Прохождение через зеркало Светланы Михеевой
Каждое стихотворение в этой книжке, похожей на тетрадку, – попытка заглянуть за отражение – в зеркале, воде, чьих-то зрачках, поверхности стола, который «гудит, ее печаль вбирая». Ведь сам человек, по мнению автора, – тоже зеркало, которое отражает сразу два мира – внешний и внутренний.
В среду состоялась презентация первого сборника стихов «Происхождение зеркала» иркутской журналистки, студентки Литературного института, поэта Светланы Михеевой. Он издан тиражом 500 экземпляров при поддержке регионального отделения Союза российских писателей в Иркутской областной типографии N 1. Стихи автора заслуживают внимания и, скорее всего, привлекут тех читателей, кто интуитивно-чувственный путь познания предпочитает материально-реалистическому, а воду считает более надежной стихией, чем земля.
– На мой взгляд, книга Светланы Михеевой зрелая и цельная, – отметила автор предисловия сборника, иркутская поэтесса Людмила Бендер. – Ее произведения показались мне интересными и необычными, несмотря на то что я привыкла к другой лексике и поэтике. Светлана – представительница новой волны, но в самом благородном виде. У нее сложная образная система, но самое главное – это ее ощущение природы: земли, воды, сада и человека, который с этим словесно сливается. На мой взгляд, можно проследить в ее творчестве традиции представителей серебряного века и метафористов. Это интересное явление в иркутской поэзии.
В многослойном образном строе поэтических историй Светланы Михеевой нет неодушевленных предметов. Даже самые неприметные из них ведут свою непостижимую жизнь, попытки объяснить которую по законам человеческой логики часто приводят к парадоксам.
– Сложно определить какую-то сверхзадачу своего творчества, – признается Светлана Михеева. – Мне кажется, что людям стоит просто открыть глаза и увидеть, что вокруг не только какая-то чернуха, а в головах беспорядок. На самом деле мир бесконечный, и человек должен себя в нем идентифицировать. И еще мне кажется, люди не очень понимают, кто они такие и зачем они здесь.
Стихи автора создают впечатление, что при внешнем и внутреннем благополучии жизни ее не устраивает успокоенность быта и бытия. Как будто эти поэтические путешествия – попытка осмыслить и избыть первородную пустоту, существующую внутри каждого человека. Не в смысле духовной опустошенности, а в приблизительном значении тоски заблудшей души по потерянному раю.
Тем не менее стихи Светланы Михеевой не навевают интеллектуальную скуку. Лабиринты ее мозаичных поэтических строф нужно не осмыслить, а прочувствовать. И тогда, подчиненные странной логике, они затянут вас по ту сторону зеркала, где вы сможете встретиться лицом к лицу со своими глубинными переживаниями.
Светлана Михеева серьезно занимается поэзией уже пять лет. Юношеское увлечение начало перерастать в профессию после поступления на заочное отделение Литературного института.
– Заниматься поэзией серьезно и просто пописывать стишки – это разные вещи, – считает она. – С тех пор как я занялась этим обстоятельно, изменилось очень многое. Например, у меня теперь совсем нет времени, ведь это такая же работа, как любая другая.
По словам автора, сейчас она трудится над повестью «о жизни и путешествии», главный герой которой неожиданно получает письмо от мамы, которую он до сих пор не знал, и едет к ней в деревню.
Кстати, нужно отметить, что Светлана Михеева вместе с поэтом Артемом Морсом организовали в Иркутске неформатные вечера «Поэты в городе». Проходят они раз в месяц в баре Дома актера и пользуются все большей популярностью у зрителей.