28.11.2008 13:00
Рубрики
Экономика
Теги
28.11.2008 13:00

Эксперименты на дорогах

Георешетки, асфальт типа «А» и другие иркутские ноу-хау

Этим летом многие иркутяне наблюдали из окон автобусов и личных авто, как рабочие приколачивают к нижнему слою асфальта металлическую сетку. Как оказалось, это одна из новых технологий дорожного строительства, которые в этом году стали широко применяться в областном центре. Главная задача ноу-хау – увеличить срок службы полотна.

 

Начальник департамента дорожного строительства, благоустройства и транспорта администрации Иркутска Сергей Чертков на круглом столе «Качество дорожного покрытия» рассказал, что процесс укладки сетки называется армированием асфальтобетонных слоев. Такой метод применялся в этом году на улицах Байкальской, Лермонтова, Сухэ-Батора, Депутатской, Горького, Бабушкина.

–  Георешетки увеличивают срок службы дорожного полотна, предотвращая образование трещин, – рассказал Сергей Чертков. – Несмотря на то что укладка георешетки увеличивает стоимость квадратного метра асфальтовой дороги на 250–300 рублей, использовать ее выгодно. Промежутки между плановыми ремонтами дороги также становятся длиннее, а, следовательно, расходы на ее содержание уменьшаются.

Это не единственное новшество, внедряемое в Иркутске. Еще в прошлом году дорожники стали укладывать на городские магистрали асфальт типа «А». Одна из его особенностей – вкрапления щебеночной смеси, что обеспечивает надежное сцепление шин автомобилей с дорожным полотном. Также этот тип асфальта отличается повышенной прочностью, а значит, увеличивается срок службы дороги. В этом году такое покрытие получили улицы Желябова, Польских Повстанцев и Энгельса.

Главный инженер проекта реконструкции дорог ИркутскгипродорНИИ Алексей Пригорнев отметил, что специалисты его учреждения постоянно контролировали ремонт городских улиц. Пробы на качество асфальта брались и на заводах-изготовителях, и непосредственно с ремонтируемых магистралей.

– Из 48 проб, взятых с улицы Байкальской, всего две не соответствовали норме по водонасыщению, – рассказал Алексей Пригорнев. – Свои данные мы направляли подрядчикам, и они вносили коррективы в процесс укладки асфальта. В итоге все было выполнено качественно.

Иногда подрядчики сами испытывали новые материалы на прочность. Так, заместитель главного инженера ОАО «Виктория» (ремонт улицы Желябова) Алексей Вороной рассказал, что в этом году город решил поставить своеобразный эксперимент – установить вместо привычных гранитных бордюров долеритовые.

– Завод-изготовитель гарантирует полвека стойкой службы бордюров из этого камня, – рассказал Алексей Вороной. – Посмотрим, насколько правдивы их заверения. Но вырезать из долерита необходимых размеров бордюры было сложно из-за того, что часто от камня откалывались кусочки. Впрочем, на уже установленный бордюр наезжала наша тяжелая техника, и он выдержал нагрузку.

Однако качественное покрытие проезжей части улиц Иркутска, по мнению  специалистов, не решит всех транспортных проблем города. Одной из главных при этом является отсутствие скоростной дороги. Таково мнение доктора технических наук, доцента кафедры «Менеджмент на автомобильном транспорте» Иркутского государственного технического университета Александра Михайлова. По его словам, сейчас в областном центре практически нет дорог, есть только улицы. Хотя во всем мире именно на дороги приходится основная транспортная нагрузка.

– Иркутские улицы загружены более чем на 70%, хотя реконструкцию городской дорожной сети, по мировому опыту, нужно начинать с 30-процентной загрузки, – говорит Александр Михайлов. – При этом есть масса точек, закрыв которые, можно отрезать целые городские округа. Так, транспортная доступность Свердловского округа зависит от двух путепроводов – в районе радиозавода и у пожарного училища. Если они встанут, например, на ремонт – все, округ окажется разделен. Таких точек в городе просто не должно быть. Поэтому нам как воздух необходима городская скоростная дорога. Длиной в 22 км, она была внесена в Генплан города 30-летней давности. Но до сих пор ее нет.

Также причиной высокой загруженности иркутских улиц был назван чересчур увеличенный центр города. Поток машин в Кировский район растет еженедельно. По данным Александра Михайлова, еще два года назад фиксировалось около 70 тыс. посещений в сутки, сейчас – более 300 тыс.

– В Кировский район стекаются жители всех городских округов. Причем у каждого свои цели – работа, учеба, торговля, – говорит Александр Михайлов. – Нужно разгрузить центр. Развивать сеть гипермаркетов на периферии, чтобы люди не ездили за булкой хлеба на центральный рынок. Возводить офисные здания в отдаленных районах, где еще можно построить удобные парковки.

Эксперт также посоветовал уменьшать плотность населения в центре, где сейчас этот показатель превышает аналогичные данные США и Европы в три-четыре раза. Вообще, по его мнению,  необходимо менять всю градостроительную политику Иркутска, дабы в исторической части города не было высоток, а максимальная высота зданий не превышала пяти этажей.

– У каждой семьи, живущей в высотке в том же Октябрьском районе, есть автомобиль, который нужно где-то парковать. А места для этого нет, – говорит Александр Михайлов. – Так что нужно менять все в комплексе. Иначе в ближайшем будущем дороги Иркутска просто встанут.

На это замечание вице-мэр города Николай Хиценко ответил, что все зависит от экономической ситуации:

– В связи с финансовыми трудностями, которые испытывает сегодня весь мир, в будущем году будут сокращены расходы иркутского бюджета. Пока речь идет о сумме в 1,6 миллиарда рублей. Какие именно статьи будут секвестрированы, пока сказать не могу. Есть неприкосновенные – зарплата, налоги. А есть и статьи на развитие города – ремонт дорог, аварийных домов и т. д., – расходы по которым можно уменьшать.