15.12.2008 13:00
Теги
15.12.2008 13:00

Вузы в ожидании болезненной реформы

Университеты Приангарья могут лишиться статуса

Поддерживать эффективные вузы, увеличивая их финансирование, а не растрачиваться на псевдообразование – такова суть грядущего реформирования отечественной высшей школы. В ближайшие четыре-пять лет в стране поставлена задача – на 20% уменьшить количество университетов и институтов, а также в два раза сократить количество их филиалов. Председатель совета ректоров вузов Иркутской области, ректор Байкальского государственного университета экономики и права Михаил Винокуров назвал эти преобразования болезненными, но необходимыми. По его мнению, нужно ограничить прием в высшие учебные заведения, чтобы направить часть абитуриентов в техникумы и училища в связи с дефицитом квалифицированных рабочих кадров.

 

Сегодня в российских вузах и их филиалах обучается порядка 7,5 млн. человек. Это самая высокая численность студентов в мире. Столь большой спрос на высшее образование был спровоцирован в 1990-е годы. Тогда в связи с высоким уровнем безработицы в стране было принято решение обеспечить занятость молодежи, сделав обучение в вузах более доступным.

– Число частных высших учебных заведений активно росло. Социальная задача была решена: дешевое образование создали, и почти на каждом углу стали готовить юристов и экономистов. А начиная с 2000 года, когда наша экономика пошла на подъем, страна столкнулась с дефицитом специалистов технического направления и точных наук, а также квалифицированной рабочей силы, – отметил Михаил Винокуров.

Ажиотаж в системе высшего образования не обошел стороной и наш регион. В прошлом году в Иркутской области 15 тыс. из 21 тыс. абитуриентов поступили в вузы на дневное отделение. При этом две трети из них выбрали гуманитарное направление, тем самым пополнив ряды потенциальных безработных экономистов, юристов, журналистов и т. д. Эту перекошенность высшего образования усугубляет психологический настрой вчерашних школьников. По данным социологов, сегодня более половины российских семей считают, что для их ребенка очень важно иметь высшее образование, а более трети родителей уверены в том, что любое высшее образование гораздо лучше хорошего среднего.

– Эта ситуация потребовала реформирования высшей школы, и оно, я думаю, будет болезненным, – отметил Михаил Винокуров. – В первую очередь нам необходимо избавляться от неэффективных вузов и их филиалов. К примеру, в небольшом Усть-Илимске с населением 90 тысяч человек сейчас работает восемь филиалов вузов, хотя, на наш взгляд, вполне хватило бы двух. Студентам закрывшихся филиалов нужно дать возможность закончить обучение в других вузах, засчитав им при этом все пройденные дисциплины.

Министерство образования и науки РФ объявило о непопулярной политике сокращения высшей школы этим летом. По словам руководителя ведомства Андрея Фурсенко, из 4,2 тыс. вузов в стране должно остаться 50 университетов, около 200 институтов и академий.

– В филиалы абитуриентов порой принимают по переписке, – заявил центральным СМИ министр. – Как? Заполнил анкету, получил в ответ квитанцию, оплатил – и ты студент. Это дискредитация образования. Получается, что можно писать «молоко» через «а» и поступить в вуз.

Реформа высшей школы также предполагает переименование университетов в академии и институты. По итогам последней аккредитационной коллегии Рособрнадзора два государственных университета – Барнаульский педагогический и Санкт-Петербургский архитектурно-строительный – уже лишились своего высокого статуса. В Приангарье сейчас аттестацию проходит Иркутский государственный педагогический университет и Братский государственный технический университет, готовится к ней Иркутская государственная сельскохозяйственная академия.

– Возможно, многие наши вузы будут переименованы в академии и институты. Однако не стоит цепляться за названия. Суть от этого не меняется, а финансирование – не зависит, – подчеркнул Михаил Винокуров. – Другое дело, объединение вузов во имя сохранения статуса. Для мелких учебных заведений это, может быть, и нормально, но механически укрупнять вузы с разной идеологией, расположенные в разных концах города, – не самый удачный ход. К тому же, на практике это сделать очень сложно – необходимо заручиться согласием коллективов и добиться решения исполнительной и законодательной власти.

Оптимальным вариантом развития высшей школы Михаил Винокуров считает ее интеграцию в науку. У нас много хороших разработок, которые пока пылятся на полках. Вузы, объединившись с академическими институтами, будут способствовать внедрению их в производство.