26.12.2008 13:00
Рубрики
Экономика
Теги
26.12.2008 13:00

Выживание вместо роста

Машиностроение Приангарья нуждается в смягчении банковских условий

Еще в конце сентября на выставке «Техмашэкспо» перспективы машиностроительной отрасли Иркутской области вселяли надежду. А сегодня в условиях мирового финансового кризиса ее развитие фактически заморожено, причем по всей России. Большинство уральских заводов, к примеру, сокращают объемы производства в два и более раз уже в четвертом квартале 2008 года. Перспективы 2009-го для машиностроителей достаточно туманны. И Приангарье не исключение.

 

Модернизация отложена

В сложной ситуации, которая сейчас затягивает одну отрасль за другой, планы роста сменяются поиском путей выживания. Внутренние инвестиционные программы урезаются, оставляя модернизацию до лучших времен. Особенно тяжело приходится зависимым от заемных средств секторам экономики, в частности машиностроению. Снижение заказов происходит уже сегодня, а серьезное увеличение процентной ставки по банковским кредитам связывает предприятия в действиях. Так, есть данные, что ОАО «ПО «Усольмаш» частично перешло на трехдневную рабочую неделю. Более подробных сведений от завода получить не удалось из-за чрезмерной занятости руководителей.

ОАО «Востсибмаш» (Ангарск) также находится в непростой ситуации – объем заказов падает. Хотя, судя по информации на сайте предприятия, завод еще держится на плаву за счет выигранных тендеров на поставку оборудования для нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, в частности ЗАО «Ванкорнефть», ОАО «Новокуйбышевский НПЗ» и ОАО «Сызранский НПЗ». Подробных данных о нынешнем состоянии «Востсибмаша» и его прогнозах на будущее также не удалось получить.

На контакт пошло только руководство ОАО «Иркутский завод тяжелого машиностроения» (ИЗТМ)

– Объемы производства в ближайшее время мы снижать не будем, – рассказал генеральный директор Владислав Лачкарев. – Имеющихся заказов хватит предприятию еще на пять месяцев. А по некоторым направлениям, например, в литейном цехе, мы даже вводим вторую и третью смены и набираем дополнительных рабочих, чтобы успеть выполнить заказы в срок.

Владислав Лачкарев особо подчеркнул, что сокращения персонала не планируется. Но не исключил вероятность увольнения по собственному желанию части сотрудников, ожидающих, но не получивших индексацию заработной платы. Кроме того, в будущем, если объемы заказов будут таять, сократится зарплата у «сдельщиков», что тоже может повлечь уход кадров.

– Но сокращений персонала в ближайшее время не будет, – заверил гендиректор ИЗТМ. – Мы хотим сохранить самое ценное, что есть у завода – высококвалифицированных специалистов.

На предприятии разработана антикризисная программа, которая направлена на сокращение косвенных издержек при сохранении объемов производства. Режим экономии вводится везде, где возможно. Ни о каком развитии речи не идет, поскольку реализацию инвестиционных проектов пришлось отложить из-за отсутствия средств. Например, модернизацию литейного цеха за счет внедрения новой технологии.

Как пояснил Владислав Лачкарев, сегодня формы для производимых деталей изготавливаются из сложной смеси с применением жидкого стекла. Это очень трудоемкий, затратный и неэкологичный процесс. Инновационный проект предусматривает использование холодно-твердеющих смесей, которые быстрее застывают, экологически чище, и, самое главное, формовка на их основе позволяет делать более филигранные модели. С помощью новой технологии можно будет производить в три раза больше литейной продукции, расширить ассортимент за счет моделей высокой точности, к примеру, для железнодорожной отрасли, а также получить 40 дополнительных рабочих мест.

Всего на реализацию проекта требуется около 15 млн. рублей. И так как он выиграл областной конкурс инноваций, ИЗТМ ждал 4 млн. рублей из регионального бюджета в качестве софинансирования. Но кризис изменил планы, и проект пока остается на бумаге. 

Золотодобытчики помогут выстоять

Но заморозка инновационного раз-вития – не самое страшное, чем грозит мировая экономическая апатия. По данным Владислава Лачкарева, программы модернизации производства остановили большинство крупных промышленных предприятий. Например, «Северсталь», «Евразхолдинг», «ММК», «Норильский никель». А это означает, что заказов с их стороны ИЗТМ вряд ли дождется.

– Количество заказов сокращается, но насколько упадет их объем в 2009 году, пока сложно сказать, – говорит гендиректор завода. – Кризис вынуждает нас ориентироваться только на отечественный рынок, так как программы зарубежных партнеров тоже урезаны до минимума. Вообще, номенклатуру заказов ИЗТМ можно поделить на три основные части: золотодобывающая промышленность, металлургия и горное обогащение. Золотодобытчики, скорее всего, сохранят свой объем заказов – цены на драгметалл колеблются, но в пределах рентабельности, и золото как добывалось, так и будет добываться. Металлургия сегодня находится в очень сложных условиях, так что здесь мы ждем снижения спроса на нашу продукцию. Горно-обогатительные компании, мы надеемся, будут если не модернизировать производство, то осуществлять ремонт техники. И запчасти станут покупать у нас, а не за рубежом, потому что продукция иркутского завода дешевле и качественнее. Кроме того, в эпоху кризиса важным фактором становится время. Мы сделаем и доставим запчасти быстрее, чем те же китайцы.

Работа без предоплаты и кредит под заказ

Скорее всего, изменятся и схемы работы ИЗТМ с заказчиками. Как рассказал Владислав Лачкарев, завод может отказаться от предоплаты. Конечно, это огромный риск, но шансы получить таким образом новые заказы тоже велики. Специалисты ИЗТМ будут тщательно анализировать деятельность партнеров, оценивать их возможности – расплатится компания при получении заказа или нет, и лишь после этого заключать договоры на поставку необходимой продукции без предоплаты. Прежняя надежность постоянных клиентов теперь не играет особой роли – обанкротиться в кризисной ситуации может всякий.

– Мы прорабатываем альтернативные механизмы финансирования производства, – рассказал Владислав Лачкарев. – Например, в европейских странах распространена схема прямого кредитования под конкретный заказ. Почему бы и нам не воспользоваться этим опытом?

Однако антикризисные действия завода сковывают изменения условий банков – в первую очередь увеличение в одностороннем порядке процентной ставки в среднем в полтора раза. А остаться без кредитов для ИЗТМ, как и для любого другого российского машиностроительного предприятия, – это остаться без оборотных средств. Проблему усугубляет то, что один из банков требует досрочного погашения кредита, что грозит остановкой предприятия.

– Составлен график досрочного погашения кредита, да в нынешних условиях, боюсь, вернуть долг не просто сложно – невозможно, – подчеркнул Владислав Лачкарев. – В какой-то степени мы надеемся на помощь антикризисного комитета, созданного при правительстве Иркутской области. Я понимаю, что практически все банки являются филиалами московских, и не знаю, смогут ли региональные власти повлиять на ситуацию. Многие предприятия пугают банки тем, что объявят себя банкротами и вообще ничего не заплатят. Мы не хотим так поступить – ИЗТМ должен работать.