Афганское братство
Эту дату отмечают все, кого судьба в свое время определила выполнять интернациональный долг, – День вывода советских войск из Афганистана. В канун 20-летия в совете ветеранов ФСБ собрались офицеры в отставке, чтобы вспомнить былое и помянуть тех, кого уже нет рядом. Имена и фамилии однополчан, названия населенных пунктов, даты боевых столкновений – они все помнят, как будто это было вчера.
Наши в Афгане: как все начиналось…
– В Афганистан я был направлен в декабре 1979 года, – вспоминает подполковник КГБ в отставке, ветеран группы специального назначения КГБ СССР «Вымпел» Николай Петрушенко. – До нас, еще в июле, сюда прибыли десантники. Аминовцы (сторонники шаха Амина. – Авт.) на территории базы поставили большой столб, имитирующий виселицу, и к нему привязали чучело десантника – муляж, одетый в тельняшку. Делалось это для запугивания – мол, помните, кто здесь хозяева. 27 декабря 1979 года в 19.00 из Москвы поступил сигнал «Шторм 333» – это означало начало штурма всех объектов советскими войсками, находящимися на территории Афганистана. В Кабуле офицеры КГБ, советники главного развед-управления и десантники штурмовали дворец Амина. Моей задачей как командира отряда спецподразделения «Зенит» (впоследствии переименовано в «Вымпел». – Авт.) был захват авиабазы Баграм, расположенной в 60 км от Кабула. Сам штурм объекта занял минут 15, но крови за это время было пролито немало – афганцы сопротивлялись до последнего. Были потери и в моей группе: один сержант убит, один ранен. Как только авиабаза была взята, сразу стали садиться наши транспортные самолеты. Ровно в полночь один из них зацепился за гору и взорвался на наших глазах. Погибли рота десантников и находившийся с ними генерал…
Полковник в отставке Вениамин Суровцев в Афгане был дважды – в 1982–1983 и 1984–1985 годах. В первой командировке в составе разведаппарата пограничных войск он обеспечивал охрану границы с Таджикистаном. Местность там была гористая, очень удобная для засад и диверсий. В те годы боевые действия еще только начинались. А вот во время второй командировки они уже велись вовсю. В 1986 году Вениамин Суровцев был награжден медалью «За боевые заслуги».
– В свой второй приезд я служил в районе Кушки, на стыке трех границ – СССР, Ирана и Афганистана. Тогда бои шли с большими потерями, как с нашей стороны, так и у бандформирований. Но поскольку разведка у погранвойск была поставлена хорошо, то наши потери были наименьшими в сравнении с общевойсковыми. Ситуацию усугубляло то, что в дело постоянно вмешивались иранцы, которых приходилось выгонять на территорию их страны…
В те же годы и в том же месте служил и капитан КГБ в отставке Николай Барков. Когда он уезжал из Забайкалья, планировал, что командировка продлится три месяца, а она растянулась на полгода. Как говорят военные, мы предполагаем, а командование располагает.
– Район Зюльфагар на стыке трех границ знаменит тем, что здесь пролегает путь переправы наркотиков. Костяк нашей группы был из Забайкальского пограничного округа. За полгода мы не потеряли ни одного человека, а было нас 300 человек. В бою первоначально вроде бы страха нет. Но когда спустя какое-то время прокручиваешь воспоминания в голове, покрываешься холодным потом. Много это или мало – полгода? Порою на войне один день делает черные волосы седыми. Сколько раз под обстрелы попадали, не сосчитать. И машину нашу подбивали, а мы разлетались в разные стороны с брони… Механика тогда облило горячим маслом – думали, не выживет, но его выходили. Контузию получили все. Я тоже тогда получил ранение и ожоги…
…и как закончилось
Из числа моих собеседников афганским «долгожителем» можно считать полковника в отставке Николая Михасенко. В 1983 году первая краткосрочная стажировка, с апреля 1984 по май 1987 служил в оперативной группе округа, с июня 1987 по 15 февраля 1989 года – в 81-м пограничном отряде в провинции Саманган.
– Около 11.00 15 февраля 1989 года на знаменитом мосту через реку Пяндж генерал Громов отрапортовал, что вывод советских войск из Афганистана закончен. А мы, сводная бронегруппа, все пыльные и грязные, вышли уже около 16.00 – нас встречали начальник политотдела и корреспондент. Были предположения, что нам вообще не выйти из Афгана. Мы шли через город с населением 80 тысяч человек, из которых 5 тысяч вооружены. А у нас – 250 пограничников и столько же разведбата. Достаточно было на выходе из города подбить первую машину и положить там всех. Но все махали нам рукой, и ни одной провокации не было. Надо сказать, что до ввода советских войск отношение к русским специалистам в Афганистане было очень уважительным как со стороны властей, так и со стороны населения. Если, не дай Бог, кто-то из афганцев обижал нашего человека, то он наказывался очень строго.
