Виталий Шуба: Финансовая помощь регионам из госказны увеличится
Финансово-экономический кризис уже значительно изменил те макроэкономические показатели, на основе которых в прошлом году были рассчитаны параметры государственной казны: снизились цены на нефть, увеличился курс доллара по отношению к рублю, выросла инфляция. В связи с этим в текущем месяце Правительство РФ намерено выйти в Государственную думу с предложением внести серьезные изменения в закон о бюджете, вследствие которых традиционный профицит уступит место дефициту. При этом объем финансовой помощи, предназначенной в госказне для регионов, напротив, увеличится. На дополнительные ассигнования может и должна рассчитывать Иркутская область. О принципах государственной бюджетной политики в условиях кризиса и взаимодействии депутатов федерального и областного уровней рассказал первый заместитель председателя Госдумы РФ по бюджету и налогам Виталий Шуба.
– Виталий Борисович, какие изменения претерпит главный финансовый документ страны?
– Нужно понимать, что мы принимали закон о бюджете в одних макроэкономических условиях, а сегодня они изменились. Масштабы кризиса меняют исходные данные, по которым вычислялись доходы федерального бюджета, а значит, и бюджетов региональных. На сегодняшний день российское правительство определило показатели, влияющие на формирование доходной части казны, которые лягут в основу измененного федерального бюджета. Прежде всего, в расчетах будет использоваться новая цена на нефть в сумме 41$ за баррель – в ранее принятом документе она составляла 95$. Курс национальной валюты будет принят в размере 35,1 рубля за доллар вместо 25 рублей, предельный показатель инфляции – 13% вместо 8,5%. На основе этих данных и будут просчитаны доходы. Но уже сегодня можно прогнозировать, что тот бюджет, который мы исполняем сегодня, должен подвергнуться корректировке – мы однозначно не сможем собрать запланированную сумму доходов в размере 10,9 трлн. рублей. Измененный бюджет будет без профицита (а он должен был составить 1,9 трлн. рублей. – Авт.), более того, он станет дефицитным.
– Удастся ли государству в таком случае выполнить все принятые социальные обязательства в полном объеме?
– Безусловно, и на это есть финансовые ресурсы. Исходя из благоприятной конъюнктуры цен на продукцию нашего экспорта – нефть, металлы, удобрения, уголь, мы не бездарно тратили деньги, а сумели их сохранить. И теперь, используя средства резервного фонда и Фонда национального благосостояния, мы сумеем покрыть дефицит бюджета. Если бы мы тратили деньги, брали дополнительные обязательства, в социальной сфере сформировалась бы катастрофическая ситуация, но такого не будет.
– Каким образом будут выстраиваться межбюджетные отношения с субъектами Федерации?
– Могу заверить, что снижения уровня финансовой поддержки регионов не будет. Более того, сейчас в порядке консультаций рассматриваются предложения об увеличении ее объема. Речь идет о трех направлениях. В качестве бюджетных кредитов для субъектов в расходах государственной казны предполагается предусмотреть порядка 150 млрд. рублей, в качестве дотаций – около 300 млрд. рублей. Кроме того, планируется заложить средства на программы, финансируемые из федерального и региональных бюджетов. Например, разрабатываются мероприятия в рамках поддержки рынка труда. На эти цели предусмотрено выделение 43,7 млрд. рублей из госказны. Регионы в свою очередь должны разработать программы по занятости населения, представить свои предложения в Министерство здравоохранения и социальной защиты РФ, защитить их. Только после этого субъекты могут рассчитывать на соответствующее финансирование.
– Может ли Иркутская область претендовать на дополнительную поддержку Федерации?
– Не просто может, а обязана. Но для этого необходимо работать. Так, в декабре прошлого года благодаря согласованным действиям с областным правительством в регион удалось привлечь дотацию в размере 650 млн. рублей. Кроме того, мы получили поддержку Министерства финансов РФ и привлекли кредитные ресурсы. Были достигнуты договоренности о том, что в случае выделения из федеральной казны средств на кредитование Иркутская область сможет рассчитывать на определенную сумму. В конце прошлого года удалось также в буквальном смысле вытащить деньги из госказны, заложенные в качестве субсидий на финансирование дорожного строительства, ряда инвестиционных объектов, – это более 500 млн. рублей.
