06.02.2009 13:00
Рубрики
Общество
Теги
06.02.2009 13:00

Полет надо льдом

Теплая погода не дает наладить ледовые переправы в Приангарье. Всего их плани  руется открыть в этом году больше 60, но пока действует 46 – 22 областных и 24 муниципальных. Спасатели говорят, что открывать остальные нельзя, лед слишком тонкий. Летчики МЧС совершают облет акваторий, выявляя опасные места. Несмотря на затратность – стоимость летного часа составляет порядка 80 тыс. рублей, спасатели готовы прийти на помощь в любую минуту, дежурство они несут круглосуточно.

– У нас регион такой неспокойный, приходится постоянно быть начеку, – объясняет заместитель командира эскадрильи ФГУ «Авиапредприятие МЧС» Сергей Логачев.– Вот в среду, например, полетим проводить ледовую разведку возле Иркутска, заодно проведем тренировку по подъему груза при помощи лебедки, способной выдерживать до 300 кг. Хотите – полетели вместе с нами.

Кто же откажется от такого предложения! Вместе с фотографом спешим к месту посадки.

– Держите крепче шапки, – кричит сквозь шум двигателя старший государственный инспектор Иркутского инспекторского отделения N 2 ГИМС Главного управления МЧС по Иркутской области Борис Чередниченко. – Не успеете оглянуться, как будете по полю за ними бегать!

Снежная пыль, поднявшаяся от работающих лопастей, тут же залепила глаза и нос.

– Давай скорее, чего растерялась? – гремит рядом «ласковый» голос инспектора.

Утопая по колено в снегу, бегу к вертолету. Дыхание перехватывает от сильного ветра, в голове мелькает короткая, как вспышка, мысль: «Зачем мне это было надо?!» Мелькает и тут же исчезает: взлетаем!

Под нами свинцовая вода с плывущими по ней слюдяными льдинами, пар, поднимающийся от Ангары, дымящие в стороне трубы, огромные полыньи и неожиданно ярко-изумрудные замерзшие заливы. Вода грязно-серого цвета, почему же лед такой пронзительно бирюзовый?

По вертолету нетерпеливо, отталкивая друг друга, бегают телевизионные операторы и наш фотограф, в надежде снять необычно яркий кадр. Пилоты наблюдают за ними, снисходительно улыбаясь: им-то давно привычно смотреть на мир с неба.

 

 

Вдруг в иллюминаторе мелькает кучка людей, брезентовая палатка. Рыбаки! Вот они, миленькие! И совсем рядом с открытой водой, метрах в десяти. Не боятся же!

– Лед очень тонкий, но присыпан снежком, поэтому полыньи не видно. Кажется, что все прочно, – перекрикивая шум, объясняет инспектор ГИМС. – Сверху по структуре льда, по наличию промоин и проталин можно определить его состояние. Эти рыбаки сильно рискуют, но разве им объяснишь? Выгнать их мы не имеем права, можем только проводить профилактические беседы. А самим им пока ничего не страшно. Помню, в прошлом году в это же время пришлось спасать со льдины

13 рыбаков. Мы их всех оттуда эвакуировали. Люди побросали и мотоциклы, и автомобили. Вот такая рыбалка получилась. Но, видимо, наш мужик так устроен, что, пока гром не грянет, не перекрестится. В Северобайкальске недавно машина с рыбаками под лед ушла… У нас же основная работа еще впереди – в марте, когда Байкал станет. Тогда любители рыбной ловли потянутся на лед вереницей.

В прошлом году иркутские спасатели налетали больше 100 часов,  перевезли 650 человек, эвакуировали 44.

– Переправы у нас в области открываются в разных числах февраля. Все зависит от погоды, – рассказывает Борис Чередниченко. – Например, на остров Ольхон переправа прошлой зимой была открыта в первой половине месяца, в этом году откроется позже, в последних числах, лед слишком тонкий. Сейчас людей и грузы перевозят суда на воздушной подушке. Извозом занимаются частники.

Переправа на Малом Море с материка на остров Ольхон – самая проблематичная в Приангарье. Ее протяженность зависит от структуры льда и каждый год варьируется от 6 до 10 км. Эта зима мягкая, поэтому структура льда плотная, но он еще не набрал положенных 70 см, чтобы выдержать грузовой транспорт. Наиболее протяженной считается переправа Мусковит – Мамакан в Бодайбинском районе – 46 км.

Подразделения Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) совместно с Байкальским поисково-спасательным отрядом (БПСО) устанавливают предупреждающие знаки в опасных местах на льду. Особенно много таких знаков на Байкале. Там есть даже баннер, на котором указывается в реальном времени ледовая обстановка – толщина льда, температура воздуха и т. д.

– Хорошо помогают спасателям местные власти, – продолжает Борис Чердниченко. – К примеру, в Ольхонском районе сотрудники Шара-Тоготского муниципального образования по распоряжению главы Галины Хамархановой вместе со спасателями БПСО прошлой зимой установили 70 вешек и десять предупреждающих знаков. Местные жители помогли определить два опасных места – в районе мысов Улан-Хада и Улюрба, там постоянно раньше погибали люди. Теперь установлены предупреждающие знаки.

