11.02.2009 13:00
Рубрики
Экономика
Теги
11.02.2009 13:00

Петр Каныгин: Спирт поддержит биотехнологии

Восточно-Сибирский комбинат биотехнологий, созданный на базе Тулунского гидролизного завода, переживает сегодня нелегкие времена. «Прелести» кризиса в полной мере коснулись предприятия: задержка зарплаты, массовое сокращение кадров. Нечто подобное здесь уже проходили. Но после смены собственника завод обрел второе дыхание, началось возрождение производства с перспективой выхода на качественно новый уровень.

 

Когда в сентябре 2008 года на ВСКБТ впервые в мире был произведен биобутанол из древесины, весь Тулун воспринял это событие как начало отсчета нового времени. О предприятии заговорили центральные телеканалы и федеральные газеты. За рубежом ВСКБТ назвали «колыбелью российских биотехнологий». Прошло пять месяцев. Страсти и эйфория улеглись. Настало время обстоятельного разговора о том, что было и что будет, с человеком, который как никто другой знает ответы на эти вопросы, – генеральным директором ОАО «Корпорация Биотехнологии» Петром Каныгиным.

 

 

– Петр Сергеевич, так что же действительно случилось на ВСКБТ в сентябре?

– Прежде всего, мы успешно испытали новое оборудование, специально разработанное для опытно-промышленной установки. И слова «опытно-промышленной» здесь ключевые. Полученные результаты продемонстрировали принципиальную возможность успешного применения технологии корпорации и конкурентоспособность получаемой продукции на мировом рынке.

– Другими словами, речь шла не о запуске завода, про который было так много сказано?

– Мы всегда подчеркивали, что речь на тот момент шла об опытно-промышленной установке, которую, кстати, мы собрали в нереально короткие, стахановские сроки. На установке были отработаны основные технологические режимы, в соответствии с результатами испытаний скорректировано техническое задание на разработку проектно-сметной документации.

Уже в марте мы получим предпроект и  после государственной экспертизы перейдем к рабочим чертежам. Рабочие чертежи и весь проект будут готовы в мае. Эти работы профинансированы корпорацией в полном объеме. Запуск же промышленного производства на ВСКБТ намечен на второй квартал 2010 года.

– Претерпят ли эти планы коррективы в связи с финансовым кризисом?

– Пока мы выдерживаем поставленные сроки работы по проекту. Более того, на мой взгляд, для правильной оценки ситуации нужно понимать, что сегодняшний кризис является не столько финансовым, сколько технологическим.

– Поясните, пожалуйста.

– Основная проблема России на сегодня – непозволительная зависимость ключевых отраслей от импортного сырья и технологий. В частности, это касается животноводства и птицеводства, где используются импортные соевые белковые концентраты. Значительные проблемы испытывает фармацевтика, у которой нет доступного отечественного конкурентоспособного по цене углеводного сырья для микробиологического синтеза, в связи с чем производство субстанций антибиотиков в стране фактически прекращено. В условиях значительного снижения цен на ископаемое топливо и темпов нефтедобычи для сохранения экспортного потенциала в этой сфере необходимо уменьшать расходы природных нефтегазовых ресурсов внутри страны, замещая их возобновляемыми источниками сырья.

На решение этих задач и направлен проект корпорации. Наша технология позволяет получать биобутанол – сырье для фармацевтической и химической промышленности, препараты для сельского хозяйства и ряд других высокотехнологичных продуктов. По сути, речь идет о создании новой наукоемкой отрасли промышленности. Понимание необходимости таких преобразований дает нам уверенность в том, что мы сможем не только пережить этот кризис, но и стать значительно сильнее.

– Но очевидно, что создание отрасли займет не один год и потребует значительных усилий. Возможно ли это в текущей ситуации?

– Да, возможно и необходимо. И тому есть масса примеров. В частности, можно вспомнить, что в нелегкие 1960-е годы в стране было создано специальное ведомство, Главмикробиопром, которому была поставлена задача создать отечественную белковую промышленность фактически с нуля. На тот момент в СССР производилось всего 53 тысячи тонн белка, но к 1980-м годам мы производили уже более 1,3 миллиона тонн белка. Сегодня перед нами стоит аналогичная задача – восстановление и развитие стратегически важных отраслей.

С другой стороны, мы понимаем, что предприятию необходима текущая деятельность. На ВСКБТ в данный момент существует два производства. Это гидролизное производство, которое использовало старую, неэффективную в первую очередь с точки зрения энергетики и экологии технологию, и производство, которое было создано еще в 2004 году стараниями директора Владимира Хаматаева. Это производство этилового спирта из зерна, и оно готово к работе хоть завтра. Другими словами, ВСКБТ и сегодня представляет собой достаточно перспективный промышленный объект, возможности которого можно и нужно использовать.

Сейчас ведутся переговоры с госкорпорацией «Ростехнологии» о задействовании возможностей ВСКБТ для обеспечения нужд отечественного военно-промышленного комплекса техническим спиртом. И, как только будет подписан госзаказ с «Ростехнологиями», ВСКБТ начнет производить технический спирт. Мы ожидаем, что это случится уже в марте. Это позволит предприятию максимально эффективно использовать имеющиеся сейчас возможности и параллельно продолжать модернизацию в рамках реализации проекта корпорации.

– Коснется ли модернизация ТЭЦ – предприятия, которое обеспечивает теплом целый район города?

– Да, конечно! 8 января председатель Правительства РФ Владимир Путин своим распоряжением утвердил основные направления государственной политики в сфере повышения эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года. Модернизация ТЭЦ ВСКБТ будет проходить в рамках исполнения этого распоряжения.

– Петр Сергеевич, вы затронули тему производства спирта. Как это ни странно, Иркутская область, в отличие от других субъектов РФ, не имеет ни одного собственного предприятия по производству спирта для нужд ликероводочной промышленности.

В Красноярском крае, Нижнем Новгороде, Твери и других субъектах РФ действует замкнутая цепочка оборота алкоголя, от производства спирта до реализации произведенной из него продукции. Если бы в Иркутской области была создана подобная замкнутая система, ваш бюджет получил бы дополнительно до 2 миллиардов рублей акцизов в год. Это значительная часть доходов региональной казны.

ВСКБТ, если правительство области выразит свою заинтересованность, уже сегодня готов производить спирт для нужд алкогольного рынка. Более того, мы уже обратились с таким предложением к руководству Приангарья.

– Означает ли это, что ВСКБТ станет обычным производителем спирта и забудет про высокие биотехнологии?

– Безусловно, нет. Проекты по производству спирта, как технического – для нужд ВПК, так и пищевого – для нужд алкогольного рынка, рассматриваются нами только в качестве поддержки деятельности предприятия на период модернизации. Будущее ВСКБТ, как и всей российской промышленности, в биотехнологиях.