06.02.2009 13:00
Рубрики
Экономика
Теги
06.02.2009 13:00

Максим Полетаев: Кризис очень многое показал в новом ракурсе

Меньше всего от кризиса пострадают те компании, руководители которых заряжены энергией и уверенностью в завтрашнем дне. Нужно совершенствовать умение управлять бизнесом, а ключевой задачей поставить рост личной капитализации и компетенции. Так считает экс-председатель Байкальского банка Сбербанка России Максим Полетаев, на этой неделе переехавший в Москву и приступивший к исполнению обязанностей вице-президента – директора Управления корпоративного развития Сбербанка. Накануне своего назначения он дал интервью корреспонденту «Областной». 

– Максим Владимирович, готов ли Байкальский банк выстоять в условиях кризиса?

– Сбербанк России выстоит, значит, и Байкальский банк тоже – мы не отделяем одно от другого.

– На чем основывается уверенность?

– Никаких сомнений в этом быть не может. Уверенность основывается на существенном капитале и доходности банка, на длинных качественных пассивах, да и активы у нас тоже в основном качественные. Да, безусловно, есть и проблемные активы, но будем решать этот вопрос.

– Какие антикризисные меры уже были предприняты в банке, какие планируются?

– Мы ужесточили экономию, перед сотрудниками был поставлен вопрос о повышении в первую очередь именно их личной эффективности. Кроме этого, в процессе внедрения находится производственная система Сбербанка (ПСС), которой мне и предстоит заниматься в управлении Сбербанка России. Внутри банка мы еще эту систему шутливо называем «рубанок» – рачительное управление банком. Вот мы и будем более рачительно управлять банком, внедрять новые сберегающие технологии.

– Как финансовый кризис сказался на деятельности Байкальского банка? Изменились ли методы управления?

– Конечно, сказался. Мы стали гораздо более осторожными. Кризис раскрыл очень много положительных качеств у наших клиентов и очень много отрицательных. Ряд клиентов, которых мы считали порядочными и сильными бизнесменами, на поверку оказались «мыльными пузырями». Я думаю, что после этого кризиса многим придется забыть дорогу не только в Сбербанк, но и в любые банки вообще. Причем, дело тут не в кризисе, а в непорядочном поведении этих людей в сложившейся ситуации. Я считаю, что самое главное в любой жизненной ситуации – сохранить лицо и добрую репутацию. Да, наверное, эти наши клиенты сэкономили какие-то деньги, но они эти деньги быстро проедят. Самое главное, что они не научились из этих сэкономленных средств делать следующие деньги, преумножать их. Они слишком держатся за то, что имеют сегодня, поэтому не видят, что завтра у них уже ничего не будет.

– Как кризис повлиял на финансовые показатели? На сколько банк сократил выдачу кредитов населению? Как изменилась ситуация с вкладами?

– Да, объемы выдачи кредитов физическим лицам сократились. Если в четвертом квартале 2007 года мы выдали 35,8 тысячи кредитов на неотложные нужды общей суммой в 4,2 миллиарда рублей, то в октябре-декабре 2008 года – 19,7 тысячи на 2,8 миллиарда. Снизились объемы и по ипотечным кредитам с почти 3 тысяч в четвертом квартале 2007 года до 1,1 тысячи – 2008 года. В денежном выражении ипотека сократилась с 2,9 миллиарда до 1,2 миллиарда рублей. Значительно меньше выдано и автокредитов.

Однако есть рост по кредитам, выданным юридическим лицам. Так, в октябре прошлого года мы выдали 912 займов предприятиям на 8,8 миллиарда рублей, в ноябре произошло падение до 615, а общая сумма снизилась до 7,3 миллиарда, в декабре же было оформлено 759 кредитов на развитие бизнеса на 9,6 миллиарда рублей. В 2008 году Байкальский банк сохранил высокую долю на рынке вкладов частных клиентов. По Иркутской области этот показатель составляет 68,3%, прирост за год – 1,1%. Кстати, прирост средств на депозитах банка за декабрь составил 3,06 миллиарда рублей, что на 20 миллионов больше показателя декабря 2007 года.

– Цены на золото в последнее время показывают значительный рост. Увеличилось ли число желающих вкладывать деньги в драгметаллы?

