23.01.2009 13:00
Рубрики
Общество
Теги
23.01.2009 13:00

Геннадий Истомин: Стратегия одна – чтобы люди лучше жили

С чего начинает свое правление новый губернатор? С выработки стратегии, программы социально-экономического развития подведомственной территории. На это ему отводится определенное время. Для Игоря Есиповского и его команды отсчет пошел с момента утверждения в должности. Уже 23 декабря 2008 года глава региона внес в Законодательное собрание проект Закона «О программе социально-экономического развития Иркутской области», согласно которому он должен в течение четырех месяцев представить готовую программу.

Задача, согласитесь, непростая. Программа предыдущего губернатора оказалась во многом миражом, который поманил, но никуда не привел. Может, потому, что не сумели вычислить и нажать на главные клавиши областной экономики. Для вице-спикера ЗС Геннадия Истомина, долгое время возглавлявшего комитет по бюджету регионального парламента, эти клавиши давно и хорошо известны. Поэтому мы попросили его рассказать о той социально-экономической клавиатуре, на которой выгоднее всего будет «играть» в ближайшие годы.

– Парадокс: область, располагающая богатейшей минерально-сырьевой базой, до сих пор не имеет концепции ее развития. Многие месторождения, входящие в мировую классификацию, десятилетиями лежат невостребованными. Возьмите ту же Ковыкту. Химики утверждают, что состав ее газа совершенно уникален, сжигать его в котельных или на кухонных конфорках – чистое расточительство. На его основе можно вырабатывать массу полезных вещей. Ведь это и рабочие места, и дополнительные налоги в бюджет.

– А как же увязать химическое производство с программой газификации области, о которой так много говорится? Пожертвовать отоплением ради выпуска продукции?

– Зачем жертвовать? Надо просто комплексно развивать Ковыкту. Сегодня поступают предложения брать газ из мелких месторождений. То есть тянуть к каждому свою трубу. А труба, как вы знаете, – дорогое удовольствие, значительно удорожающее стоимость газа. Многим семьям это будет не по карману. Проще и дешевле пустить на коммунальные нужды «отходы» газохимии. Ведь из газа забираются лишь отдельные компоненты, не влияющие на его теплотворность. Тот же гелий, например, для кипячения чайника совсем не нужен, а на мировых рынках он на вес золота. Вот и получится, что одна труба будет питать и заводы, и дома. Выгода очевидна. Она должна быть обязательно учтена при разработке программы социально-экономического развития, вписана туда отдельной главой «Комплексное развитие топливно-энергетического комплекса».

– Наверное, пора определяться и с Сухим Логом?

– Давно пора. 30 лет прошло со дня открытия одного из крупнейших в мире месторождений рудного золота, содержащего, по предварительным оценкам, 2 тысячи тонн драгоценного металла, а мы все не можем раскачаться с его добычей. Сначала перестройка помешала, а теперь неизвестно что. Наше областное министерство природы уже передало в Москву ТЭО промышленного освоения, теперь все дело уперлось в получение лицензии. Проект, конечно, дорогой, его стоимость оценивается более чем в 40 миллиардов рублей, но ведь овчинка стоит выделки. Во-первых, добыча золота возрастет вдвое, во-вторых, на обогатительном комбинате будет занято не менее 3 тысяч человек, в-третьих, Сухой Лог – это долгоиграющая пластинка, его запасов хватит как минимум на 40 лет.

– А в-четвертых, цены на золото даже в эпоху финансовых кризисов не падают, а только растут. Не так ли?

– Цены растут не только на золото, но и на древесину, только нам от этого никакого проку. Стыдно сказать, самая лесодобывающая в России область, а доходов в бюджет лесная отрасль приносит сущий мизер – 7%. А должна, просто обязана давать намного больше. Но пока вместо глубокой переработки древесины мы будем загонять на экспорт более 4 миллионов кубометров кругляка, как это делается сейчас, ни о какой прибавке и речи не может идти. Вот где надо браться за наведение порядка. Нужно производить продукцию с более высокой добавочной стоимостью на собственной территории.

– Предыдущая администрация, кажется, уже бралась. Появились лесные биржи, терминалы и прочие новации, призванные навести порядок в лесу. А желанного порядка так и нет.

– Браться надо с умом и в правовом поле. К чему привели лесные биржи? Только к увеличению стоимости леса и созданию целой сети перекупщиков. То же самое и терминалы. Непонятно, по каким критериям отбирались компании и выдавались разрешения на их деятельность. На мой взгляд, надо идти по пути, по которому идет весь мир. Это конкретный учет древесины, маркировка каждого бревна, вывозимого из леса, а самое главное – запретительные пошлины на экспорт круглого леса. Они уже частично введены, и, как пообещал председатель Госдумы Борис Грызлов, в ближайшее время будет окончательно перекрыт путь кругляку за границу. Это обстоятельство должна учитывать программа социально-экономического развития области, нацеливаясь на создание сети предприятий по глубокой переработке заготавливаемой древесины.

– Один из вариантов перепрофилирования БЦБК как раз предусматривает создание на его базе лесопильного производства и выпуск деталей для деревянного домостроения. Как вы его оцениваете?

– Это хорошая идея. Тем более что наш строительный комплекс сегодня находится в тяжелом положении. По объему ввода жилья область занимает одно из последних мест в Сибирском федеральном округе. Хотя, как мы помним, еще недавно звучали громкие заявления: построим миллион квадратных метров жилья. Но как можно замахиваться на миллион, не имея на то веских оснований? Это, я считаю, профанация.

– С чего, на ваш взгляд, нужно начинать, чтобы вытащить строительный комплекс из депрессивной ямы?

