02.02.2009 13:00
Рубрики
Экономика
Теги
02.02.2009 13:00

Налоговый отпор дефициту

Минфин области призывает муниципалов взяться за сбор розничных налогов

Если помощи ждать неоткуда, приходится рассчитывать на собственные силы. Такой принцип легко проецируется на финансовую плоскость: если хочешь выжить в кризис – наполняй доходную часть бюджета за счет увеличения налоговых поступлений. И если раньше упор делался на получение отчислений от прибыли финансово-промышленных групп, то в 2009 году финансисты изменили стратегию. Теперь решено направить все усилия на получение так называемых розничных налогов – в частности транспортного и на имущество. И работать в этом направлении предстоит, в первую очередь, муниципальным властям. Для повышения уровня доходов консолидированного бюджета Иркутской области создана межведомственная комиссия, призванная мобилизовать все имеющиеся рычаги воздействия на налогоплательщиков.

Мэры отправятся на сборы… налоговые

Умение зарабатывать деньги становится не просто полезным, а жизненно необходимым талантом в период кризиса. И продемонстрировать его в этом году придется как региональным, так и муниципальным властям. Заместитель председателя правительства Иркутской области Александр Ведерников на брифинге в четверг рассказал журналистам о том, как планируется увеличивать доходный потенциал казны в 2009 году. Прежде всего будет усилен контроль над поступлением налогов в консолидированный бюджет области и «поведением» крупных налогоплательщиков.

Стоит отметить, что основное недопоступление в прошлом году пришлось именно на налог на прибыль. В частности, около 1 млрд. рублей недоплатила в казну Ангарская нефтехимическая компания. В этом году усилия предполагается направить, главным образом, на сбор розничных налогов (транспортного, на имущество). По словам Александра Ведерникова, сложность такой работы обусловлена спецификой этих налогов. Их собираемость напрямую зависит от активности муниципальных властей.

– Главы территорий лучше кого бы то ни было знают объем недополученных доходов – от аренды земель, муниципального имущества, – отметил Александр Ведерников.

По данным областного минфина, объемы налоговых поступлений варьируются в зависимости от территории. Например, в Куйтунском районе налог с одного транспортного средства собирается в объеме 10 тыс. рублей, а в Качугском – только 4 тыс. рублей.

– Основная идея реформы местного самоуправления была не в том, чтобы передать муниципалитетам управленческие полномочия и обязанности. В первую очередь власти на местах должны думать о собственных доходах, о том, как их увеличить. И никто, кроме мэров, такую работу проделать не сможет, – уверен Александр Ведерников.

В настоящее время, по его словам, муниципалы, как правило, рассчитывают на помощь региональной казны. И объем межбюджетных трансфертов ежегодно увеличивается. Если, например, в 2006 году территориям выделялось 7,2 млрд. рублей, то в 2009-м сумма выросла до 11,2 млрд.

Действенным механизмом по повышению доходной базы консолидированного бюджета области, по мнению членов правительства, должна стать специально созданная для этого межведомственная комиссия, в состав которой войдут руководители исполнительной и законодательной власти, местного самоуправления, а также специалисты правоохранительных и надзорных служб (ГУВД, ФРС, ФАС, УФНС). Аналогичные структуры должны появиться и на местах.

Вознаграждение за оптимальную численность чиновников

Говоря о межбюджетной политике, Александр Ведерников отметил, что в этом году она претерпела изменения. Теперь распределение дотаций для муниципальных районов и городских округов будет осуществляться в один этап. Это позволит выравнивать бюджетную обеспеченность территорий до единого максимально возможного уровня, повысить ее по сравнению с прошлым годом, а также снизить разрыв между максимальным и минимальным уровнями обеспеченности.

Кроме того, принято решение дополнительно переданные нормативы отчислений от налогов в местные бюджеты консолидировать на уровне областной казны. Это позволит, в частности, повысить платежеспособность и обеспечить сбалансированность консолидированного бюджета Иркутской области с учетом рекомендаций Министерства финансов РФ, а также предоставлять гарантированную финансовую поддержку муниципалитетам с низким уровнем социально-экономического развития. Александр Ведерников признал, что такая методика носит усреднительно-уравнительный характер.

– В определенном смысле это шаг назад, – отметил он. – Но, с точки зрения выживания, мы не только должны помогать умным и сильным, но и заботиться о тех, кто не имеет большого потенциала собственных доходов.

В 2009 году при определении политики в сфере межбюджетных отношений акцент был сделан на целевом характере предоставления трансфертов. В частности, появилась новая субсидия – на софинансирование оплаты труда муниципальных служащих. Однако получить эту помощь смогут только те территории, численность чиновников в которых будет соответствовать нормативной. На сегодняшний день в подавляющем большинстве МО количество работников администраций значительно превышает норму, а размер их заработной платы гораздо больше среднего по муниципалитету уровня оплаты труда. В связи с этим существует необходимость максимально оптимизировать бюджетную сеть – и муниципальную, и областную.