– Основной задачей на этот год региональный минфин определил наполнение доходной части бюджета. За счет каких источников, на ваш взгляд, это можно сделать?
– Доходы – это в первую очередь налоги, которые уплачивают в казну юридические и физические лица. И, чтобы повышать доходную часть бюджета, необходимо принимать меры, направленные на стабилизацию положения дел в экономике и сохранение рабочих мест. Есть работа, есть доход – значит, выплачиваются налоги – логика такова. В целом, акцентируя внимание регионов на работе с доходной базой, мы подразумеваем не выколачивание налогов, а создание условий для работы предприятий, занятости населения – только тогда возникает обязанность по уплате налогов. Вместе с тем должны приниматься и меры фискальной политики – это и проверка правильности уплаты налогов, и поиски нарушителей налоговой дисциплины. Хочу напомнить, что на федеральном уровне приняты налоговые послабления, общий объем уменьшения нагрузки можно оценить на сумму более 900 млрд. рублей. В частности, снижена ставка налога на прибыль, на малый бизнес, изменен порядок уплаты НДС и налога на прибыль, механизм взимания таможенных пошлин и т. д. Все эти мероприятия направлены на то, чтобы экономика могла функционировать в условиях кризиса. В целях компенсации выпадающих доходов региональных и местных бюджетов от принятых решений мы передали им дополнительно 0,5 процентного пункта налога на прибыль, а также увеличили отчисления в бюджеты субъектов по акцизам на бензин, дизельное топливо, масло моторное – с 60% до 100%. Приведу пример. Объем платежей в консолидированный бюджет Иркутской области на начало этого года увеличился на 19,5% по сравнению с показателем на 1 января 2008-го. Сумма возросла с 46,3 млрд. до 55,3 млрд. рублей, в этом объеме акцизы, при зачислении 60% платежей, составили 3,4 млрд. рублей.
– Виталий Борисович, почему государство в первую очередь поддержало коммерческие банки?
– Банковская сеть – это кровеносная система, которая доставляет финансовые ресурсы для предприятий, а также является инвестиционным источником для них. В условиях оттока иностранных инвестиций возможности нашего банковского сектора крайне ограничены. В этой ситуации возникло недоверие среди банков, практически прекратилось кредитование на межбанковском рынке. Однако главная причина того, что мы первый комплекс мер направили на стабилизацию положения в банковской сфере, – это сохранение сбережений вкладчиков. Мы не могли допустить, чтобы население в третий раз за 15 лет потеряло свои денежные накопления. Желаемого результата удалось добиться. Так, если в сентябре-ноябре наблюдался отток вкладов населения, то уже в декабре был зафиксирован приток в объеме 400 млрд. рублей. Можно сделать вывод, что население доверяет действиям государства, храня свои сбережения в банках. Вместе с этим были приняты изменения в федеральный закон о страховании вкладов физических лиц в российских банках, предполагающие увеличение размера страхового возмещения по вкладам с 400 тыс. до 700 тыс. рублей. Таким образом, если с кредитным учреждением вдруг что-то случится, государство должно будет вернуть вкладчику его сбережения. В целом через банки началась поддержка отраслей экономики, работа по стабилизации ситуации на рынке труда.
– Правительство также приняло меры поддержки отечественной автомобильной промышленности, повысив пошлины на ввоз подержанных иномарок из-за рубежа. Однако работники автопрома на Дальнем Востоке выразили крайнее недовольство этими действиями. Как вы можете это прокомментировать?
– Государство защитило своего производителя. При этом хочу отметить, что в автопроме России работает более одного миллиона граждан, а на Дальнем Востоке – только несколько тысяч. Это незначительный сегмент экономики. Кроме того, можно ли рассчитывать, что собранные в мастерских и подвалах автомобили безопасны? Сомнительно. Государство ведет себя достаточно жестко, но адекватно. И ведь российский автопром – это не только автомобили марки «Лада» или «Волга», это «Тойота», которая производится под Санкт-Петербургом, «Фольксваген», «Хендай» (Таганрог), «Вольво» (Калужская область). На заводах, выпускающих эти машины, работают наши люди, предприятия уплачивают налоги в местные и региональные бюджеты. Более того, мы завозим автомобили не только из Японии, но также из Германии, Италии, Франции. И в европейской части к мерам правительства отнеслись спокойно. Что касается повышения цен на Волжском автозаводе, то мы полагаем, что это категорически недопустимо, и выступаем против.