– По итогам 2008 года количество обезличенных металлических счетов, открытых населением в Байкальском банке, возросло в сравнении с 2007-м более чем вдвое. Всего их заведено порядка 8 тысяч. Наибольшей популярностью пользовались счета в золоте. По серебру, платине, палладию тоже наблюдалось увеличение. Спросом в регионе пользовался и физический драгоценный металл. Так, рост продаж населению слитков золота составил 32%, серебра – 63%. Повышение интереса инвесторов к вложениям в драгоценные металлы мы связываем в первую очередь с опасениями за мировую финансово-экономическую систему и возросшими инфляционными ожиданиями.

– Что-то положительное, на ваш взгляд, есть в кризисе? Какие выводы должны сделать компании? Лично вы как руководитель банка?

– Кризис многое показал в новом ракурсе. То, что мы привыкли считать незыблемым, оказалось несколько другим. Кризис спровоцировал переоценку не только активов, но и людей, и себя лично.

На мой взгляд, в первую очередь сейчас надо совершенствовать умение управлять компанией. Рост личной капитализации как руководителя и рост компетенции менеджмента – это ключевая задача. Сегодня себя хорошо чувствуют те компании, в которых руководитель и менеджмент заряжены энергией и с уверенностью говорят: мы выживем! Может быть, они не знают международного менеджмента, финансовых основ, западных систем, но они очень хорошо считают на бумажке, имеют природный организаторский талант, могут правильно расставить акценты и держать свое слово.

Что касается моих выводов как руководителя банка – ну, теперь бывшего руководителя, – я понял, что был в некоторых ситуациях слишком доверчив. В последнее время были разочарования. Я не делаю из этого трагедии, я делаю из этого вывод: я был слишком доверчив. Дальше я буду более осторожен в общении с людьми и буду более осторожно относиться к обещаниям людей.

– Ваш рецепт поведения в условиях кризиса для управленцев и обычных людей.

– У меня один совет – оставайтесь собой, верьте в себя. Если человек уверен в себе, ему больше ничего не нужно. Большую часть времени мы находимся сами с собой. И если человек постоянно думает о том, какое впечатление он производит на окружающих, он несчастный человек. От себя не убежишь и работу не обманешь. Поэтому надо оставаться самим собою, оставаться верным своим традициям – семейным, профессиональным и так далее. Коротко это звучит – быть порядочным. А критерии порядочности каждый определяет сам. Кто-то находит их в христианских заповедях, кто-то – в чем-то другом.

– Кризис – это не только крах, но еще и возможность. Как Байкальский банк может использовать кризис для своего развития?

– Кризис – это не крах. Это кризис. Байкальский банк его уже использует. Отличие Сбербанка от многих других банков в том, что он умеет быстро делать выводы. Мы уже перестраиваем свое отношение к жизни, клиентам, кредитованию, просрочкам, развитию филиальной сети, персоналу. Я уверен, что из этого кризиса Байкальский банк выйдет еще сильнее. Мы знаем, как это сделать. Это зависит не от того, кто управляет банком, а от того, какая атмосфера в банке. Менеджмент разделяет эту позицию, я думаю, что годы, которые я прожил в Иркутске, были потрачены не зря.

– Как, по вашему мнению, в итоге может измениться рынок финансовых услуг Иркутской области?

– Рынок финансовых услуг, на мой взгляд, должен измениться очень сильно. Во-первых, повысится концентрация бизнеса, потому что выживут сильнейшие. Во-вторых, люди получат горькую пилюлю и теперь будут осторожнее выбирать своего финансового агента. В-третьих, конкуренция между этими концентрированными финансовыми институтами очень обострится.

Будет сильный скачок технологический, прорыв в новых услугах. Я думаю, вся финансовая система перейдет в качественно новое состояние. Мы еще не понимаем, каким оно станет, но оно будет совершенно другим, и это точно. Уверен, что со временем повысится мобильность банка, а понятие традиционного банковского офиса перестанет существовать. Уже сейчас телефоны, коммуникаторы и прочая современная техника может превратить в офис любое место, где ты находишься. И в этом направлении рынок будет стремительно развиваться.