30.01.2009 13:00
Рубрики
Общество
Теги
30.01.2009 13:00

Инфотека поможет избежать обмана

Создать инфотеку, предоставляющую сведения о предприятиях, торговых фирмах, товарах и услугах, предлагают сотрудники отдела по защите прав потребителей администрации Иркутска. По словам начальника отдела Виктора Низовцева, подобная практика информирования населения уже давно применяется в ряде российских городов. Однако в столице Приангарья все пока находится на уровне личных консультаций.

– Наши сотрудники ведут картотеки по различным направлениям – банки, риэлторы, бытовая техника и т. д., – где фиксируют все достоинства и недостатки деятельности той или иной фирмы, а также отдельных видов товаров и услуг, – рассказал Виктор Низовцев. – Этой информацией мы с удовольствием делимся с посетителями, которые приходят в отдел на консультацию. Однако понимаем, что необходимо сделать сведения более доступными для потребителей.В идеале инфотека должна быть в электронном виде, но пока на сайт городской администрации выставляют лишь короткие заметки по отдельным случаям выявления нарушений. На более глобальные проекты нет средств.В то же время число жалоб граждан на нарушение их потребительских прав меньше не становится. В частности, в прошлом году на 30% увеличилось количество обращений, связанных с туристическими услугами. По словам Виктора Низовцева, большинство из них поступило в третьем-четвертом квартале, поэтому специалисты связывают такой наплыв с событиями в Таиланде, после чего МИД рекомендовал россиянам отложить поездки в данную страну.– Очень сложно вернуть средства, уплаченные за несостоявшуюся туристическую поездку, если от нее добровольно отказались, – говорит Виктор Низовцев. – Здесь турфирма вправе удержать с потребителя свои фактические расходы на организацию тура, которые чаще всего приравниваются к 100%. Но этот размер можно опротестовать в суде.Также был зафиксирован резкий рост жалоб на работу фирм по изготовлению мебели.– Люди делают предоплату, причем немалую, по 200–400 тысяч рублей, а фирма затем теряется, закрывается и в результате – ни денег, ни мебели, – рассказал Виктор Низовцев. – Большинство таких случаев связано с фирмой «Любимая мебель», которая закончила свое существование. И в этом случае мы рекомендуем сразу же обращаться в суд, только тогда есть вероятность возврата хоть какой-то части средств.Усугубилась в прошлом году и ситуация с банковскими кредитами. По словам Виктора Низовцева, все чаще финансовые организации стали требовать уплаты штрафов за якобы просроченные кредиты.– Уверяют, что непогашенными остались некие суммы, вплоть до копеек, из которых за два-три года выросли тысячные штрафы, – рассказал Виктор Низовцев. – В этой ситуации мы рекомендуем всем хранить квитанции об оплате взносов не менее трех лет – срока исковой давности, чтобы при необходимости можно было доказать свою невиновность.Также тревогу защитников прав потребителей вызывает работа строительных компаний. Число дольщиков, жалующихся на то, что им предлагают передвинуть сроки сдачи квартир, не уменьшается. Так, за две недели уже начавшегося 2009 года по этому поводу обратилось восемь человек.– Мы связываем многие проблемы, и в частности несоблюдение сроков сдачи жилья, с наступившим финансовым кризисом, – говорит Виктор Низовцев. – Однако бывают случаи, когда сроки сдвигаются с 2005 года. И эта ситуация нас настораживает. Прогнозируем, что она не исправится в ближайшее время, а только усугубится.