Губернатор в ответе за свою команду
Игорь Есиповский встретился с журналистами за чашкой чая
В конце года принято подводить итоги, делать выводы и ставить задачи на будущее. Последовал этой традиции и губернатор. Об основных результатах политической и экономической работы в 2008 году Игорь Есиповский рассказал журналистам в весьма нестандартной обстановке: за чашечкой чая в своей резиденции, расположенной в гостиничном комплексе «Ангарские хутора». В числе главных итогов 2008 года глава региона назвал окончательное формирование высших органов государственной власти Иркутской области и принятие бюджета-2009, который, несмотря на значительные расходные сокращения, сохранил социальную направленность. В следующем году, по словам губернатора, особое внимание будет уделяться лесной отрасли, которая должна стать основой развития региональной экономики, а также сельскому хозяйству. Всплыли в ходе разговора и такие актуальные темы, как остановка БЦБК, утверждение областного Устава, сокращения на предприятиях и кадровый расклад в правительстве.
Устав и кадровая политика
Разговор с журналистами Игорь Есиповский начал с подведения итогов политической жизни региона, из которой, по его словам, удалось убрать все конфликтные ситуации. А это, в свою очередь, позволило провести спокойные, взвешенные и ровные выборы в Законодательное собрание, с которым на данный момент у областного правительства налажена конструктивная и серьезная работа. В целом органы исполнительной и законодательной власти, как того требует федеральный конституционный закон, сформированы, а значит, в новый год Иркутская область войдет в почти полной боевой готовности. Дело в том, что до конца года не удастся завершить формирование региональной конституции – Устава, эта работа перенесена на первый квартал 2009 года.
– Там много спорных вопросов, причем не с точки зрения перетягивания друг на друга одеяла, а с позиций здравого смысла и юриспруденции. Чтобы Устав Иркутской области не был временным документом, в его создании должны участвовать как специалисты высокой квалификации, так и общественность, чтобы затем мы могли, опираясь на этот фундаментальный документ, выстраивать законотворческую работу и деятельность исполнительной власти. Проведя консультации с депутатским корпусом и представителями общественности, мы приняли решение не форсировать эти события, чтобы не выпускать «сырой» закон. Спешить нет необходимости, ведь работу органов власти это не тормозит, мы можем нормально функционировать. Поэтому над Уставом мы еще поработаем, чтобы учесть и взвесить все мнения, которые существуют сейчас по отдельным позициям документа, и принять конституцию области в окончательном варианте, взвешенном и продуманном.
Вместе с тем по одному из наиболее спорных вопросов, возникавших при обсуждении Устава – речь идет о возможности Законодательного собрания согласовывать назначение первых заместителей председателя правительства и ключевых министров, – Игорь Есиповский высказал вполне определенное мнение:
– Когда в работу вмешивается большое количество людей со своими советами, рекомендациями, требованиями, но при этом никакой ответственности за то, что советует, рекомендует и требует, не несет, это лично у меня, кроме раздражения, ничего не вызывает. Каждый должен заниматься своим делом. Есть первое лицо, губернатор, которому поручена определенная работа, так дайте ему возможность сформировать эффективную команду. А он уже сам определит меру ответственности и зоны, по которым она будет распространяться. Если я работаю в открытом пространстве, если все, что я делаю, идет на пользу людям, то зачем мне постоянно кого-то навязывать или кого-то согласовывать? Тогда получается, что если кто-то понравился депутатам, то автоматически он становится первым заместителем. А если меня как руководителя не устроят те подходы, которые заставили понравиться парламентариям? Здесь есть перекос, и так не должно быть. Однако на эту тему, я считаю, мы еще будем дискутировать, так как есть различные мнения. Я убежден, что при принятии решения каждый человек должен брать на себя адекватную меру ответственности, а если это не предусмотрено, то вся конструкция не работает, дает сбой. Это очевидные управленческие вещи.
Вместе с тем пока губернатор не спешит с новыми назначениями в областном правительстве, объясняя свою осторожность тем, что лучше несколько месяцев подождать, чем потом год потратить на исправление ошибки.
– Я не намерен делать секретов из того, кто будет назначаться. Как черт из табакерки – вариантов не будет, будут понятные люди, которых не стыдно показать и которыми можно гордиться, – заверил журналистов Игорь Есиповский.
Комментируя изменения на политической арене, в частности смену спикера Законодательного собрания и председателя избирательной комиссии Иркутской области, Игорь Есиповский отметил, что ранее занимавшие эти должности профессионалы не уходят из жизни региона. Так, Виктор Круглов сейчас рассматривает несколько серьезных предложений, а Виктор Игнатенко станет руководителем Института законодательства и правовой информации и советником губернатора.
