Инновации пока лишь декорации
В нашем регионе нет программы развития инновационной деятельности
Экономика должна быть инновационной. Об этом неоднократно заявляли руководители нашей страны, тема не раз обсуждалась экспертным сообществом. Миром правят высокие технологии, именно они лежат в основе конкурентоспособности, а потому должны привести государство к процветанию. Речь идет о внедрении научно-исследовательских разработок в массовое производство, что означает поддержку отечественных ученых, изобретателей и предпринимателей, а также повышение материальной отдачи от индустрии. Российские регионы постепенно переходят на инновационные рельсы. Но не все это делают быстро. К числу таких субъектов РФ относится, к сожалению, и Иркутская область. Так, с 2005 по 2007 год на развитие «иннодеятельности» из областного бюджета было выделено чуть больше 26 млн. рублей. Более того, до сих пор нет областной целевой программы инновационного развития (впрочем, документ должен появиться уже в январе 2009 года). О том, что же помешало Приангарью активно работать в этом направлении, рассказала аудитор Контрольно-счетной палаты Иркутской области Елена Тарасова на заседании комиссии по контрольной деятельности Законодательного собрания.
Креативные идеи для конкурентоспособного будущего
Начиная разговор об инновациях, прежде всего хотелось бы дать четкое определение этому понятию. Официально, то есть согласно «Концепции инновационной политики РФ», термин трактуется так: «Инновация (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности». Более простые и понятные определения можно обнаружить в сети Интернет. Среди них – «идеи, работающие на будущее», «наука плюс образование плюс бизнес», «воплощение в жизнь креативных идей», «конкуренция мозгов», «способ внедрения изобретений», «процесс преобразования знаний и идей в товары или услуги, имеющие потребительскую ценность», «нетрадиционный подход к выведению продукта на рынок».
Получается, что инновации сродни изобретениям, это результаты интеллектуальной работы одаренных людей, которые могут (при грамотном включении в производственный процесс) значительно повысить производительность труда и на этой основе улучшить качество жизни населения. Ярким инновационным примером можно назвать появление компьютеров, которое превратило индустриальное общество в информационное.
Регионы-«иннолидеры» и отстающие субъекты
Инновационная работа ведется во многих регионах России. Некоторые в ней преуспели, а некоторые только набирают обороты. К первой группе можно отнести Новосибирскую область, где в следующем году начнет функционировать венчурный фонд, который займется инвестированием в развитие малых и средних предприятий. При этом на создание такой структуры из областного бюджета планируется направить около 100 млн. рублей, такую же сумму предоставит региону Министерство экономического развития РФ, и еще примерно 200 млн. предполагается привлечь из внебюджетных источников.
Иркутская область оказалась в числе регионов второй группы. К сожалению, инновационная деятельность у нас, несмотря на обилие научных институтов и светлых умов, развита слабо. Об этом красноречиво говорят цифры, приведенные в заключении Контрольно-счетной палаты. Анализируя отчет областного департамента предпринимательства, инновационной деятельности, науки и высшей школы (ныне – министерство экономического развития, труда, науки и высшей школы. – Авт.), аудитор Елена Тарасова отметила резкое сокращение доли инновационной продукции в общем объеме отгрузки. Если в 2003 году этот показатель составлял 20,6%, то в 2005-м он упал до 0,6%, а в 2006-м составил 1%.
Ежегодно уменьшается и количество предприятий, занимающихся инновациями. В прошлом году их насчитывалось 35, и в основном нововведения проводились для улучшения качества и расширения ассортимента продукции, сохранения и совершенствования рынков сбыта. К сожалению, многие проекты, заявленные в качестве инновационных, в регионе даже не были начаты (по данным статистики, их 57). Среди причин столь низкого уровня «инноработы» КСП называет слабую поддержку со стороны государства, недостаток собственных денежных средств у предприятий, большие риски, длительные сроки окупаемости, неопределенность экономического эффекта от инвестирования денег в проекты.
