14.01.2009 13:00
Теги
14.01.2009 13:00

Горячие телефоны

Для учителей, школьников и их родителей

Жалобы на слишком высокую учебную нагрузку, на грубость учителя, на опасный пешеходный переход у школы, на регулярные поборы с родителей… Итоги первой горячей линии по вопросам образования подвели в Приангарье. В ходе нее специалисты службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области ответили более чем на 200 вопросов. Руководитель службы Александр Костин сообщил, что отныне подобный диалог между потребителями образовательных услуг и ответственными за их качество будет проходить ежеквартально. А вопросы, которые жители региона зададут по телефонам горячей линии, станут поводами для инспекторских проверок школ, детских садов, техникумов и колледжей.

Как рассказала начальник отдела контроля и надзора за исполнением законодательства в сфере образования Валентина Островская, наибольшее число обращений на горячую линию поступило из Иркутска (32%), Усть-Илимска (6%), а также Ангарского, Тайшетского (по 6%), Усть-Кутского (5,7%), Усольского и Слюдянского (по 5%) районов.

Большинство телефонных звонков были связаны с организацией учебно-воспитательного процесса (37%). На втором месте оказались вопросы, касающиеся действий руководства образовательных учреждений (18,5%). Третье разделили жалобы на школьное питание (7,5%) и ремонт или строительство учебных заведений (5%).

Родители учащихся Савватеевской школы N 34 Ангарского района спрашивали о том, почему ремонт в их образовательном учреждении проводится в течение учебного года, столовая не работает, а «в педагогическом коллективе царят интриги, судебные тяжбы и беспорядок».

– Эта школа старая, – отметила Валентина Островская. – Сейчас там, действительно, в большом объеме идут ремонтные работы. Конечно, их проведение во время учебного года является грубым нарушением закона. Но, к сожалению, не все зависит от директора. Средства поступили поздно, после проведения конкурса на подрядные работы. На сегодняшний день столовая работает, установлены новые окна и навесные потолки. Что касается психологического климата в педагогическом коллективе, то этот вопрос взят под контроль Управлением образования Ангарского района. С повторной проверкой в Савватеевскую школу специалисты нашей службы поедут в марте.

Родители и учителя Тайшетского района в ходе горячей линии выражали свое недовольство программой «Полезная прививка», которую в старших классах сделали обязательным предметом. По их мнению, она является вредной, провокационной и непопулярной среди учеников.

Как пояснила Валентина Островская, программа «Полезная прививка» направлена на профилактику среди подрастающего поколения наркомании и ВИЧ-инфекции. Эксперимент по внедрению нового предмета в школах Иркутской области проходит с 2004 года. Участвовать в нем учебное заведение может только с согласия родителей учащихся.

– Мы выяснили, что в Тайшетском районе эта дисциплина преподается старшеклассникам в семи школах. В рамках подготовки к эксперименту там был проведен обучающий семинар-тренинг, по итогам которого 25 педагогов получили сертификаты на право ведения курса «Полезная прививка». Методические пособия по предмету были представлены на родительских и классных собраниях. Одновременно руководство школы провело опрос родителей на предмет участия их детей в эксперименте и получило согласие. Однако некоторым мамам и папам не понравилось содержание новой дисциплины, и после первых занятий люди стали жаловаться по этому поводу в СМИ. В школах, участвующих в эксперименте, был проведен повторный опрос родителей, а также собрания с участием представителей Управления образования. На сегодняшний день занятия по данной программе продолжают посещать 114 старшеклассников. Муниципальное Управление образования представляет всю информацию в женсовет Тайшетского района и настоятелю православной церкви Бирюсинска отцу Николаю и готово к обсуждению всех возникающих в ходе эксперимента вопросов, – отметила Валентина Островская.

Иркутяне жаловались на нехватку мест в детских садах, плохую организацию приема заявлений на очередь в дошкольные учреждения, грубость специалистов городского департамента образования.

– Существует документ «Порядок приема детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения Иркутска». В соответствии с ним родителям следует один раз в год проводить перерегистрацию ребенка, стоящего на очереди в детский сад. Данным порядком многие пренебрегают, производят перерегистрацию ежемесячно, ежеквартально, а это способствует скоплению людей в очереди, – сообщили специалисты в ходе горячей линии.

Родители иркутских школьников сетовали на постоянные сборы денег на ремонт, покупку учебников и т. д. Им пояснили, что по «Закону об образовании» учебные заведения вправе привлекать дополнительные финансовые средства за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических или юридических лиц. Это значит, что руководство школы может обратиться к родителям с просьбой об оказании финансовой помощи. Однако деньги можно перечислять только на добровольной основе и на внебюджетный счет образовательного учреждения.

– О расходовании средств руководство школы обязано отчитаться перед родителями. Но, к сожалению, не все это правило соблюдают, – отметила Валентина Островская. – Родителям нужно понимать, что по разным причинам школа не всегда может обеспечить каждого ребенка учебной литературой на 100%, а также произвести ремонтные работы в полном объеме, обустроить интерьер, организовать досуг и отдых детей и т. п.

А в шелеховских школах, как выяснилось, деньги с родителей учащихся собирают на покупку сейфов для хранения ноутбуков. Специалисты службы установили, что в текущем учебном году образовательные учреждения Шелеховского района принимают участие в проекте «Компьютер для школьника» благотворительного фонда «Вольное дело». Ноутбуки планируется выдать 2,2 тыс. ребят. По условиям проекта образовательные учреждения должны обеспечивать сохранность компьютеров. А поскольку в бюджетах школ средств на эти цели своевременно не заложили, родителям предложили оказать финансовую поддержку. При этом школы составили списки учеников, родители которых не могут участвовать в проекте в связи со сложным материальным положением.

– Первая горячая линия по вопросам образования показала, что проблем много, но все они решаемы, – отметил Александр Костин. – На все звонки мы обязательно даем ответы, а наиболее острые берем на контроль. Такой диалог помогает учебным заведениям грамотно перестраиваться в ходе реформирования системы образования.

 

Вторая горячая линия по вопросам образования состоится 20–22 января. Звонки будут приниматься с 10.00 до 18.00 по телефонам: 53-06-67, 52-02-61, 53-77-26, 22-09-00, 53-81-40, 53-24-70.