить, не касаясь самого скелета. Мы выбирали самые безболезненные варианты, – подчеркнул вице-спикер ЗС.
В качестве примера он привел программу по газификации. Говоря о причинах ее сокращения, Геннадий Истомин отметил:
– Сейчас нет схемы газификации, которую обещал представить «Газпром», не отработана и цена, по которой газ будет поставляться потребителям, не решен вопрос перевода котельных в поселке Гидростроитель (территория Братска. – Авт.) на газо вое оборудование. А потому вкладывать деньги в программу нецелесообразно.
При этом объемы финансирования на 2010–2012 годы в большей части программ были оставлены без изменения. Вице-спикер объяснил это так:
– Мы не можем прогнозировать, как будет развиваться кризисная ситуация. Решения о сокращении расходов на эти годы мы не принимали в надежде на получение дополнительных доходов. Думаю, в следующем году они у нас появятся. Кроме того, мы рассчитываем на решение вопроса с Минфином по поводу увеличения межбюджетных трансфертов.
Все дополнительные средства, по словам Сергея Курилова, будут незамедлительно направляться на программы, требующие первоочередного финансирования.
Не меняя социального курса
По информации правительства Иркутской области, из всего объема сокращения на долю социальных программ придется менее 10%. Более того, средства, которые были заложены на секвестирование, являются, как правило, дополнительными ассигнованиями, не связанными с мерами социальной поддержки граждан.
В целом социальная сфера в расходной части региональной казны является самым крупным блоком – на нее запланировано около 38 млрд. рублей (в том числе 13 млрд. передается муниципалитетам), а это более 68% расходов областного бюджета.
Стоит отметить, что расходная оптимизация проводилась по методике, выработанной специальной комиссией, в состав которой вошли как региональные чиновники, так и депутаты ЗС. На основании этой методики и идеи справедливого критериального подхода и были определены объемы, выделенные на финансирование программ в 2009 году, исходя из приоритетности ОЦП. При этом исключались бюджетные затраты, имеющие косвенный эффект на непосредственный результат реализации программ, – те, которыми в текущих условиях можно пренебречь.
Определяя объемы финансовой поддержки программ, правительство региона руководствовалось тремя основными критериями их оценки. О них газете «Областная» рассказал временно замещающий должность директора департамента финансов Иркутской области Алексей Зезуля. Прежде всего было проведено четкое разделение полномочий, в результате наибольший приоритет получили программы, финансирование которых является прямой обязанностью субъекта РФ. Вторым условием стало привлечение для реализации программных мероприятий денег не только из региональной казны. В первую очередь финансирование распределялось на программы, реализуемые, в том числе, за счет средств федерального и муниципальных бюджетов, а также из внебюджетных источников. И, наконец, третий критерий – результативность.
– Приоритетное финансирование получали те программы, которые имеют четкий, конкретный, измеримый результат в период своего действия, – отметил Алексей Зезуля.
Вместе с тем на субботней сессии ЗС были утверждены и новые программы, в том числе по развитию физкультуры и спорта, а также в сфере демографической политики.
Какие программы сколько «сбросили»
Среди значительно «похудевших» программ можно назвать ОЦП о мерах по усилению борьбы с преступностью «Правопорядок-2009». Финансирование на следующий год уменьшается с 44,5 млн. до 12 млн. рублей, в частности за счет отказа от приобретения служебного автотранспорта. Программа «Комплексные меры профилактики злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами» в будущем году будет профинансирована в объеме 3,1 млн. вместо запланированных 14,6 млн. рублей. Заместитель министра по физкультуре, спорту и молодежной политике Иркутской области Игорь Иванов объяснил обеспокоенным депутатам, что все приоритетные направления сохраняются, а исключаются расходы на проведение конференций, семинаров, приобретение медийной продукции. Существенные потери понесла и ОЦП «Пожарная безопасность»: в этом году она «скинет» 175 млн., в следующем – 168 млн. рублей.
Можно привести еще ряд примеров. Так, расходы по программе поддержки и развития учреждений дошкольного образования в 2009 году сократятся с 300,2 млн. до 50,8 млн. рублей, и в результате в перечень объектов строительства, предусмотренных для финансирования на следующий год, попадут только те, которые имеют проектную документацию, положительные заключения государственной экспертизы и софинансирование из местных бюджетов. Речь идет о четырех детских садах в Свирске, Саянске, Шелехове и поселке Магистральный (Казачинско-Ленский район). Ожидается, что за счет этих учреждений дополнительно появится 445 мест.
Не миновало сокращение и социальные программы, в том числе «Дети-сироты на 2008–2010 годы». В пояснительной записке к законопроекту говорится, что в 2009 году программа будет урезана на 44 млн. рублей, в этом – на 22 млн. В частности, исключаются расходы на изготовление и размещение социальной рекламы, организацию мониторинга жизненного устройства детей-сирот и ребят, оставленных без родительского попечения, проведение межведомственной научно-практической конференции «Семья и дети», создание центров постинтернатной адаптации и профессиональной ориентации. Также сокращены расходы на конкурсы, спартакиады, оснащение учреждений автотранспортом и оборудованием для социально-трудовой реабилитации и допрофессиональной подготовки воспитанников детских домов.