Госдолг будет расти, но меньшими темпами

Одной из приоритетных задач на этот год Александр Ведерников назвал сохранение отрицательной динамики прироста государственного долга Иркутской области. По итогам прошлого года он составил 12,8 млрд. рублей (более 30% от объема собственных доходов бюджета), что почти на 3 млрд. рублей меньше прогнозируемого уровня, однако более чем на 2 млрд. выше показателя 2007 года. Наибольшая доля задолженности приходится на государственные ценные бумаги – 7,2 млрд., также есть обязательства по кредитам, привлеченным из федерального бюджета и взятым у коммерческих банков.

В этом году, по информации минфина области, ожидается снижение темпов роста госдолга. На начало 2010 года его объем, по предварительным оценкам, достигнет 13,7 млрд. рублей, или 29,8% бюджетных доходов без учета безвозмездных поступлений. Правительство Иркутской области в этом году планирует направлять все привлекаемые финансовые средства только на погашение госдолга и покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении областного бюджета. Кроме того, предполагается разработать и утвердить концепцию управления госдолгом, предусматривающую мероприятия по его стабилизации и сокращению. Основными целями документа является повышение эффективности привлечения и использования заемных средств, а также установление более жестких ограничений на параметры долга по сравнению с определенными в Бюджетном кодексе РФ.

На обслуживание госдолга в бюджете предусмотрено 2,2 млрд. рублей. По словам Александра Ведерникова, расходы возросли в связи с существенным повышением процентных ставок.

Говоря о коммерческих кредитах, Александр Ведерников сообщил, что аукцион по их привлечению, организованный на прошлой неделе, не состоялся из-за отсутствия заявок. Он отметил, что сейчас ведутся переговоры с банками по этому поводу. Всего в качестве кредитов планируется привлечь 6,7 млрд. рублей.

Тем временем областной минфин начинает подготовку к другому аукциону – по размещению государственных ценных бумаг (облигаций) на сумму 2,9 млрд. рублей. Средства от их реализации планируется направить на гашение ранее выпущенных облигаций.

С «кредиторкой» рассчитаемся за два года

Еще одним способом выжить в условиях кризиса является переход в режим экономии. Как отметил Александр Ведерников, в прошлом году удалось фактически сократить расходы бюджета на 5 млрд. рублей. Правда, ряд мероприятий в результате остались недофинансированными, что породило кредиторскую задолженность в объеме 1,95 млрд. рублей. Подавляющая часть суммы (около 700 млн. рублей) приходится на увеличение стоимости основных средств и материальных запасов – это так называемая капитальная кредиторка. Эту задолженность предполагается погасить за два года, выплачивая ежемесячно (начиная с апреля) 1/24 от общего объема долга. Кредиторская задолженность некапитального характера возникла, в частности, по выплатам пособий по социальной помощи населению (порядка 280 млн. рублей), за транспортные и коммунальные услуги, связь. Однако, несмотря на прошлогодние трудности, область своевременно и в полном объеме рассчиталась с кредиторами финансового рынка, подчеркнул Александр Ведерников.

Среди механизмов погашения «кредиторки» он выделил ее инвентаризацию и проверку обоснованности главными распорядителями бюджетных средств, распределение по критериям значимости (например, риск непроведения будущих конкурсов, жизнеобеспечение, территориальная удаленность), реструктуризацию, оплату и недопущение образования новой задолженности.

– Профильным министерствам предстоит трудная задача – договориться с кредиторами. Нужно понимать, что мы не выплачиваем долг не из вредности, а только потому, что в бюджете реально нет на это средств, – подчеркнул Александр Ведерников.

Жизнь по антикризисному плану

Отвечая на вопрос журналистов о наличии у финансистов антикризисного плана, Александр Ведерников заявил, что область уже по нему живет. В региональном правительстве созданы и функционируют различные комиссии, работа которых направлена на управление текущей финансовой ситуацией, решение первоочередных проблем. Прежде всего, продолжится контроль закупок.

– Раньше ряд закупок можно было пускать мимо конкурсов по госзаказу, что было законодательно предусмотрено. Это касалось, как правило, сделок на сумму меньше 100 тыс. рублей. Сейчас же мы и такие сделки всех органов государственной власти берем под контроль, – отметил Александр Ведерников.

В кризисных условиях предполагается также сосредоточиться на поддержке малого и среднего бизнеса, разработке программы активной занятости населения. Крайне важной темой является и проблема преднамеренных банкротств.

 

По информации пресс-службы губернатора и правительства Иркутской области, региональный бюджет за 2008 год исполнен по доходам на 59,4 млрд. рублей, что составляет 101% к плану, по расходам – на 60,05 млрд., или 91,7% от планируемого показателя. Дефицит казны составил 581 млн. рублей. Собственных доходов получено 39,7 млрд. рублей, или 100,2% к плану.

Всего в прошлом году финансировалась 41 областная целевая программа. Первоначально их объем был утвержден в размере 4,2 млрд. рублей, но в связи с оптимизацией затрат эту сумму уменьшили до 3,2 млрд. Фактическое исполнение программ составило 2,6 млрд. рублей, или 79,7% к уточненному плану.

Объем межбюджетных трансфертов, переданных муниципальным образованиям области в прошлом году, равен 21,9 млрд. рублей (98% от плана), в том числе дотации – 4,4 млрд. (97%), субсидии – 7 млрд. (97%), субвенции – 10,4 млрд. (99%).