Вертолет наматывает круги над Иркутском. Вдруг неожиданно открылась дверь, и один из спасателей выбросил  наружу стальной трос с привязанным к нему грузом. Так эмчеэсовцы отрабатывали технологию беспосадочной эвакуации людей. Предложение провести тренировку, используя в качестве подопытных присутствующих на борту журналистов, к огромному нашему облегчению, принято не было.

– Вот разберемся с переправами, наступит время паводков, потом пожаров, – вступает в разговор Сергей Логачев. – Совсем скоро будем отрабатывать полеты, применяя водосливные устройства. Будет желание – приходите!

Мы дружно закивали в ответ, соглашаясь.

 

На севере Байкала под лед провалилось три машины

 

Выезжать на байкальский лед в этом году спасатели не советуют – чрезвычайно опасно. Уже февраль, а озеро под покровом до сих пор дышит, образуя то тут, то там трещины и промоины. Как рассказал 4 февраля на пресс-конференции заместитель начальника Байкальского поисково-спасательного отряда Виктор Гулевич, есть первые жертвы зимнего Байкала – три машины ушли под лед, один человек погиб. Правда, в Республике Бурятия. Но вряд ли это должно успокаивать жителей Иркутской области – могучее озеро непредсказуемо везде.

– Вот, посмотрите, что может быть с машинами, попавшими в трещину или ушедшими под лед, – с наглядных примеров начал беседу Виктор Гулевич. – Все это у нас происходит ежегодно. Нынче же опасность еще более высокая, потому что Байкал встал поздно. Причем условно стал – несколько дней назад наши спасатели поехали на вездеходной технике проверить лед у поселка Листвянка  и обнаружили много трещин и рваных мест.

В прошлом году Байкал моментально оказался под ледовым покровом в ночь на 19 января. Этой зимой на Крещение в Листвянке даже иордань не получилось вырубить – желающие купались, как летом, заходя с берега. В ночь на 24 января озеро с большим трудом, но все-таки встало, хотя из-за отсутствия морозов не закрепилось. И если в 2008 году в феврале действовала ледовая переправа от МРС до острова Ольхон, сейчас она только готовится к официальному открытию.

– Вешки установили, но на ледовой дороге время от времени появляются трещины, – говорит Виктор Гулевич. – Лед неоднороден – в одном месте его толщина достигает 30 см, в другом – 60 см. Однако местные жители и рыбаки не ждут официального открытия ледовых переправ. Очень много несанкционированных съездов на Байкал. У Государственной инспекции по маломерным судам и ГАИ просто нет столько людей, чтобы дежурить на всех съездах и никого не пускать на опасный лед.

Еще одна проблема, которая возникает ежегодно, – нежелание муниципальных властей взять под контроль ряд неофициальных переправ. Такие ледовые дороги постоянно организуются рыбаками, туристами и самими местными жителями. Допустим, с Ольхона в сторону Курмы, от мыса Хобой – в Бурятию. Много подобных переправ и в южной части озера – из Листвянки до порта Байкал или до Больших котов. Люди все равно будут ездить там, потому что и место популярное, и другого пути нет. Так почему бы местным властям не позаботиться и не установить вешки?

Первыми жертвами несанкционированных ледовых переправ на Байкале в этом году стали три машины. Трагедии произошли на севере озера в Бурятии. Виктор Гулевич подчеркнул, что это место довольно популярное и среди жителей Иркутской области. Работы возле мыса Погони, где 16 января под лед ушло два автомобиля, ведутся по сей день. Несчастный случай произошел в 150 м от берега на глубине порядка 62 м. Там сначала утром провалилась «Нива» (водитель погиб), а через пару часов ее судьбу разделила «Тойота-Корона». Пять человек сумели выбраться из тонувших машин.

– Из-за тонкого льда поиски утонувшего человека увенчались успехом только 1 февраля, – рассказал Виктор Гулевич. – 4 февраля подняли «Ниву», осталось достать иномарку. Процесс очень долгий, опасный и дорогой, так как используется телеуправляемый подводный аппарат.

За последние два года количество машин, провалившихся под лед на Байкале, неуклонно растет. В 2007 году было извлечено 33 автомобиля (погибло три человека), в 2008-м – 38 (также утонуло трое). И это лишь официальные цифры. Зачастую информация о попавших в трещины машинах не доходит до спасателей, поскольку пострадавшие выбираются своими силами. Кстати, в Приангарье скоро появится глубоководная группа, которая будет оснащена новым оборудованием, позволяющим нырять на глубину до 100 м. По словам Виктора Гулевича, в конце мая – начале июня пройдет обучение водолазов БПСО. В России пока специальная глубоководная группа есть лишь на Черном море.

– Пик выездов на лед еще не наступил, – подытожил Виктор Гулевич. – В марте-апреле, как только потеплеет, люди массово потянутся на Байкал отдыхать и рыбачить. Но лучше без особой нужды не выезжать на лед, так как обстановка нынче неблагоприятная. Жизнь дороже нескольких килограммов рыбы.