23.01.2009 13:00
Рубрики
Общество
Теги
23.01.2009 13:00

Будни мирового судьи

Каждый 12-й житель Иркутской области побывал на судебном участке

В конце прошлого года мировые судьи в нашей стране отметили десятилетие своей деятельности. Сегодня именно они рассматривают самые обыденные, но потому и многочисленные гражданские, административные и уголовные дела. Если гражданин не платит вовремя квартплату, укрывается от алиментов, нецензурно ругается в общественном месте или в нетрезвом виде ездит за рулем, встречи с мировым судьей ему не избежать. Рано или поздно повестка придет обязательно. Только в Иркутской области в прошлом году было рассмотрено свыше 276 тыс. дел, чуть больше 10 тыс. пришлось на Усть-Ордынский Бурятский округ. И всю эту массу рассмотрел судейский корпус из 135 человек. Именно столько судебных участков действует сегодня в объединенном Приангарье.

Поговорить о нелегких буднях судей мы решили с директором департамента по обеспечению деятельности мировых судей Оксаной Недорубковой и мировым судьей судебного участка N 89 Тулуна Игорем Галиным.

 

– Оксана Викторовна, скажите, с чем связано появление института мировых судей в России?

О.Н.: Возрождение института мировых судей, существовавшего в нашей стране до 1918 года, происходило в рамках судебной реформы в Российской Федерации, когда создавались суды субъектов РФ и решалась основная задача по обеспечению доступа граждан к правосудию. Также целью было снижение нагрузки федеральных судов общей юрисдикции. Поэтому к подсудности мировых судей были отнесены, в частности, такие категории дел, как уголовные дела частного обвинения, уголовные дела небольшой тяжести, имущественные споры до 50 тысяч рублей, дела, вытекающие из семейных отношений, дела об административных правонарушениях. 

– Какова роль департамента в работе мировых судей Иркутской области?

О.Н.: Наш департамент был образован в структуре исполнительных органов государственной власти области для создания условий для работы мировых судей. Он принимает меры организационного характера, осуществляет материально-техническое, финансовое и кадровое обеспечение мировых судей. Сегодня судебные участки размещаются в 63 зданиях и помещениях, оснащены необходимой компьютерной и иной оргтехникой, обеспечены средствами пожарной безопасности и охранной сигнализации. Департамент работает в тесном взаимодействии с советом судей Иркутской области, управлением судебного департамента в Иркутской области, управлением Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области, правоохранительными органами.

– Какова сегодня служебная нагрузка на одного мирового судью?

О.Н.: По предварительным данным за 2008 год, средняя нагрузка на одного мирового судью составляла 208 дел в месяц. Она достигает 2 тысяч дел в год, а на отдельных судебных участках – до 7 тысяч. «Рекордными» традиционно являются участки Правобережного округа Иркутска, Братска, Усть-Илимска, Слюдянки и Тулуна. Нагрузка мировых судей ежегодно увеличивается в среднем на 23%.

И.Г.: В прошлом году я исполнял обязанности мирового судьи двух судебных участков и рассмотрел порядка 6 тысяч гражданских, 1,2 тысячи административных и 60 уголовных дел. Таким образом, ежемесячно мне приходилось рассматривать свыше 500 дел.

 

 

– Игорь Викторович, вы помните свой первый рабочий день и первое дело?

И.Г.: Я первый раз вышел на работу

5 марта 2007 года, в свой день рождения, и девчонкам-секретарям купил тортик. Сижу пью чай, заходит судебный пристав и говорит: «Мелкого привезли, надо рассмотреть». На судебном языке это правонарушитель, совершивший административный проступок, за который назначается наказание в виде административного ареста или штрафа. Тут я подумал: «Хорошее начало».

– Выходит, у нас до сих пор 15 суток назначают?

И.Г.: Конечно.

– И за что их можно получить?

И.Г.: За мелкое хулиганство. Обязательно – за неоднократное управление машиной в нетрезвом состоянии. У меня есть «постоянные клиенты» – молодые ребята. Они лишены водительских прав, но ездить желают, причем в нетрезвом состоянии. И я им всегда говорю так: «Первый раз за нарушение вы получаете сутки, второй раз – трое, третий раз – шесть, а потом сразу 15». Сели пьяные за руль – получите. Они это четко знают.

– Практика общественно полезных работ при получении 15 суток сегодня востребована?

О.В.: Во-первых, арест до 15 суток назначается мировым судьей только за административные правонарушения. За уголовные преступления арест как наказание может назначаться сроком от одного до шести месяцев. Во-вторых, нарушитель, получивший наказание в виде административного ареста, сегодня к общественно полезным работам не привлекается. Труд – дело добровольное. В случае ареста ограничивается только личная свобода нарушителя, заставить работать его нельзя. Поэтому сейчас и в местах лишения свободы работают только те, кто хочет. Однако нарушитель может работать, чтобы возместить ущерб, нанесенный своим преступлением.

И.Г.: Привлечение к общественным работам – не обязанность суда. Если говорить об обязательных работах, являющихся уголовным наказанием и выполняемых осужденным в свободное от основной работы или учебы время, то объекты «приложения сил» определяются органами местного са-

моуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

– Есть какие-то типичные правонарушения?

