Новый год будет! Скромным
Компании сократили праздничные расходы
Так сложилось, что традиционно семейный праздник Новый год в XX веке превратился в значимое корпоративное мероприятие. Компании составляют серьезные сметы, сотрудники готовят наряды за полгода. Декабрь приносит артистам – Дедам Морозам – и фирмам, организующим праздники, большие прибыли. Мнения о необходимости проведения «рабочего» Нового года всегда различались. Одни говорят о пущенных на ветер деньгах, другие – об укреплении корпоративного духа. И в нынешней ситуации кризиса этот вопрос для многих стал принципиальным.
Было бы странно, если бы экономические трудности, пошатнувшие многие отрасли, не затронули праздничную сферу. Газета «Областная» обратилась к сотрудникам 30 компаний Иркутска с вопросом: «Будет ли ваша фирма в этом году организовывать корпоративную новогоднюю вечеринку?» Около 30% респондентов ответили, что в этот раз Нового года не будет. Еще примерно 20% заявили, что подобные мероприятия у них в конторе в принципе не практикуются. Зато более 50% опрошенных долгожданный праздник получат.
С одной стороны, наверное, сегодня действительно можно найти для новогодних бюджетов более полезное применение. Так, некоторые российские компании подключились к международной акции «Благотворительность вместо сувениров». Участники этого проекта направляют сувенирные бюджеты на благотворительные цели, в частности на оплату дорогостоящего лечения детей.
– В этом году мы не дарим бизнес-сувениров и не отмечаем корпоративный Новый год, – рассказал вице-президент автохолдинга «Россо» Дмитрий Лылов. – Вместо этого мы подарим новогодний праздник тем, кто в этом нуждается. Сувенирный бюджет нашей компании направлен Иркутскому детскому дому N 1.
С другой стороны, многие руководители считают, что такой праздник бывает раз в год, коллектив его ждет, и нельзя менять устоявшиеся традиции. К примеру, будет устраивать корпоративный Новый год Иркутская нефтяная компания.
– У нас сплоченный коллектив, команда профессионалов, и я считаю, что проведение корпоративных мероприятий не менее эффективно, чем тренинги по командообразованию, – говорит заместитель генерального директора ИНК по управлению персоналом Владимир Никитин. – Моральное стимулирование необходимо всегда, не только в условиях кризиса. Это вселяет в сотрудников уверенность в завтрашнем дне.
Корпоративный праздник обязательно будет и у ЗАО «Байкалвестком», рассказала пресс-секретарь компании Наталия Пустынская:
– Сокращать расходы не планируем, поскольку они и так достаточно невелики, ведь развлекательная программа традиционно делается силами подразделений компании. Так повелось изначально, и это не связано с соображениями экономии. Просто коллектив «БВК» очень творческий. Все с нетерпением ждут корпоративного праздника, поскольку это возможность показать себя в ином качестве, продемонстрировать не только сугубо профессиональные навыки. Зачастую подготовка выступлений начинается за несколько месяцев до Нового года. И это может быть все что угодно – от песен и танцев до юмористических скетчей, театрализованных представлений и видеофильмов. Поэтому наши праздники скучно-официальными не бывают.
Однако, как признались в некоторых компаниях, затраты «на елку» в этом году пришлось несколько урезать. Отдельные фирмы предложили своим сотрудникам взять на себя часть затрат на корпоратив или даже самим скинуться и оплатить вечеринку. Еще один экономный вариант – провести праздник в офисе, в этом случае придется потратиться только на стол и массовика-затейника.
Но если компания решит все-таки организовать своим сотрудникам «выход в свет», то с местом проблем в этом году не будет. Год назад уже в конце ноября все предновогодние дни в ресторанах были расписаны, и найти «окошко» для срочного заказа было практически невозможно. Сейчас ситуация иная. Мы провели небольшой эксперимент и обзвонили несколько популярных ресторанов и кафе. Оказалось, что без особых проблем можно найти место для корпоративной вечеринки на 20–30 человек практически на любой день, вплоть до 31 декабря. Да и стоимость новогоднего стола не особо пугающая: 2,5–3 тыс. рублей на человека с учетом затрат на музыку и развлечения.
Об эконом-вариантах новогоднего корпоратива говорят и сами организаторы праздников. В первую очередь сократилось общее число заказов. Снижение покупательской активности, по оценкам разных фирм, составило от 30% до двух раз. Как отметил руководитель агентства полного цикла «Шоу-Центр Владимирский» Евгений Владимирский, существенно изменилась и средняя стоимость новогоднего праздника:
– Если раньше организации заказывали ведущего вечера, ди-джея, фотографа или оператора, транспорт, фейерверк, то сейчас большинство ограничивается ведущим и ди-джеем или даже только одним из них, а развлекательную программу готовит собственными силами. И это при том, что цены на праздники в последнее время существенно снизились. Раньше новогодний вечер был дороже неновогоднего, например юбилея или свадьбы, в полтора-два раза. Сейчас разница между их стоимостью составляет всего 20%, максимум – 50%. Стали дешевле и подарки участникам праздничных конкурсов, в основном теперь это шуточные сувениры.
– В прошлом году костюм Деда Мороза я надел уже 19 декабря, в этот раз основная масса корпоративов начинается только 25–26 декабря, – отмечает руководитель «Арт-агентства Андрея Бендера» Андрей Корниенко. – Кроме того, многие компании в целях экономии объединяются и заказывают одну программу. Конечно, есть бюджеты вечеров и на 100 тысяч рублей, но таких единицы. В основном стараются максимально сэкономить. Кто-то даже заказывает только Деда Мороза, без Снегурочки. Единственное, на чем финансовые трудности пока не отразились, это детские праздники, количество и стоимость которых не меньше прошлогодних.