– Видите ли вы в мировом финансово-экономическом кризисе какие-либо положительные моменты?
– Безусловно. Кризис, как паводок, промывающий заиленное русло реки, приносит оздоровление. Во-первых, совершенно иным образом мы начинаем смотреть на структуру нашей экономики, становится очевидной необходимость очень серьезно заниматься ее диверсификацией. Исторически страна ориентирована на экспорт минерального сырья, полезных ископаемых. Мы готовы экспортировать и нефть, и газ, и металл, но сейчас, к сожалению, эти материалы не нужны иностранным государствам в прежних объемах. Упала цена на алюминий, нефть. Экономику нужно ставить на иные рельсы – инновационные. Сейчас доля инновационной продукции в структуре ВВП составляет порядка 6%. Согласно же стратегии развития России, до 2020 года этот показатель должен возрасти до 25–30%. Вторая необходимость, которая обнажается в период кризиса, – это оптимизация расходов. Государство, осуществляя меры поддержки, должно выставить жесткие требования к вертикально интегрированным компаниям. Они должны зарегистрировать свой бизнес на территории Иркутской области, выйти из оффшоров, умерить аппетиты по получению бонусов, оптимизировать собственные структуры.
– На прошлой неделе федеральные законодатели провели встречу с руководством областного парламента. Какие договоренности были достигнуты?
– Повестка совещания была общей – о взаимодействии депутатов Госдумы от Иркутской области с коллегами из Заксобрания по различным направлениям. Сначала депутаты проинформировали нас о работе областных органов власти, связанной с минимизацией влияния финансово-экономического кризиса на социально-экономическую обстановку в Приангарье. Обсудили и сотрудничество в части продвижения законодательных инициатив, которые формируются на региональном уровне. По статистике Госдума принимает не более 1% предложенных регионами законопроектов. Это происходит в силу разных обстоятельств. Как правило, в таких документах обозначаются исключительно проблемы регионального уровня, не учитывается общероссийская специфика.
– В регионе созданы антикризисные комиссии под руководством губернатора, на площадке Законодательного собрания, на базе иркутского регионального отделения «Единой России». В какую антикризисную группу входите вы?
– Мне предложили принять участие в работе группы под руководством губернатора, и я согласился. В ближайшее время мы будем встречаться и говорить о тех мероприятиях, которые надо провести для минимизации влияния кризиса на нашу территорию, население. По решению президиума регионального политсовета «Единой России» на базе реготделения созданы шесть антикризисных групп, которые возглавляют депутаты Заксобрания. Я вхожу в состав группы по работе с пенсионерами, нуждающимися в социальной поддержке. Мы уже провели заседание, наметили планы. Считаем, что наша работа должна, прежде всего, заключаться в том, чтобы донести до людей правдивую информацию – сгенерировать ее, подготовить, передать в исполкомы местных организаций и во фракции местных дум. Ведь незнание истинного положения дел и отсутствие достоверной информации порой приводит к возникновению кризисных ситуаций как в муниципалитетах, так и в целом в регионе.
– А партийные группы будут взаимодействовать с основными?
– Безусловно. Они организованы для того, чтобы проводить мониторинг ситуации области, работать с гражданами. Партия не выступает с критикой. Наши усилия, напротив, направлены на то, чтобы приумножить комплекс мер по борьбе с кризисом. Никакого противоречия между антикризисными структурами быть не может.
Антикризисный рецепт
Своим антикризисным видением поделились с газетой «Областная» и другие депутаты, представляющие в Государственной думе РФ интересы Иркутской области
Налоговые преференции и госзаказ
Заместитель председателя комитета по энергетике Иван Грачев считает, что в кратчайшие сроки необходимо развивать несырьевую часть экономики страны – прежде всего инфраструктуру, пищевую промышленность, сельское хозяйство, фармацевтику, малый бизнес. На его взгляд, значительная глубина кризиса обусловлена прежде всего отсутствием внутренней системы импортозамещающего спроса.
Говоря о поддержке реального сектора экономики, Иван Грачев отметил, что на эти цели необходимо направить все имеющиеся у государства средства.
– Деньги, переданные банкам, до предприятий не дошли, – констатировал депутат.