Сбоев в зарплате у бюджетников не будет
Особо губернатор акцентировал внимание СМИ на работе областного правительства над бюджетом-2009. По словам главы региона, в связи с новыми экономическими обстоятельствами региональным властям пришлось в самом срочном порядке пойти на крайнюю и очень ответственную меру – отзыв проекта областного бюджета из Законодательного собрания для пересмотра его основных параметров. В результате несколько расходных статей подверглись серьезной ревизии, но социальные направления при этом не пострадали. При формировании главного финансового документа, подчеркнул Игорь Есиповский, здравый смысл и гражданская позиция взяли верх над эмоциями.
– Нам удалось провести ревизию и сократить многие статьи бюджета, сохранив при этом его социальную направленность. И если ранее на социальные нужды у нас приходилось более 40% всех расходов, то сегодня – более 60%. Только на социальные выплаты у нас предусмотрено более 11 миллиардов рублей, что превышает 16,5% расходной части бюджета. При этом по ряду выплат, в том числе по объему детских пособий и доплат к пенсиям неработающим гражданам, Иркутская область лидирует среди других регионов Сибирского федерального округа. Что касается здравоохранения, то на эту отрасль в бюджете-2009 предусмотрено более 4,9 миллиарда рублей, это всего на 2% меньше, чем в 2008 году. При этом фактического уменьшения финансирования не было, произошла только оптимизация неэффективных расходов. Таким образом, с одной стороны, мы очень сильно подрезали целый ряд статей, не тронув при этом социальные, а с другой – по некоторым позициям даже увеличили объем финансирования, несмотря на все трудности.
Приоритетом в правительственной работе губернатор назвал обеспечение своевременной выплаты заработной платы всем работникам бюджетной сферы – как областной, так и муниципальной.
– Я хотел бы всех успокоить и ответственно заявить, что зарплата бюджетникам будет выплачиваться в срок и в полном объеме, никаких сбоев в этом направлении мы не предполагаем. На эти цели средства у нас имеются, задействованы все возможные механизмы. Кроме того, у нас увеличено софинансирование со стороны областного бюджета на зарплату сотрудникам муниципальной бюджетной сети. Хочу отметить, что это наши сверхнормативные обязательства. Было принято решение, что мы не должны оставить их в трудную минуту, поэтому все необходимые средства по заявкам муниципалитетов были выделены. А почему вдруг где-то не хватает денег на оплату труда, мы будем разбираться.
Вместе с тем существенно пострадало при оптимизации расходов сельское хозяйство. Вообще в порядке финансирования этого направления существуют перекосы. Так, по рекомендациям федеральных властей поддержка отрасли центром должна составлять 70%, а области – 30%.
– У нас сегодня областной бюджет выделяет 800 миллионов рублей, а федеральный – 600 миллионов. Такие перекосы нам вместе с сельхозпроизводителями надо убирать и думать, как более эффективно работать, – подчеркнул Игорь Есиповский. – Мы их попросили прекратить все капитальные вложения, приостановить долгосрочные инвестпроекты и все текущие ресурсы направить на развитие сельхозпроизводства, чтобы в следующем году сохранить объемы 2008-го.
Лес как главный бюджетообразующий фактор
Переводя беседу в плоскость экономики, Игорь Есиповский отметил, что одним из серьезных результатов 2008 года является формирование в регионе привлекательного инвестиционного поля.
– Нам удалось встретиться почти со всеми инвесторами, которые в области уже работают или только собираются вложить свои средства в отдельные направления экономики Приангарья. Особое внимание мы уделяли лесной отрасли. Должен сказать, что никаких задержек в реализации проектов по этому направлению не допускалось, так как достаточно серьезно мы спрашивали за любые промедления с документами со всех руководителей. Сохранение всех инвестпроектов в сфере лесопромышленного комплекса при возможном добавлении новых станет для нас одной из самых фундаментальных задач на 2009–2011 годы. Приоритетное внимание будет уделяться глубокой переработке древесины, которая позволит оставить добавленную стоимость в регионе.
В продолжение темы Игорь Есиповский заметил, что если сделать лес бюджетообразующей отраслью, то никакой кризис региону не будет страшен. Ведь, по подсчетам губернатора, из-за неэффективного использования лесных ресурсов региональная казна ежегодно теряет порядка 30 млрд. рублей.
