Гениальные копии шедевров
Увидеть в натуральную величину знаменитых «Мадонн» Рафаэля Санти и узнать, как выглядела последняя любовь Питера Пауэла Рубенса, можно в Иркутском областном художественном музее. Здесь представлено более десяти полотен великих мастеров. Конечно, это не сами шедевры, а их точные копии, что, однако, не умаляет ценности экспозиции. Дело в том, что в наш век высоких технологий копия копии рознь. В музее выставлены картины лучших копиистов конца XIX века, сделанные по заказу иркутского городского головы Владимира Сукачева. Выставка открылась на прошлой неделе, она посвящена 160-летию мецената и ценителя искусств.
– Владимир Сукачев в бытность главой города много раз бывал за границей в командировках или отпуске, – отметила заместитель директора по науке художественного музея Татьяна Огородникова. – Естественно, что как коллекционер, обладающий прекрасным вкусом, он не мог пройти мимо тех вещей, которые были ему по карману. Конечно, сами картины великих мастеров он приобрести не мог, поэтому заказывал с них копии, которые, скорее всего, были сделаны в 1890–1900 годах в трех галереях: Палаццо Питии и Уффици, основных хранилищах итальянского искусства эпохи Возрождения, и Мюнхенской старой пинакотеке в Германии.
Шедевры доставлялись в Иркутск, и Владимир Сукачев лично водил экскурсии по своей галерее, знакомя горожан с образцами мирового искусства. Его привыкли считать собирателем русской живописи, однако у него в коллекции были и редкие произведения западноевропейских художников. Например, в 1948 году сын мецената Владимир Сукачев передал директору Иркутского художественного музея Алексею Фатьянову уникальный рисунок мастера эпохи Возрождения Гауденце Феррари «Оплакивание Христа». После экспертизы выяснилось, что это первоначальный эскиз к знаменитой картине, затем был выполнен картон, который хранится в Туринском музее, а потом и сам шедевр, находящийся сейчас в Будапештском музее.
На выставке представлено девять картин из коллекции Владимира Сукачева – копии с произведений, составляющих вершину итальянской и испанской школ живописи XVI–XVII веков. Правда, одно из больших полотен Бартоломео Эстэбана Мурильо «Взятие Богоматери на небо» никогда не принадлежало основателю Иркутского художественного музея, а украшало Польский костел в Иркутске. Другие же картины этого знаменитого испанского «мастера Мадонн», в которых всегда присутствуют глубина и нежность и нет даже намека на слащавость, например «Агнец», «Дележ», «Мадонна с младенцем», были скопированы по заказу самого Владимира Сукачева.
Он же заказывал мастерам копию шедевра Питера Пауэла Рубенса «Елена Фоурмен с сыном». Произведение относится к позднему периоду творчества художника, когда его живопись уже приобрела камерный характер. Юная красавица на картине – вторая жена и последняя любовь Рубенса, которая «составила его счастье» уже в очень зрелом возрасте. Знаменитые картины Рафаэля Санти «Мадонна в креслах» и «Мадонна с младенцем» тоже считаются вершиной искусства того времени. Кстати, все произведения скопированы вместе с роскошными рамами.
– Это точные копии оригинальных рам, которые сделаны из гипса или дерева, – пояснила Татьяна Огородникова. – На раму в то время обращали особое внимание, она тоже была произведением искусства. В картине специально находили золотую середину, изучали формат, рисунок, а потом заказывали раму лучшим мастерам. Конечно, ценность этих работ в связи с высочайшим качеством копий со временем будет только расти.
Копии шедевров можно будет увидеть до 20 февраля. Потом они покинут основное здание художественного музея и займут место в постоянной экспозиции его филиала – главном доме Усадьбы В.П. Сукачева.