Самым надежным способом поддержки реального сектора, по его мнению, являются налоговые преференции, которые принесут бизнесу дополнительный доход.
– В первую очередь стоит либо вообще отменить, либо снизить хотя бы до 10% НДС – это самый вредный налог для переходных экономических систем, – уверен Иван Грачев. – Кроме того, форсированными темпами надо поддерживать малые предприятия, на которых быстрее всего образуются рабочие места. Сейчас этому бизнесу нужны две вещи: налоговые каникулы и предоставление недвижимости на льготных условиях. Промышленность же нуждается в прямых государственных заказах.
Также Иван Грачев считает, и это предусмотрено в антикризисной программе партии «Справедливая Россия», что нужно увеличить индексацию пенсий и заработной платы бюджетников минимум до 15%.
– В связи с ростом курса доллара, по моим прогнозам, продукты питания и лекарства вырастут в цене минимум на 50%, гражданам нужны компенсации, – полагает депутат.
Предлагает парламентарий вернуться к льготному порядку исчисления трудового стажа для северян, а также восстановить в трудовом стаже так называемые нестраховые периоды, то есть время обучения в вузе и ухода за ребенком. Впрочем, наиболее существенным положением программы противодействия кризисным явлениям он на-
звал восстановление натуральных льгот, в том числе на проезд в общественном транспорте, оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение лекарственных средств.
В жилищной сфере, отметил Иван Грачев, прежде всего необходимо зафиксировать мораторий на выселение людей, оставшихся без работы.
– Государство должно взять на себя обязательства перед банками тех граждан, которых не может поддержать в части трудоустройства. И механизмы при этом должны быть самыми простыми, – подчеркнул депутат. – Кроме того, нужно увеличить строительство социального жилья, заложив для этого дополнительные расходы в бюджет. Вообще я считаю, что в целом на все антикризисные программы из различных источников можно собрать еще порядка 3–3,5 трлн. рублей. И, по оптимистичным прогнозам, Россия начнет выходить из кризиса через год-полтора.
Вот несколько депутатских советов простым людям:
– Если у вас есть деньги, то делайте бивалютную корзину – поровну доллар и евро, держитесь за рабочие места, потому что в ближайшее время с работой будет очень трудно. Организованно и законно боритесь за свои права. А предпринимателям я бы посоветовал прекратить выплачивать себе бонусы, снизить собственную зарплату, изо всех сил сохранять рабочие места.
Медицинская помощь как залог социального спокойствия
По мнению заместителя председателя комитета по охране здоровья Сергея Колесникова, тревожные события, связанные с кризисом, серьезно скажутся на социальной сфере.
– Больше всего пострадают сферы здравоохранения и науки, – считает депутат. – И если не будут предприняты серьезные меры по их защите, то мы получим акции социального протеста, народное недовольство, потому что медицинская помощь – главный инструмент выравнивания социальных различий.
Несмотря на рост инфляции и снижение объема ВВП (по прогнозам, на 35% в этом году), как отмечает Сергей Колесников, покупательная способность в сфере здравоохранения должна сохраняться неизменной, а сумма бюджетных затрат – увеличиваться. В качестве примера он привел Финляндию, в которой во время кризиса 1991 года не было социальных волнений, потому что власти приняли решение повысить расходы на медицину.
На сегодняшний день можно констатировать, что покупательная способность населения упала. Дело в том, что лекарства, оборудование, расходные материалы – все, что поступает в сферы здравоохранения и науки, как правило, импортного производства. А зарубежные товары, в связи с ростом курса доллара по отношению к рублю, дорожают. Цена на лекарства уже поднялась, а к концу квартала, по мнению депутата, медикаменты будут стоить еще дороже.
– Впервые после 1998 года будет резкое подорожание лекарственных препаратов в нашей стране. Надо принимать срочные меры, – уверен Сергей Колесников. – Видимо, будут внесены изменения в федеральный бюджет в части увеличения финансирования лекарственного обеспечения граждан льготных категорий. Важно, чтобы региональные власти вовремя проинформировали правительство России об ожидаемом дефиците средств в этой сфере. На этот год Иркутской области из госказны на закупку медикаментов для льготников выделено 900 млн. рублей. Однако в связи с ростом цен сумма должна быть увеличена, и соответствующие расчеты область должна направить в Минздравсоцразвития РФ.