БЦБК: замкнутый цикл, альтернативное производство и туризм
Не смогли журналисты в разговоре с губернатором обойти тему Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Свое видение ситуации Игорь Есиповский изложил так:
– Я думаю, что прямолинейного и однозначного хода, который позволит решить проблему, нет. Это должно быть комплексное решение с участием федеральных властей. У комбината есть частный собственник, который владеет контрольным пакетом акций, свою долю передало ему в управление и государство. Я считаю, что это неправильно, и в таких серьезных и значимых предприятиях, как БЦБК, государство должно иметь если не контрольный, то по крайней мере решающий голос. Должно быть хотя бы право вето. Сейчас комбинат как заноза у всех в глазу – очевидно, что он находится не на месте, принося реальный вред жемчужине Сибири.
Обсуждается несколько вариантов развития событий. Один из них: разомкнуть цикл, запустить комбинат и строить в течение двух-трех лет новые очистные сооружения. Я думаю, что это неверно. Но есть и другой подход: запустить БЦБК с замкнутой системой водооборота и выпускать небеленую целлюлозу. Такую продукцию производят комбинаты в Бурятии, у нас в Братске и Усть-Илимске – и ничего, работают. Может, есть смысл поменять управляющую компанию, принудительно вмешаться государству в эту ситуацию и поставить эффективных управленцев? Это даст возможность трудоустроить людей и планово запустить альтернативное производство по механической глубокой переработке древесины. Таким образом, работу не потеряют 70–80% сотрудников комбината. А если параллельно развивать в Байкальске туризм, то мы получим уникальную, экологически чистую территорию.
По словам губернатора, о принятии конкретного решения можно будет говорить в феврале. Пока же в качестве рабочего варианта, одобренного федеральными структурами и квалифицированными специалистами, он назвал создание в Байкальске туристско-спортивной базы, предназначенной, в том числе, для тренировок олимпийской сборной России.
– Есть очень серьезная заявка на то, что это может получиться, – считает Игорь Есиповский.
Комментируя ситуацию с сокращениями на БЦБК, глава региона отметил, что выплаты и компенсации работникам производятся в полном соответствии с законом. При этом губернатор считает, что людям необходимо психологически быть готовыми к переходу на временную работу.
– Чувство гордости поприжать придется, ведь нужно думать о том, что главная задача – выжить, обеспечить семью. А вообще я уверен, что тот, кто хочет работать, найдет себе место, а кто нет, тот будет сидеть безработным и жаловаться.
Всего, по сведениям Игоря Есиповского, на сегодняшний день 233 организации в Приангарье заявили о сокращении в следующем году 7,9 тыс. работников, однако из них 1,2 тыс. – это сотрудники МЧС, которые будут трудоустроены в новую структуру в связи с передачей функций от федерального центра субъектам РФ.
Навести порядок в муниципалитетах!
Основной задачей на 2009 год в рамках работы с муниципальными образованиями губернатор назвал встраивание территорий в вертикаль управления так, чтобы областные и местные власти говорили на одном языке. При этом Игорь Есиповский пообещал навести порядок там, где от действий муниципальных руководителей страдают люди. Кроме того, усилится контроль за эффективным расходованием средств, направляемых на поддержку муниципалитетов.
Всего в этом году, по информации губернатора, сверх нормативов из региональной казны (речь идет об обязательствах, не предусмотренных федеральным законодательством) на финансирование муниципальных образований было выделено более 3 млрд. рублей, а в 2009-м предусмотрено 1,5 млрд.
– Это говорит о том, что наши муниципалитеты привыкли жить не по средствам и при этом ничего не делать. Да и зачем стараться, если и так все хорошо? В результате дополнительные расходы ложатся на плечи областного бюджета, и мы вынуждены сокращать наши программы. В будущем году нам необходимо провести серьезную ревизию межбюджетных отношений. Мы готовы помогать, но мы должны знать, куда идут деньги, кто несет ответственность, что получилось в результате, какова эффективность вложенных средств. Эти все вопросы сейчас будут выходить на первый план. Для ответа на них принято решение создать мощную ревизионную службу, которая будет отслеживать эффективность вложения каждой копейки на территории Иркутской области. Особенно это будет касаться федеральных средств, так как центр сейчас станет особо спрашивать за нерациональное и неэффективное использование бюджетных денег. В этих условиях мы не можем позволить себе расходовать областной бюджет неэффективно. У нас есть много точек, куда нужно направить ресурсы, чтобы поправить ситуацию. Эффективность и контроль за расходами будут ключевыми элементами в нашей работе.