– Во-первых, должна быть разработана и принята целевая программа развития базы стройиндустрии. Ее мощности надо увязать с объемом строительства, который будет заложен в программе социально-экономического развития области. Чтобы желаемое совпало с возможностями. Хватит завозить стройматериалы из других регионов и даже из-за границы, накручивая цены на квартиры. У нас под рукой масса полезных ископаемых, которые можно пустить в дело. В одном Слюдянском районе залегают все компоненты, позволяющие вдвое увеличить производство цемента. А это хлеб строительства, нехватку которого мы уже ощущали.

– Ну, Китай нам поможет.

– Он-то поможет, да, как говорится, за морем телушка – полушка, да рупь – перевоз.

Во-вторых, необходимо завершить разработку Генпланов муниципальных образований, на основе которых можно вести обустройство выделяемых под застройку площадок. К сожалению, сегодня у муниципалитетов на это не хватает денег.

В-третьих, необходимо решать вопросы выделения площадок под малоэтажное строительство с обустройством коммунальной инфраструктуры. И предусмотреть набор типовых проектов малоэтажного жилья. Всегда проще привязать готовый проект к местности, чем составлять его с нуля. Да и застройщику легче выбрать по каталогу дом по вкусу.

– Нынешний год пройдет, по всей видимости, под знаком строжайшей экономии бюджетных средств. Где, по-вашему, есть реальная возможность сберечь денежки?

– Я, еще будучи председателем комитета по бюджету, говорил, что мы уделяем мало внимания вопросам энергосбережения. Прямо скажем: низкие тарифы нас развратили. В других регионах давным-давно приняты законодательные акты по энергосбережению. А у нас эта работа идет ни шатко ни валко. Нет ни закона, ни каких-то программ. Сейчас, когда происходит разделение «Иркутскэнерго» на сетевую и генерирующую компании с последующим их выходом на свободный оптовый рынок, необходимо срочно садиться за разработку такого документа. Иначе с прежним, расточительным отношением к электричеству мы просто вылетим в трубу.

– Вы имеете в виду энергосбережение в промышленности или в быту?

– Везде, во всех отраслях экономики и в быту, но в первую очередь в коммунальном хозяйстве, которое потребляет примерно 7% вырабатываемой электроэнергии. Почему? Да потому, что все затраты по ЖКХ несут областной и муниципальные бюджеты. Каждая невыключенная лампочка – это лишний расход. А сколько их день-деньской горит по подъездам? Это в богатой Америке почему-то стоят автоматы отключения, а у нас – круглые сутки иллюминация.

– Зато США не экономят на дорогах, а мы как ездили, так и ездим по колдобинам. До некоторых сел ведь просто невозможно добраться.

– Дороги – наша застарелая беда, которую необходимо срочно решать. Из 12 тысяч км, находящихся на областном балансе, большая часть пришла в негодное состояние. Этого и следовало ожидать, если от нормативов на содержание 1 км дорог, утвержденных предыдущим губернатором, выделялась лишь треть.

Понимание проблемы есть у федерального правительства. Начиная с нынешнего года выделяется 11 миллиардов рублей на ремонт и содержание сельских дорог, а с 2010 года на эти цели будет расходоваться 10% от сумм, выделяемых на все дорожное хозяйство страны. Но на условиях софинансирования и при наличии необходимой документации. А их у нас пока, к сожалению, нет.

Я считаю, нужно сделать все возможное, чтобы войти в эту программу. Так же, как и в программу развития Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока. С ее помощью мы могли бы капитально отремонтировать довольно обветшавшие объекты БАМа, который с подключением Транскорейской магистрали и освоением месторождений Якутии и Читинской области обретет второе дыхание.

– Вы прекрасно понимаете, что самые блестящие планы могут провалиться из-за отсутствия нужных кадров. А с ними ведь сегодня проблема?

– И проблема немалая. У нас упущена тема профессионального образования. Юристов и экономистов – пруд пруди, а умелого экскаваторщика или каменщика днем с огнем не сыщешь. Нехватку рабочих кадров восполняем мигрантами из других регионов или близкого и дальнего зарубежья. Этому перекосу в кадровой политике, на мой взгляд, должна положить конец как раз программа социально-экономического развития области. Ее задача – определить не только число рабочих рук, требующихся сегодня, но и спрогнозировать, какие специальности будут востребованы через год-два.

– Возможности региональной власти, как исполнительной, так и законодательной, ограничены. Каких шагов по улучшению качества жизни нашего сибирского человека вы ждете от федерального центра?

– Как раньше говорили: что бы ты сделал, будучи министром (смеется)? Ну, во-первых, в обязательном порядке принял бы закон о единых социальных стандартах в РФ. Это позволило бы отказаться от сложной и во многом построенной на личных отношениях методики распределения дотаций субъектам Федерации, а вести выплаты, сообразуясь лишь с численностью населения, климатическими условиями и другими параметрами, заложенными в законе. Тогда все регионы будут находиться в равных условиях.

Второе – принял бы меры по продовольственной безопасности. Эта тема непременно встанет при вступлении России в ВТО. Многие наши сельхозпроизводители не выдержат конкуренции с дешевыми зарубежными товарами. Уже сейчас, на мой взгляд, на федеральном уровне должен быть принят закон об устойчивом развитии сельских районов страны. Нужно вдохнуть жизнь в село.

Не совсем правильно у нас выстроены и межбюджетные отношения. Об этом прямо говорил председатель партии «Единая Россия» и премьер-министр Владимир Владимирович Путин. Им уже даны поручения министерствам по изменению самой схемы межбюджетных отношений. Уверен, мы скоро ощутим благотворность таких изменений.