06.02.2009 13:00
Рубрики
Культура
Теги
06.02.2009 13:00

Борислав Струлев: Играет не плоть, играет – дух...

Борислава Струлева в Иркутск на самый первый фестиваль классической музыки «Звезды на Байкале» привез наш знаменитый земляк Денис Мацуев. С тех пор участие одной из лучших виолончелей современности в фестивале является обязательным. Хотя уже более 15 лет музыкант живет в Нью-Йорке, гастролирует по всему миру, выступая в лучших концертных залах с самыми знаменитыми мировыми оркестрами. Тем не менее он полностью лишен налета звездности и легко соглашается на участие в не слишком громких проектах. По этой причине виолончелист в конце января на два дня прилетел в Иркутск, дабы выступить на концерте, посвященном юбилею главного дирижера Иркутской областной филармонии Олега Зверева.

В 8.00 самолет приземлился в иркутском аэропорту, а уже в 11.00 Борислав Струлев был на репетиции в филармонии. После чего согласился дать интервью газете «Областная», в котором рассказал о своих новых проектах.

– Как отрепетировали?

– Отлично. Когда такая мобилизация, получаются самые лучшие концерты. Если у тебя температура или ты попал в жуткий цейтнот, значит, все получится превосходно. Потому что играет не плоть, играет – дух. Не надо этого забывать. И потом, что касается сегодняшней репетиции и предстоящего концерта: Иркутск меня очень вдохновляет. У вас такая прекрасная старинная филармония. Близость Байкала – впечатляюще! К тому же в Иркутске у меня уже появились друзья – всегда приятно видеть их любимые лица.

– У вас много друзей по всему миру?

– Есть такие исполнители: играют себе потихоньку, в удовольствие. Но мне хочется свое искусство и свои взгляды на него дарить как можно большему количеству людей. Может быть, поэтому у меня много друзей среди музыкантов. Есть человек 400, которых мне безумно хочется объединить, свести в каком-нибудь едином проекте. Поэтому я придумал фестиваль «Фазелис» в Турции.

– Почему именно в Турции?

– Летом ежедневно в Турцию прилетает по 60 самолетов из России. При этом – никакой культурной программы. Хотя красота на побережье просто немыслимая. Я побывал там в прошлом году, увидел роскошный амфитеатр и сразу решил: нужно делать здесь, в Кемере, фестиваль. Там мне хочется соединить разные виды и жанры искусства. Вот идет восстановленное немое кино 1926 года «Рязанские бабы», а мы в это время играем живую музыку. Потом выступает японский видеодиджей, потом Сергей Мазаев играет на кларнете. Он же не только «Моральный кодекс», он – дипломированный кларнетист. Уже в мае мы собираемся провести презентационный показ для директоров отелей и ресторанов – чтобы знали, что предлагать гостям.

– Организация такого серьезного действа отнимает много сил…

– Мне это интересно. Кроме того, я ведь являюсь еще продюсером и организатором «Дней России в Нью-Йорке». Это серьезное мероприятие, на которое мы собираем влиятельных политиков и бизнесменов, губернаторов из разных штатов. В прошлом году у нас был Генри Киссинджер, в нынешнем году уже подтвердил свое участие Билл Клинтон. Но это одна сторона моей американской деятельности. Другая – это культурные программы, которые мы устраиваем в зале «Миллениум» на Брайтон-Бич. Просто я подумал: сколько можно кормить эмигрантов попсой, можно ведь в зале на 1,5 тысячи мест организовывать более культурные проекты.

– Ностальгия?

– Никакой ностальгии! Там сейчас 20 русских телеканалов. Я сюда прилетел – здесь нет боржоми, а там я пью боржоми каждый день. Кваса несколько сортов, еда – любая. Но к этому должен быть еще и культурный вариант. Вот мы там сделали открытие сезона с Георгием Гараняном – отметили его юбилей. Выступал Валерий Пономарев со своим биг-бендом американским, где афроамериканцы играли «Песню про зайцев» – «А нам все равно, а нам все равно…» Как будто они на этом фильме выросли! Они играли так, что у народа просто снесло крышу! И вот такие идеи – как сделать лучше и интереснее, – они же постоянно крутятся в голове.

– Турецкий «Фазелис», «Дни России в Нью-Йорке», программы в зале «Миллениум»… Может, и в России у вас есть проект?

– Это моя давняя мечта – возродить старинную традицию домашних концертов. Уже есть договоренность, что мы будем давать концерты в Москве на Рублевке – камерная обстановка даст то, что не получишь во время выступления в зале. Это будет такой закрытый клуб под названием «Музыкальное собрание». Из Иркутска я лечу прямо туда: 1 февраля уже открытие. 150 человек гостей – политики, бизнесмены. В программе – золотой гобой России Уткин, виолончелист Струлев, братья Ивановы со стеклянным роялем (уникальный инструмент!), Гайнуллин – гениальный баянист, певица Ольга Балашова… Будет очень интересно. Планируется выпуск абонементов на десять концертов в год. Девиз простой: элитная музыка в элитных местах.

– Для вас вообще принципиально, где играть?

– Я просто человек, который ездит по миру. Ведь родина музыканта там, где его слушатель. Кроме того, я постоянно ищу новые варианты для самовыражения: все-таки XXI век на дворе, а виолончель очень старый инструмент. Кстати, вот вам казус: человек не может сделать инструмент лучше, чем Страдивари. Японцы рассчитали все – лак, пропорции – с точностью до миллиметра. Сделали. Удачно. Но даже рядом не стоит.

– А вы на чем играете?

– Я купил русский современный инструмент мастера Николая Стасова. На нем буду играть и завтрашний концерт. Очень хороший инструмент. Но это, как вам сказать… Вот представьте: ты выиграл «Формулу-1», к тебе подходит Шумахер: «Молодец! Что за машина?» – «Лада. Девятка…» Грубо говоря, примерно вот так.

Вечером иркутская публика устроила овацию Бориславу Струлеву, чье исполнительское мастерство зависит не столько от инструмента, сколько от следования проверенной формуле: 5% таланта и 95% труда. Кстати, он играет на виолончели с восьми лет. Был стипендиатом Международного благотворительного фонда «Новые имена», с 17 лет живет и работает в Америке, куда уехал в 1993 году по приглашению учиться в Нью-Йоркской консерватории.