За счет статей, связанных с организационной, просветительской и информационной деятельностью, в этом году уменьшился объем бюджетной поддержи программ «Социальная адаптация и реабилитация инвалидов» (минус 13,7 млн. рублей), «Дети-инвалиды» (минус 1,4 млн.), «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Кроме того, под сокращение попали ОЦП «Анти-ВИЧ/СПИД», «Вакцинопрофилактика», «Сахарный диабет», «Социальная адаптация и реабилитация инвалидов», «Социальная поддержка населения», «Повышение безопасности дорожного движения». По словам представителей правительства региона, сокращению подлежат средства, предназначенные для сопровождения программ, – на закупку лекарств изменения не повлияют.
Сбросили финансовый вес и программы по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, развитию социальной и инженерной инфраструктуры муниципалитетов, ипотечного жилищного кредитования. В рамках последней ОЦП сумма средств, которая в 2009 году будет предоставляться участникам программы в качестве господдержки, сократится на 165 млн. рублей и составит 25 млн. В итоге в 2009–2010 годах социальные выплаты получат более 1,2 тыс. граждан для строительства или приобретения 66,5 тыс. кв. м жилья.
Меньше денег в будущем году будет направлено на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, переселение граждан из ветхого и аварийного жилья (сокращение ждет муниципалитеты, администрации которых вовремя не представили необходимую документацию), помощь в приобретении жилья молодым семьям, поддержку малого и среднего бизнеса, воспроизводство лесов, защиту окружающей среды.
Потери в газификации и сельском хозяйстве
Наиболее оживленную дискуссию среди депутатов вызвали поправки в программы газификации и развития сельского хозяйства.
Что касается первой, то расходы на 2008 год сокращаются на 122,9 млн. рублей (до 64 млн.), на 2009 год – на 260,3 млн. (до 106 млн.). При этом, как пояснила заместитель министра жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области Ирина Гладышева, объем средств на 2010 год составит 1,4 млрд. рублей и в общем сумма финансирования уменьшится на 19%.
В ходе обсуждения поправок депутат Юрий Фалейчик выразил опасение, что газораспределительные сети, которые планируется построить без подключения к газу, могут просто-напросто «растащить». Также он предложил сосредоточить все средства на воплощение в жизнь программных мероприятий на одной территории, наиболее подготовленной к приходу газа, а именно в Братском районе. Впрочем, по словам замминистра, большая часть суммы как раз на этот муниципалитет и приходится. В итоге изменения были приняты.
Впрочем, самым болезненным для депутатов сокращением стало урезание расходов на сельское хозяйство. Сначала весьма «исхудала» программа «Социальное развитие села», лишившись 58,5 млн. рублей. По словам руководителя профильного министерства региона Юрия Бажанова, на количестве объектов это не скажется. Однако и новых строек в следующем году ждать не придется.
Если с такими потерями защитники интересов села в ЗС еще как-то могли смириться, то сокращение средств по программе «Развитие сельского хозяйства и поддержка развития рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» вызвало бурную реакцию. В 2009 году расходы уменьшаются с 1 млрд. рублей до 336,7 млн. Всего на программу планируется затратить 13,5 млрд. руб., из которых 27,6% – из областного бюджета, 22,5% – из федерального и 50% – из внебюджетных источников (в основном это средства сельхозпроизводителей). Юрий Бажанов заверил депутатов, что, несмотря на значительные потери, в следующем году реализация основных программных направлений не остановится.
– Более того, мы договорились с Минфином, что будем не только субсидировать процентную ставку, но и гасить ежегодные текущие платежи по инвестиционным кредитам в размере 40%. Рассчитываем, что это на какое-то время компенсирует издержки в 2009 году, – полагает Юрий Бажанов.
Но парламентарии выразили уверенность в том, что необратимых последствий не избежать. Так, по мнению Антона Романова, сокращение объемов сельхозпроизводства в кризисный период может привести к росту розничных цен на продукты питания. А Илья Сумароков заметил, что вследствие секвестирования с рынков вообще может исчезнуть отечественная продукция. «Непоправимым шагом, печальные результаты от которого придется исправлять еще много лет», назвал сокращение финансирования Аполлон Иванов, добавив, что больше всего в сложившейся ситуации пострадают крестьянско-фермерские хозяйства, которым сейчас не хватает оборотных средств для погашения кредитов. С депутатом согласился и вице-спикер ЗС Геннадий Нестерович, предложивший сократить финансирование крупных холдингов и направить эти средства на поддержку малых и средних сельхозпредприятий.
Глава комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве ЗС Юрий Фалейчик попытался успокоить коллег и донести до них, что новая программа достаточно сбалансированна и охватывает широкий спектр поддержки сельхозпроизводителей:
– Беда 2009 года заключается в том, что не все направления по программе мы начинаем финансировать сразу. И хотя бурного развития сельского хозяйства не будет, удержать достигнутый уровень мы сумеем. Мы внимательно проследили, чтобы те заделы, которые связаны с зависимостью от банков и лизинговых компаний, не были уменьшены. Помимо этого, в следующем году в рамках национального проекта область получит около 600 миллионов рублей, и суммарно наши сельхозпроизводители могут рассчитывать на бюджетную поддержку в размере около 1 миллиарда.
Несмотря на то что некоторые депутаты настаивали на повторном обсуждении ОЦП с участием губернатора до внесения проекта бюджета в ЗС, большинство парламентариев проголосовали за принятие изменений. Но с одним условием: обеспечить программе приоритет при распределении дополнительных доходов бюджета-2009.