Оценивая решение о господдержке коммерческих банков, Сергей Колесников отметил, что, на его взгляд, эта финансовая помощь была избыточна.
– Сейчас банки переводят свои активы в валюту, до реального сектора не дошло ни рубля. Деньги получили только крупные государственные корпорации. Между тем в банковском капитале осели триллионы рублей, кроме того, банки повышают кредитные ставки, что просто противоречит здравому смыслу. Раздавая банкам деньги, необходимо было сразу же заложить карательные меры, – считает парламентарий.
Сергей Колесников, ссылаясь на заявления промышленников Иркутской области, сообщил о том, что предприятия, находящиеся в перечне компаний, которым будет оказана государственная помощь, пока не почувствовали никакого эффекта от реализации антикризисных мер.
Также федеральный законодатель отметил, что кризисный фактор не учтен в различных концепциях развития страны, касается это и документа, регламентирующего принципы политики в области здравоохранения. В ближайшее время в него будут внесены изменения. В целом же задача сводится к наполнению деньгами сферы здравоохранения, чтобы бюджет платил за медицинскую услугу полным рублем, а не частично.
Кроме того, по мнению Сергея Колесникова, необходимо принимать закон о национальной инновационной системе, чтобы определить основные направления экономики, основанной на инновациях.
Говоря о высшей школе, депутат не исключил, что вновь может начаться обсуждение объединения сходных по профилю государственных вузов Приангарья. Раньше, например, озвучивалась идея соединить классический университет с лингвистическим и педагогическим.
– Никто не гарантирует, что она не возникнет вновь в связи с необходимостью экономии бюджетных ресурсов, прежде всего на административно-управленческом аппарате, – отметил Сергей Колесников. – Помимо этого, закрытию подвергнутся филиалы классических и столичных вузов. Сокращается сегодня число студентов, обучающихся на коммерческой основе.
Ставка на нужные кадры
– Иркутская область находится в объективно более сложном положении, чем остальные субъекты России, – считает член комитета по международным отношениям Татьяна Воронова. – И связано это с работой наших крупных предприятий, являющихся ведущими экспортерами. Если во времена экономического роста они давали приток инвестиций и налогов в область, то в условиях резкого сокращения экспорта нашей продукции эти предприятия в первую очередь попали под удар. Кроме того, у нас в области непростая ситуация с бюджетом, сейчас в нем практически нет резервов для создания некоего страхового фонда. В общем, условия для управления антикризисной ситуацией в регионе не самые лучшие, но еще раз подчеркну, что это получилось по объективным причинам.
Говоря о первоочередных задачах, Татьяна Воронова отметила, что особенно важно сегодня еще более профессионально выстроить кадровую политику в части занятости населения.
– Года два-три назад, еще работая в Законодательном собрании, я говорила о том, что Иркутская область категорически нуждается в улучшении этой работы, чтобы понимать качество трудовых ресурсов региона, возможности внутрирегиональной миграции, переподготовки и направления специалистов на нужные для области направления, – отметила депутат. – Это касается в том числе и студентов. У нас уже долгое время существует несоответствие специальностей, по которым выпускается большая часть студентов, потребностям экономики. Сейчас этот вопрос стал еще более актуальным, областные власти и служба занятости должны работать в «убойном» режиме.
Еще одной проблемой на уровне региона Татьяна Воронова назвала тот факт, что пополнение доходов региональной казны за счет налогов от работающих на территории области предприятий гораздо меньше, чем бюджетные расходы на их содержание. Сложная ситуация наблюдается и в социальной сфере – большой процент людей заняты в бюджетной сфере.
– Здесь очень важно, чтобы бюджет выглядел достойным образом, ведь от него зависит благосостояние большинства жителей области, – подчеркнула Татьяна Воронова.
В целом депутат положительно оценила антикризисную работу правительства Иркутской области, в частности, по работе с федеральным правительством. За счет нее, например, удалось добиться включения региона в федеральную кадровую программу, по которой мы получим около 900 млн. рублей на подготовку и переподготовку специалистов. В дальнейшем сумма может быть увеличена.
– Правительственный блок активно работает в Москве, включается в инфраструктурные проекты, связанные с ветхим и аварийным жильем, строительством объектов на территории области. Это позволит поддержать строительный сектор, одновременно обеспечив людей рабочими местами, – считает Татьяна Воронова.