Очень медленно, но верно
Впрочем, «инноразвитие» в Приангарье все-таки наблюдается. В частности, принят документ «Основы политики Иркутской области в сфере развития науки и технологий на период до 2010 года», реализация которого разделена на два этапа. Итогом первого (с 2002 по 2005 год) стало создание нормативно-правовой базы, регулирующей инновационную деятельность. Она включает закон с аналогичным названием и положение о конкурсах «иннопроектов». Но при этом, как отмечено в материалах аудиторской проверки, не разработан механизм реализации программ в научно-технической и инновационной сферах, не созданы системы мониторинга, а также многоканального финансирования проектов и разработок с привлечением средств областного и муниципальных бюджетов, денег инвесторов. Кроме того, не поступала помощь из федерального бюджета – разве что в качестве грантов на те или иные научные разработки.
Помимо этого, КСП отметила еще ряд недоработок. Например, не была предусмотрена процедура пролонгации ранее финансировавшихся проектов (хотя в прошлом году поддержку получали девять проектов, начатых в 2005 году). В заключениях экспертов не было данных об ожидаемых сроках внедрения проектов, их социально-экономических результатах и периоде окупаемости, что не позволило оценить эффективность вложения бюджетных средств в разработки.
На втором этапе (с 2006 по 2010 год) предполагается завершить формирование нормативной базы, способной эффективно работать в условиях рыночной экономики. Всего же за три года, начиная с 2005-го, из областного бюджета на поддержку инновационной деятельности было выделено
26,2 млн. рублей, в том числе в прошлом году – 9,3 млн. (деньги освоены полностью). Всего за этот период удалось профинансировать 28 проектов, в частности, в 2007-м – 17 из 38 предложенных. Результаты получены по 23 проектам. Среди качественно профинансированных и наиболее успешных Елена Тарасова назвала два – региональную школу менеджмента и региональный центр развития инновационной деятельности.
В первой половине 2008 года на «инноработу» средства не выделялись, зато были проведены конкурсы по отбору проектов. В результате экспертная комиссия приняла решение поддержать восемь из 22 участников. Проектам-счастливцам в областном бюджете на этот год предусмотрена субсидия в размере 10 млн. рублей (деньги идут по подразделу «Другие вопросы в области национальной экономики»).
Программа-панацея
Но основным камнем преткновения на пути «инноразвития» Иркутской области стало отсутствие целевой программы поддержки инновационной деятельности, которая бы определяла порядок, условия, конкретные объемы и конечные цели вложения бюджетных средств в инновации. Нужно отметить, что в прошлом году профильный департамент разработал проект ОЦП «Развитие научно-технической и инновационной деятельности на 2009–2011 годы», однако программа не была включена в проект областного бюджета на 2009 год. Дело в том, что подготовленное в апреле этого года распоряжение обладминистрации о разработке ОЦП не прошло согласования, так как перечень целевых программ для бюд-жетного финансирования на следующий год к тому времени уже был сформирован. А если нет программы, то нет и полноценной поддержки нововведений. Таким образом, оказание иных видов помощи, кроме субсидирования, становится невозможным.
По данным КСП, из шести направлений поддержки «иннодеятельности», прописанных в законе, в регионе финансировались только три: разработка научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, формирование инновационной инфраструктуры и подготовка кадров. А такие мероприятия, как маркетинговые исследования организации рынков сбыта, подготовка производств для выпуска новой продукции, внед-рение новинок в производственный процесс, у нас никогда не получали должной бюджетной помощи.
Впрочем, по информации начальника отдела научно-технических программ и разработок областного министерства экономического развития, труда, науки и высшей школы Василия Щербака, сейчас идет переработка проекта программы развития инновационной деятельности на 2009–2011 годы.
– Первоначально мы запросили на ее реализацию 120 миллионов рублей, но в связи со сложной ситуацией с бюджетом нас попросили откорректировать некоторые позиции, в частности, убрать ряд мероприятий и сделать программу ведомственной, – пояснил Василий Щербак.
Чиновник заверил, что ОЦП будет вноситься в Законодательное собрание в январе будущего года. Пока же на поддержку «иннопроектов» (а главным образом – на проведение конкурсов по их отбору) в бюд-жете-2009 предусмотрено только 8,5 млн. рублей.