Зачем СССР пошел в Афганистан?
Спор о том, нужно ли было вводить советские войска в Афганистан и правильным ли был их вывод, наверное, не утихнет никогда. Аргументов хватает и у тех, кто «за», и у тех, кто «против».
– После вывода советских войск в течение года ни одной провокации, ни одного обстрела нашей территории со стороны Афганистана не было, – высказывает свою точку зрения Николай Михасенко. – Ввод войск осуществлялся по просьбе руководства страны. Первоначально планировалось, что мы окажем помощь в охране дорог, экономических и военных объектов. Боевые действия не предполагались. Это уже потом втянулись, и отдельные афганцы откровенно использовали нас для сведения своих счетов. Афганистан является многонациональной и многоконфессиональной страной, в которой сохранились родоплеменные отношения, а это нашим командованием первоначально не учитывалось.
– В целом, я считаю, ввод войск был неправильным решением. Наверное, после Отечественной войны мы чувствовали себя великими победителями и думали, что с помощью военной силы можем решить все задачи: Венгрия, Чехословакия, Афганистан – суть одна и та же. Бездумный ввод, – убежден Вениамин Суровцев. – Думали, что идеи КПСС все будут радостно воспринимать. А это отнюдь не так. Была неправильная оценка ситуации, соответственно, шло ошибочное прогнозирование развития событий и реакции населения. В мире не все однозначно и прямолинейно.
– Читая мемуары и анализируя события тех лет, могу сказать, что для советского правительства ввод войск был трудным решением, – считает Николай Петрушенко. – Официально афганское правительство 13 раз запрашивало помощь у СССР! Большинство членов Политбюро согласились ввести войска, чтобы помочь народу очистить территорию страны от бандитов. Никто не думал, что мы так завязнем. Но не стоит забывать, что советское присутствие в Афганистане отсрочило «парад суверенитетов» среднеазиатских республик лет на 10–15. Примерно на столько же задержались поставки героина через соседнюю страну. Помимо этого, в годы нашего присутствия в Афганистане начала зарождаться техническая и культурная интеллигенция.
– Мировое сообщество ждало, что после вывода советских войск афганцы выберут свое демократическое правительство и будут жить дружно. Но этого не произошло. Напротив, после вывода все противоречия – межнациональные, межродовые, религиозные – обострились. И усилилась борьба за власть. Когда мы выходили, в Афгане были уже не банды, а так называемые исламские дивизии и фронты – целые армии. Учитывая, что эти формирования действуют на родной земле и их поддерживает население, они практически непобедимы, – считает Вениамин Суровцев. – После нас в стране осталось столько оружия! Там, наверное, по два автомата приходилось на каждого афганца! Выросло целое поколение людей, которые не знают других занятий, кроме как воевать.
А с оружием они почувствовали свою силу и власть.
Согласно последней информации, американцы и их союзники собираются усиливать свое присутствие в Афганистане. Озвучиваемые цели благие – борьба с мировым терроризмом. Однако история показывает, что афганский народ не будет терпеть присутствие иностранцев в своей стране, под каким бы предлогом они туда ни проникали.
13 февраля на площади Декабристов, возле памятника иркутянам, погибшим при исполнении воинского долга, прошел митинг, посвященный 20-й годовщине вывода советских войск из Афганистана. 15 февраля 1989 года закончилась война, длившаяся девять лет. Через ее горнило прошли 1 тыс. 860 жителей Иркутской области, 33 погибли в горах и песках Афгана.
– Сегодня торжественный и печальный день, – обратился к участникам митинга губернатор Игорь Есиповский. – 20 лет назад с последними танками, покинувшими афганскую землю, закончилась эта страшная, непонятная и тяжелая для нас война. И сегодня мы стоим с вами здесь, чтобы почтить память тех, кто сложил голову в Афганистане. Я хотел бы сегодня, в этот морозный и светлый день, пожелать нам всем мира, добра, чтобы мы спокойно могли растить наших детей и внуков. Светлая память тем, кого сегодня с нами нет. И пусть для всех нас будет светлым наше будущее.
От Законодательного собрания перед участниками боевых действий, родными и близкими ветеранов Афганистана выступил председатель комитета по контрольной деятельности Тимур Сагдеев:
– На афганской земле воины-интернационалисты честно выполнили свой долг, прославились несгибаемым боевым духом и храбростью. Подвиг героев афганской войны неподвластен времени, и поэтому мы всегда будем помнить этих сыновей России, многие из которых сегодня в строю. Страна гордится подвигом солдат и офицеров, которые служат для молодого поколения примером храбрости и патриотизма, хранят светлую память о тех, кто погиб вдали от родины.
К памятнику воинам-интернационалистам участники митинга возложили гирлянду и минутой молчания почтили память героев той войны. Позже в музыкальном театре им. Н.М. Загурского губернатор вручил почетные грамоты и благодарственные письма участникам боевых действий в Афганистане.