16.01.2009 13:00
Рубрики
Общество
Теги
16.01.2009 13:00

Башенка с открытки

Мы живем в регионе уникальной деревянной архитектуры, славной своей историей. Но знаем ли мы памятники «в лицо» и можем ли что-то рассказать о них? Озадачившись этими вопросами, мы совместно с Центром по сохранению историко-культурного наследия Иркутской области решили открыть новую рубрику – «Наследие в опасности». Наши журналисты не только попытаются раскрыть легенды самых интересных объектов деревянного зодчества, но и продемонстрируют проекты их реставрации. То есть вы увидите Иркутск и другие исторические поселения Приангарья такими, какими они могут стать, если мы этого захотим.

 

 

 

 

 

 

В Иркутске на улице Грязнова, напротив здания администрации музея «Тальцы», расположен памятник деревянного зодчества с элементами каменной архитектуры. Мало кто знает, что в начале XX века это неприметное двухэтажное строение с флигелем было доходным домом повышенной комфортности. Каждая из его квартир имела собственный вход с улицы. До наших дней сохранились только резные наличники окон и декор на боковых фасадах. Уникальный четырехгранный купол, венчающий крышу, к сожалению, был утрачен во время пожара в конце 1990-х годов.

 

О том, когда был возведен дом, расположенный сегодня по адресу: Грязнова,15, специалисты Центра по сохранению историко-культурного наследия (ЦСН) сказать затрудняются. В своем архиве им не удалось найти ни одного проекта на постройку. На плане Иркутска 1899 года здания еще нет, однако достоверно известно, что в 1906 году в нем располагались меблированные комнаты. Домовладелец Всеволод Орлов в усадьбе не жил, все постройки сдавались в аренду. С 1909 года здесь торговали музыкальными инструментами и занимались их ремонтом. В это время был построен дворовый флигель. Данный факт подтверждает сохранившаяся до наших дней открытка 3-й Солдатской улицы, датированная 1910 годом, на которой зафиксирован момент покрытия крыши флигеля.

Кроме того, в архиве ЦСН найдена фотография дома, сделанная в 1950-х годах. На ней хорошо видны утраченные к настоящему времени башенка и парапет на крыше. Этот снимок может послужить материалом для восстановления подлинного облика памятника архитектуры.

– Особую прелесть дому придают так называемые подзоры в виде занавеса с кистями – это доски, украшенные ажурной резьбой и укрепленные под крышей, – рассказал главный архитектор ЦСН Александр Прокудин. – Не меньшее восхищение вызывают фигурные кронштейны – декорации, поддерживающие свисающую часть крыши, а также кессоны – квадратные ниши в дереве, характерные больше для каменной архитектуры. Деревянные вставки, венчающие стены и украшенные рельефами, – не что иное как имитация стиля античной архитектуры. Очень интересны и пилястры – вертикальные выступы, которые являются декоративным эле-

ментом и служат для вертикального членения стен. На уровне крыши большую ценность представляют тумбы, парапеты, а также четырехгранный усеченный шатер. Архитектурное решение данного дома тем более гармонично, что его первый этаж сложен из блоков бутового песчаника и воспринимается как пьедестал.

По словам Александра Прокудина, главный дом и дворовый флигель появились на месте огородов и хозяйственных строений в период активного развития рынка доходного жилья. 

Они были возведены на пределе норм тогдашнего строительного устава, позволявшего ставить деревянные постройки не ближе четырех саженей одна от другой, а смешанные (камень и дерево) – не ближе двух саженей.

– Эти доходные дома были домами повышенной комфортности. Каждая из квартир первого и второго этажей имела собственный вход с улицы. Сейчас там один вход и общий коридор. Часть квартир находится в муниципальной собственности, часть приватизирована, – отметил архитектор.