06.02.2009 13:00
Теги
06.02.2009 13:00

Коварная стихия

В Приангарье наступает пик лавинной опасности

В феврале-марте снежный покров в горах набирает максимальную мощность, что грозит сходами лавин. В это же время в опасные районы отправляются туристы и любители активного отдыха, к сожалению, зачастую не экипированные должным образом. По словам заместителя начальника Байкальского поисково-спасательного отряда Виктора Гулевича, с периодичностью раз в два года, а то и чаще в Иркутской области происходят трагические случаи гибели людей в горах.

Оказывается, лавинная опасность наступает еще в конце августа, когда выпадает снег на Баргузинском и Байкальском хребтах, Хамар-Дабане и в Саянах. А в феврале-марте снежный покров достигает пика своей мощности, и в нем начинают происходить структурные изменения – образуются неустойчивые слои, что изрядно увеличивает лавинную опасность. И именно в этот момент в горы устремляются туристы, горнолыжники и сноубордисты.

– Я знаю, что уже начинают формироваться группы, которые намерены в феврале отправиться в горы, – говорит Виктор Гулевич. – А с марта по май выходы станут массовыми. Конечно, для катания снег прекрасный, но для жизни – опасный. Проблема в том, что основная масса выходящих в горы людей не экипирована как следует. Если на доски и лыжи деньги находятся, то на лавинные датчики и дополнительное снаряжение –  почему-то нет.

Заместитель начальника БПСО рекомендует любителям экстрима прежде всего зарегистрироваться в спасательной службе и проконсультироваться. Можно бесконечно долго слушать рассказы своих знакомых и друзей, как они катались в горах и никаких лавин не встречали, но не стоит забывать о коварстве и непредсказуемости этой стихии.

Виктор Гулевич подчеркнул, что крупные лавины в одном месте сходят раз в 100–200 лет. Но кто знает, когда в последний раз снежная масса срывалась? И не факт, что, спокойно прокатавшись на своей любимой «дикой» горе пару дней, на третий экстремал не встретится с лавиной. 

Виктор Гулевич также советует тем, кто отправляется в горы, пройти обучение, приобрести спутниковый телефон и лавинное оборудование:

– Человек, попавший в лавину, может прожить под снежным покровом не больше двух часов. И то в случае, если не получил травму и нормально экипирован. Самый эффективный период, когда можно спасти человека, это полчаса. Но если нет спутниковых телефонов, если туристы находятся в труднодоступных местах, спасатели просто не успевают оперативно добраться к терпящим бедствие. По сути, мы являемся похоронной командой, потому что приезжаем слишком поздно – спустя три-четыре часа с момента, когда случилась трагедия. В основном люди спасают себя сами либо с помощью других участников группы, которые остались на поверхности. Так что мы делаем упор на профилактику. Проводим обучение групп и иногда даже выдаем в аренду лавинные датчики и другую аппаратуру. В будущем планируется открыть в Центре подготовки спасателей курс по лавинной безопасности для всех желающих.

Сейчас снежный покров на некоторых горах Приангарья перевалил уже за 1,5 м. Например, на Даване, где любят кататься братчане и иркутяне, его толщина порядка 2 м. При обрушении такой снег создаст довольно крупную лавину. Не менее опасно и другое популярное среди горнолыжников и сноубордистов место – гора Мамай на Восточном Хамар-Дабане. В прошлом году там был запущен ратрак – пассажирский снежный вездеход, доставляющий фрирайдеров на вершину. В итоге количество желающих покататься заметно увеличилось. Однако, по словам Виктора Гулевича, туристические компании, которые организуют многодневные туры на Мамай, ни разу не обращались к спасателям и не привлекали специалистов для обеспечения безопасности.

– Мамай – очень лавиноопасное место. На моей памяти там не раз были трагические случаи, – подчеркнул спасатель. – Более того, сейчас у подножия горы устанавливаются палаточные лагеря, под которые выбирают места, где сход лавин наиболее вероятен. Мы им объясняем всю опасность, но переубедить кого-то очень сложно.

Сегодня, по словам Виктора Гулевича, обсуждается создание службы сервиса безопасности в Приангарье. Такую задачу поставил Российский союз спасателей. Как только она начнет работать, спасатели БПСО станут сопровождать туристов и обеспечивать безопасность в массовых походах. Хотя и сегодня есть ответственные туркомпании, которые обращаются за помощью в МЧС.