24.12.2008 13:00
Рубрики
Экономика
Теги
24.12.2008 13:00

Экологи опасаются урана

АЭХК не должен повторить судьбу БЦБК

Создание международного центра по обогащению урана и российско-казахстанского предприятия на базе ОАО «Ангарский электролизный химический комбинат» требует усиления государственного контроля и ответственности. Иначе атомное производство рискует повторить судьбу ОАО «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат». Такая мысль прозвучала на первом региональном форуме-диалоге «Атомные производства: безопасность, экологичность, развитие», состоявшемся 17 декабря.

 

Первый региональный форум-диалог был инициирован общественным советом госкорпорации «Росатом» и прошел под руководством Сергея Барановского, заместителя председателя этого совета. Поначалу участники разочаровались низким статусом мероприятия, поскольку не приехали представители «Росатома», но диалог все же получился полезный. И главной темой стала безопасность АЭХК и создаваемых на его базе международного центра по обогащению урана (МЦОУ) и российско-казахстанского предприятия ЗАО «Центр по обогащению урана» (ЦОУ).

Помощник генерального директора АЭХК по информационной политике Александр Тетерин рассказал, что в 2007 году комбинат потратил около 200 млн. рублей на  природоохранную деятельность. На предприятии действует автоматизированная система контроля радиационной и химической обстановки, которая  в режиме онлайн передает все данные на официальный сайт. По информации администрации Ангарска, АЭХК на фоне других производств выглядит вполне невинно – его доля в общем объеме промышленных выбросов составляет 0,11%. Создание МЦОУ и ЦОУ не должно ухудшить обстановку, так как, по словам Александра Тетерина, их удельный вес в выбросах комбината не будет превышать 6%.

– В год АЭХК выбрасывает порядка 16 кг урана, – сообщил руководитель Сибирского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Владимир Прилепских. – Для сравнения: три угольные ТЭЦ в Ангарске в среднем ежегодно выбрасывают три тонны урана. Но на АЭХК остается проблема безопасного хранения обедненного гексафторида урана.

Член общественного совета «Росатома» Владимир Меньщиков сообщил, что в России сегодня накоплено около 700 тыс. тонн обедненного гексафторида урана (ОГФУ). К 2020 году при реализации всех задуманных проектов, в том числе по созданию МЦОУ и ЦОУ, накопления могут составить уже порядка 1 млн. тонн. А ведь хранение ОГФУ отнюдь не безопасное дело.

Руководитель программы по ядерной и радиационной безопасности Российского «Зеленого креста», член общественного совета «Росатома» Владимир Кузнецов привел в пример несколько аварий с гексафторидом урана. Так, во Франции в 1977 году произошла утечка этого вещества из контейнера. Запорные вентили емкости находились в самой низкой позиции и в ходе неправильного обращения были сорваны. Утечка продолжалась 11 минут, в результате чего в атмосферу попало семь тонн гексафторида урана. Зона химического и радиоактивного поражения была небольшой – в пределах промышленной площадки предприятия. В 1984 году на заводе по обогащению урана в США разорвался контейнер с ОГФУ из-за переполнения емкости и расширения гексафторида, который перешел из твердого состояния в жидкое. Владимир Кузнецов отметил, что главной причиной 75% аварий является человеческий фактор.

Александр Тетерин в ответ сообщил, что после этих аварий МАГАТЭ ужесточило требования, и современные контейнеры для ОГФУ производятся с учетом негативного опыта. Технический директор ЦОУ Юрий Гернер добавил, что изменились и регламенты эксплуатации контейнеров. На АЭХК гексафторид урана в жидком состоянии может быть только на одной установке – по отбору проб. Весь процесс автоматизирован. Сами емкости с ОГФУ находятся в автоклавах, которые, в свою очередь, расположены в герметичном модуле. Человеческий фактор по тому же переполнению контейнеров исключен, так как существует система блокировок. Но все эти предупредительные меры могут оказаться напрасными в случае мощного пожара, вызванного, например, падением самолета на склад.

– В «Росатоме» была разработана концепция безопасного обращения с гексафторидом урана, согласно которой реализуется два проекта, – заявил Александр Тетерин. – Французская установка по переработке гексафторида урана будет запущена в Зеленогорске. Второй проект реализуется у нас. На АЭХК к 2011 году появится отечественная установка «Кедр», позволяющая перерабатывать ОГФУ в тетрафторид урана – более безопасную форму для хранения. Что касается увеличения объемов складирования гексафторида при создании МЦОУ, то международный банк ядерного топлива для загрузки двух реакторов будет занимать ничтожно маленькую долю в общем объеме хранения ОГФУ на комбинате. 

Владимир Кузнецов также подчеркнул, что хранение гексафторида урана на АЭХК в рамках МЦОУ и ЦОУ вряд ли будет носить массовый характер. Сегодня участниками международного центра по обогащению урана являются Россия и Казахстан. Вскоре к ним, возможно, присоединятся Украина и Армения. Но, по мнению члена общественного совета «Рос-

атома», грандиозные планы России по развитию атомной энергетики не имеют реальной подоплеки:

 – На мой взгляд, до 2025 года невозможно будет запустить заявленные 26 энергоблоков АЭС в России и 12 за рубежом. В нашей стране сегодня нормально функционирует только один завод, который изготавливает в течение четырех лет лишь один реактор. Поэтому не будет массового производства ядерного топлива.

Но это заявление не успокоило экологов и общественность, которые подняли еще один немаловажный вопрос – а не отвернется ли государство от АЭХК, МЦОУ и ЦОУ в случае закрытия этих предприятий? Сопредседатель общественной организации «Байкальская экологическая волна» Марина Рихванова привела в пример наполовину государственный завод – ОАО «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат». Она предложила создать некий страховой фонд, на средства которого можно будет ликвидировать последствия опасного производства.   

Начальник отдела экологии администрации Ангарска Владимир Путято поддержал  эту идею, заметив, что необходимо также усилить государственный контроль в атомной промышленности:

– Сегодня рухнула государственная система экологической экспертизы, и непонятно, насколько будет эффективна ее замена. К тому же в последние годы идут постоянные реструктуризации надзорных органов, которые не усиливают, а ослабляют контроль государства. Не хотелось бы, чтобы в результате этого АЭХК утратил позиции одного из лучших с экологической точки зрения предприятий атомной промышленности.   

Сергей Барановский пообещал участникам форума-диалога, что озвучит все предложения и опасения жителей Приангарья на очередном заседании общественного совета «Росатома» в конце декабря.