Избранники иркутян сделали это
Депутаты думы приехали на работу в автобусах и троллейбусах
Как улучшить работу городского транспорта? Этот вопрос обсуждали в среду депутаты думы Иркутска. Чтобы поближе ознакомиться с данной проблемой, народные избранники в этот день ехали на работу на общественном транспорте.
Правда, решились на это не все депутаты. Например, Александр Панько, который обычно доби-рается до работы на «Хаммере», отказался сесть в троллейбус.
– Полтора месяца назад мы с рабочей группой и жителями микрорайона Юбилейного уже занимались анализом работы пассажирского транспорта, – рассказал Александр Панько. – Тогда я ездил на автобусе, засекал время, которое необходимо горожанам, чтобы добраться из Юбилейного до центра. Надо сказать, что лично у меня не хватило смелости и выдержки повторить этот опыт. И я преклоняюсь перед иркутянами, которые делают это ежедневно и еще умудряются работать. Думаю, что нужно больше денег выделять на развитие транспортной сети города. Это окупится более эффективной работой каждого горожанина.
Но были и такие депутаты, которые осмелились-таки ступить ногой в общественный транспорт. Так, заместитель председателя думы, глава думской комиссии по ЖКХ и транспорту Александр Ханхалаев проехал на троллейбусе от остановки Волжская:
– Я увидел, как люди мечутся по растянутой остановке в поисках своего автобуса. Понятно, что сейчас на Волжской временные трудности – копают подземный переход, поэтому и остановка удлинилась. Но это наглядная демонстрация того, что удлиненные остановочные пункты себя не оправдывают. По крайней мере у нас механизм разведения маршрутов не срабатывает. Еще я понял, что в битком набитом троллейбусе очень сложно пробраться к первой двери, чтобы оплатить проезд водителю и выйти. Нужно разработать другую систему оплаты проезда. А эти запотевшие окна, которые не позволяют сориентироваться о местонахождении! Еще и остановки не объявляют. Я предлагаю открыть горячую линию для населения по вопросам работы городского транспорта. Уверен, что звонков будут тысячи. Но если даже десять из них подскажут, в каком направ-лении развиваться общественному транспорту, – уже польза.
Председателю думы Андрею Лабыгину, судя по его впечатлениям и несвойственной ему строгости ведения заседания, повезло еще меньше. Он добирался до работы один час 40 минут.
– Какие запотевшие окна?! Мимо меня сегодня прошло шесть битком набитых автобусов. Люди, чтобы добраться до центра, едут вкруговую до микрорайона Зеленого, а потом обратно. Водитель автобуса курит, разговаривает по телефону, вступает в диалог с пассажирами, а за дорогой, мне кажется, вообще не следит.
В ответ на эти замечания вице-мэр Иркутска Николай Хиценко представил депутатам проект Концепции развития городского пассажирского транспорта общего пользования. Судя по документу, решать проблему с недостатком транспорта для пассажиров и в то же время его переизбытком на городских магистралях нужно по трем направлениям.
Первое – усовершенствование нормативно-правовой базы. Дело в том, что сейчас городские власти не могут проводить конкурсы по распределению маршрутов между перевозчиками с выдвижением требований и установкой ответственности за несоблюдение договоров. Но тут дело в отсутствии соответствующего закона на федеральном уровне. Хотя было отмечено, что некоторые регионы не стали ждать инициативы сверху и приняли свои законы.
– Нужно активнее работать с депутатами Законодательного собрания, – порекомендовал городским чиновникам Андрей Лабыгин. – Для этого же не надо больших финансовых средств, а только желание решить проблему.
Из первого направления вытекает второе – обновление парка автобусов с заменой «микриков» на транспорт большой вместимости. По данным Николая Хиценко, несколько лет назад в Иркутске больших автобусов было порядка 500. Сейчас их не более 8% от общего парка – около 100 муниципальных и 50–60 частных.
Депутаты признали, что частникам не под силу закупить автобусы большой вместимости в необходимом количестве. И предложили разработать механизм, как муниципалитет, регион и Федерация могли бы помочь бизнесу.
– Если считать, что один большой автобус стоит около 4 миллионов рублей, то нам, чтобы довести парк до необходимых размеров, нужно порядка 1,5 миллиардов, – отметил депутат Олег Геевский. – Понятно, что ни один перевозчик не сможет вложить такие деньги. Поэтому нужно разработать или систему лизинга, или кредитование под залог с участием муниципалитета, или совместное кредитование.
Третий важный аспект, по мнению разработчиков концепции, – создание диспетчерской службы и внедрение автоматической системы управления автотранспортом, что подразумевает оборудование в каждом автобусе специальных систем спутниковой навигации, которая позволит отслеживать его местонахождение.
Также в концепции прописан анализ городских маршрутов с последующим отказом от дублирующихся и введением экспресс-маршрутов.
– Социологический опрос показал, что только 55% иркутян добираются от дома до работы за предусмотренные нормативами 38 минут, – рассказал представитель разработчиков концепции, доцент кафедры «Менеджмент на автомобильном транспорте» Иркутского государственного технического университета Александр Михайлов. – Остальные же тратят намного больше времени. Поэтому нужно создать экспресс-маршруты, соединяющие периферийные районы с центром или между собой.
Все эти планы предполагается реализовать в 2009–2013 годах. Однако такие сроки не устроили депутатов.
– Иркутск на пороге транспортного коллапса, он просто встанет через год-два, а мы концепцию обсуждаем уже год и думаем внедрять ее еще пять лет, – отметил Андрей Лабыгин. – Может, если сотрудники городской администрации поездят на работу час сорок, то все ускорится? А пока мы даже не знаем, кто в мэрии занимается вопросами транспорта.
Однако мэр Иркутска Владимир Якубовский заверил, что концепция будет доработана и принята в декабре. Также до конца года подготовят план мероприятий по ее реализации с указанием конкретных сроков и ответственных исполнителей.