И.Г.: Если бы я работал до назначения в Тулун на каком-то другом участке, например, в Куйтуне, то мог бы сравнивать, а так, мне кажется, все обычно. Если по уголовным делам, то это статья 260, части 1 и 2 – «Незаконная порубка деревьев», статья 119 – «Угроза убийства», статья 112 – «Оскорбление» и 116 – «Причинение легкого вреда здоровью».

О.Н.: Если говорить в целом по Иркутской области, то основную массу гражданских дел, рассматриваемых мировыми судьями, составляют судебные приказы. Когда люди имеют перед кем-то финансовые обязательства и не исполняют их – не платят за квартиру, не возвращают кредит, не выплачивают алименты, – взыскатели обращаются в суд с заявлением о выдаче судебного приказа. С таким документом судебный пристав сможет проводить принудительное взыскание задолженности. Подобные дела составляют порядка 70% всех гражданских дел.

Другую часть гражданских исков составляют дела о защите прав потребителей, о разделе имущества между супругами, если его стоимость не превышает 100 тыс. рублей, оспариваемое взыскание алиментов, расторжение брака, возмещение ущерба от затопления жилых помещений. Последнее очень характерно для городов с большим благоустроенным жилищным фондом.

Среди дел, подведомственных мировому судье, особо распространены дела об административных правонарушениях в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Их доля составляет порядка 45%. Сложная ситуация на дорогах уже стала притчей во языцех, поэтому нельзя не отметить как положительный момент рост числа наказаний, налагаемых мировыми судьями за нарушение правил дорожного движения. Если в 2007 году административное наказание в виде лишения права управления было применено в отношении более 15 тысяч правонарушителей, а в виде ареста – 4 тысяч, то в 2008 году эти показатели увеличились на 11 и 90% соответственно.

– Часто родственники друг на друга жалуются?

И.Г.: Если брать статью 119 – «Угроза убийства», то до 60% таких дел – это разбирательства между супругами. Максимальное наказание – лишение свободы на шесть месяцев.

– В чем причина: семейная ненависть или проблемы с психикой?

И.Г.: Трудно сказать. Супруги сегодня друг другу угрожают, завтра пишут заявление о разводе, потом мирятся, а когда назначено судебное разбирательство, жена приходит и говорит: «Я не желаю привлекать мужа к уголовной ответственности, мы помирились, все у нас нормально».

– Реально ли наказать человека через суд, если он, к примеру, высказался нецензурно в твой адрес?

О.Н.: У гражданина, в адрес которого прозвучала нецензурная брань, есть, прежде всего, право на защиту своей чести и достоинства. Законом предусмотрена судебная защита, поэтому мировые судьи принимают заявления такого рода. А наказание обидчика будет зависеть от полноты представленных доказательств.

– Насколько граждане готовы обращаться в суд, отстаивая свои права?

О.Н.: О готовности граждан обращаться в суд красноречиво свидетельствует судебная нагрузка. Даже неглубокий анализ этой статистики показывает, что за то время, что работают мировые судьи, каждый 12-й житель нашей области побывал на судебном участке: в качестве ли истца, потерпевшего, нарушителя по административному делу, будучи свидетелем, обвиняемым или иным участником судебного процесса. 

– Часто ли граждане выражают судье благодарность?

О.Н.: От граждан я таких благодарностей не помню, а вот от организаций случается. В прошлом году от сетевой управляющей компании поступило благодарственное письмо в адрес судебных участков Ленинского округа Иркутска. Там в отношении неплательщиков за коммунальные услуги были вынесены судебные приказы в большом объеме и за короткие сроки.

И.Г.: В суде минимум две стороны, и одна из них обязательно будет недовольна решением, а то и обе сразу, поэтому на благодарность нам рассчитывать не приходится.   

– Нарисуйте общий портрет мирового судьи Иркутской области.

О.Н.: Если собрать среднестатистический образ, то это женщина около 40 лет, имеющая семью и детей. Если касаться профессиональных сторон, то это высококвалифицированный специалист с большим опытом работы по юридической профессии. А человеческие качества – терпение, мудрость и жизненный опыт. Представительство мужчин в этой профессии пока немногочисленно.

И.Г.: Судья в процессе должен быть незаметным. В суде есть две стороны: они спорят, а судья наблюдает. Он не вмешивается, а анализирует представленные доказательства, в случае отвлечения сторон от предмета спора – возвращает к разбирательству по существу. Где-то я прочел, что у молодого судьи с первого момента на лице написано, какое решение он примет. Вот этого ни в коем случае не должно быть. Когда я работал юристом, то в суде часто наблюдал за федеральными судьями. Старался даже по каким-то косвенным признакам узнать, куда судья склоняется. У хорошего судьи бесполезно что-либо узнать, пока он не огласит свое решение.

– В связи с кризисом, как вы думаете, у мировых судей работы прибавится?

И.Г.: Однозначно, не убавится, а в Иркутске, наверное, прибавится. Особенно вырастет число взысканий по неплатежам тех же кредитов.