11.02.2009 13:00
Рубрики
Экономика
Теги
11.02.2009 13:00

От маржи запахло бензином

Прибыль продавцов топлива признана необоснованно высокой

У компаний, работающих на розничном рынке нефтепродуктов Иркутской области, размер маржи доходит до 11 рублей с одного литра бензина, а рентабельность – до 43%. Об этом во вторник заявила руководитель регионального управления Федеральной антимонопольной службы Валентина Заморина на совещании у первого заместителя председателя правительства Иркутской области Сергея Сокола. По ее словам, на розничном рынке в последнее время наблюдается стабильность в ценах, но настораживает рост стоимости оптового бензина. Ряд розничных игроков уже не скрывают своих намерений поднять ценник на автомобильное топливо. УФАС и региональные власти разрабатывают совместный план, как предотвратить резкий рост цен на нефтепродукты.

 

Валентина Заморина признает, что пока управление Федеральной антимонопольной службы, которое она возглавляет, не может принять меры в отношении оптовых поставщиков автомобильного топлива, которые с начала года стали увеличивать цены:

– Нас настораживает тот факт, что, несмотря на стабильную цену в рознице, в январе-феврале начала расти оптовая стоимость. Поскольку для принятия мер нам нужна стабильность изменений, мы продолжаем вести мониторинг цен и собираемся применить меры.

Еще один момент, настораживающий руководителя антимонопольного ведомства, – непомерно высокая маржа, которую получают участники розничного рынка. По ее словам, иногда этот показатель достигает 11 рублей с каждого литра реализованного бензина, а рентабельность такого бизнеса подходит к отметке в 43%.

– В нынешних условиях это недопустимо, – считает Валентина Заморина. – Проведя проверки совместно с органами внутренних дел, мы решаем вопрос о возбуждении дела по факту сговора розничных продавцов по превышению уровня рентабельности и получению необоснованно высокой маржи на продаже отдельных видов ГСМ в Иркутской области.

Таким образом, делает вывод Валентина Заморина, пока рано утверждать, что по итогам прошлого года произошло действительно рыночное снижение розничных цен на бензин в Иркутской области.

– Нас очень интересует ситуация по ценообразованию на рынке нефтепродуктов, – говорит Сергей Сокол. – Печальная слава Иркутска как рекордсмена по ценам на бензин среди российских городов не дает нам покоя. Ситуация еще более парадоксальная в связи с тем, что недалеко от Иркутска находится крупнейшее нефтехимическое производство, которое отгружает продукцию не только на местный рынок, но и за рубеж. И никто не скажет, почему у нас, в двух шагах от нефтезавода, цена бензина на автозаправках значительно выше, чем в других субъектах РФ.

По словам министра экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области Владимира Пашкова, еще в июле прошлого года была поставлена задача не только сдержать темпы роста бензиновой стоимости, но и свести на нет диспаритет цен на нефтепродукты с соседними регионами.

– В начале июня разница в ценах на бензин между Красноярским краем и Иркутской областью составляла пять-шесть рублей. На сегодня усилиями правительства совместно с антимонопольной службой этот разрыв значительно сократился. Коридор цен теперь составляет два-четыре рубля, минимальный разрыв по дизельному топливу, максимальный – по АИ-95. Ликвидирована абсурдная, на наш взгляд, ситуация, когда бензин в Забайкальском крае и Республике Бурятия стоил дешевле, чем у нас, хотя там присутствует транспортная составляющая. Кстати, мы приблизились к паритету цен с Красноярском и обошли восточных соседей по той причине, что добились самых высоких темпов падения цен на топливо. У нас бензин подешевел на 24%, в Красноярске – на 22%, в Улан-Удэ – на 20%, в Чите – на 17%, – доложил Владимир Пашков.

Сергей Сокол напомнил, что высокие цены на топливо – это не только проблема автовладельцев, которые вынуждены увеличивать свои расходы на содержание машин. Это еще и повышение цен на проезд в общественном транспорте и на продукты первой необходимости, что оказывает отрицательное влияние на социальную ситуацию в регионе.

– Появилась информация, что ряд компаний планируют повысить цены на бензин, – отметил он. – Мы должны увидеть, что делается по линии федеральных ведомств, и решить, как мы, со своей стороны, можем подключиться к этому процессу и не допустить роста стоимости топлива. Нужно работать на опережение и использовать все рычаги, чтобы обеспечить максимальную стабильность в ценах на бензин.

В течение двух дней планируется разработать план-график совместных действий областных властей и УФАС. В нем будут содержаться меры для дальнейшего сокращения разрыва в ценах на бензин между Приангарьем и более западными регионами. В ближайшее время вопрос ценообразования на рынке нефтепродуктов будет рассмотрен на совещании у губернатора.