15.02.2009 13:00
Рубрики
Экономика
Теги
15.02.2009 13:00

Градсовет сошел на нет

Власти хотят создать новый орган для выделения земельных участков в Иркутске

Эффективность выделения земельных участков для строительных нужд в Иркутске сложно назвать высокой. В 2007 году физическим и юридическим лицам фактически не было предоставлено ни одного надела, в 2008-м – принято решение по 45. Вместе с тем проблем в этой сфере предостаточно: дефицит свободной земли в областном центре, сложный механизм оформления участков в собственность или аренду, отсутствие ряда градостроительных документов. Неэффективно, по мнению правительства Иркутской области, работает градостроительный совет при губернаторе. На смену этой громоздкой и неповоротливой структуре, считают чиновники, должен прийти мобильный орган, состоящий из небольшого числа специалистов. Кроме этого, модернизацией механизма землеотводов займется специальная рабочая группа, созданная по инициативе депутатов

Законодательного собрания.

Тысячи заявлений – десятки положительных решений

Земельный вопрос в Приангарье приобрел остроту в конце 2006 года – после принятия областного Закона «Об отдельных вопросах использования и охраны земель». Согласно документу, с 1 января 2007 года полномочия по распоряжению земельными участками в Иркутске, государственная собственность на которые не разграничена, были переданы с муниципального на региональный уровень. Городские власти выступали против, утверждая, что подобные меры не улучшат положение дел в строительной отрасли, более того, ситуация может усугубиться за счет разрушения отлаженной системы выделения земли.

Со временем споры поутихли, однако земельная проблема то и дело «всплывает» в ходе различных дискуссий. Во вторник на заседании комитета по собственности и экономической политике Законодательного собрания руководитель агентства имущественных отношений Иркутской области Сергей Кладов рассказал депутатам о механизмах и эффективности предоставления участков в Иркутске за время действия Закона о земле.

В прошлом году в агентство поступило 2,2 тыс. заявлений о предоставлении наделов (это в 1,3 раза превышает уровень 2007-го), в основном от граждан, желающих арендовать или приобрести в собственность землю для строительства индивидуальных жилых домов (796 заявок). При этом только в 67 заявлениях были указаны участки, где размещение домов было заранее согласовано, положительные решения об отведении земель приняты по 45 из них, на согласовании находится 17.

Количество выделенных участков можно назвать достаточно большим, если сравнивать его с показателем 2007 года, когда для строительных целей в Иркутске было предоставлено всего три участка – все для возведения моста через реку Ангару. Остальные заявки касаются выделения земли для строительства магазинов, гаражей, офисных зданий, спортивно-развлекательных комплексов, кафе, гостиниц и т. п. В результате рассмотрения этих обращений по 1 тыс. 573 было отказано из-за противоречия зонированию городской территории (когда, например, заявленные участки располагались в зонах рекреации либо природного ландшафта) или обременения наделов правами третьих лиц.

Кроме того, в прошлом году проводилась работа по формированию 63 земельных участков площадью более 200 тыс. кв. м, 11 из которых уже подготовлены к выставлению на торги. По нескольким наделам работа приостановлена из-за отсутствия проекта детальной планировки Куйбышевского района, ряд участков оказались обременены правами третьих лиц, попали в зону, занятую городскими лесами, либо не соответствовали санитарно-эпидемиологическим нормам. Еще 20 участков ожидают подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, 23 – проходят согласование в инспектирующих органах.

В этом году предполагается продолжить процесс формирования 44 участков, которые впоследствии будут выставлены на торги, а также приступить к предварительной работе по пяти наделам земли при условии сохранения запланированного бюджетного финансирования.

«Документальный» камень преткновения

Главным фактором, затрудняющим процесс отвода земель в областном центре, Сергей Кладов назвал отсутствие ряда градостроительных документов, в том числе правил землепользования и застройки, а также проектов детальной планировки некоторых районов Иркутска. Документы, разработанные для центральной части города и Октябрьского округа, в конце прошлого года прошли публичные слушания, однако до настоящего времени не утверждены. Сегодня институт «Иркутскгражданпроект» завершает разработку проектов планировки предместий Марата, Радищева, Рабочее, микрорайона Зеленого, поселков Искра, Падь Топка, Кирова и полуострова в слиянии рек Иркута и Ангары.

В мэрии Иркутска отмечают, что все градостроительные документы (Генплан, проекты планировки районов, правила землепользования) разрабатываются и принимаются последовательно, один за другим. В муниципальном комитете по градостроительной политике газете «Областная» сообщили, что сроки напрямую зависят от объемов финансирования проектных институтов, выигравших конкурсы на разработку. И если, например, Новосибирская область финансировала работы по созданию Генерального плана Новосибирска напополам с городом, что позволило уменьшить временной интервал, то в Иркутске все расходы легли на плечи городского бюджета.

Сейчас иркутские архитекторы разрабатывают проекты планировки отдельных районов города, в том числе исторического центра, Октябрьского, Ленинского и Правобережного округов. В этом году планируется выполнить проекты двух районов в Свердловском округе. Параллельно ведется разработка правил землепользования.

В комитете подчеркнули, что регламент принятия градостроительных документов мэрия соблюдает. А длительность процесса объясняется, в частности, тем, что и Генеральный план (напомним, он был утвержден в 2007 году), и проекты планировки районов в Иркутске проходят публичное обсуждение на градсоветах, общественных слушаниях, заседаниях городской думы. Подобные процедуры, согласно законодательству, занимают несколько месяцев. И поскольку градостроительные регламенты затрагивают интересы самых разных организаций, мэрия обязана выслушать и учесть все точки зрения.

Дефицит земли при больших резервах

Еще одной проблемой в сфере землеотведения является дефицит свободных участков в Иркутске.

– Городской администрацией не в полной мере ведется работа по изъятию значительного количества ранее предоставленных под строительство, но не используемых по назначению наделов, – констатировал Сергей Кладов. – У правительства области на сегодняшний день отсутствуют правовые основания для осуществления подобной деятельности.

Вместе с тем, по информации агентства имущественных отношений, более 200 га еще в 2003 году город зарезервировал под муниципальные нужды (при этом более 110 га в зоне застройки многоэтажными и малоэтажными домами), что противоречит действующему законодательству.

– Каждый участок может резервироваться только под конкретные нужды, с указанием конкретного срока его выделения, – отметил Сергей Кладов.

Для увеличения количества свободных участков правительство области предлагает вовлечь в хозяйственный оборот зарезервированные земли, которые не используются по целевому назначению, а в дальнейшем – вообще отменить процесс резервирования наделов там, где можно развернуть строительство.

Экспертные мнения вместо демагогии

Тормозит процесс предоставления земельных участков, по мнению областных властей, и малоэффективная работа Градостроительного совета при губернаторе. К исключительным полномочиям этого органа относится разрешение использовать запрашиваемые наделы в строительных целях. Показательной является следующая статистика: если в 2007 году было проведено восемь заседаний совета, по итогам которых рекомендовано выделить110 участков (более 500 га), то в 2008-м он собирался только один раз. И это несмотря на то, что агентство имущественных отношений, по словам Сергея Кладова, «не один десяток раз отправляло перечень утвержденных земельных участков для рассмотрения на градсовете».

– В состав совета входит около 50 человек, причем некоторые из них не имеют никакого отношения к земле. Орган этот негибкий и громоздкий, – считает чиновник.

В связи с этим правительство области предлагает забрать у совета функцию, связанную с предоставлением земли под строительство, и передать ее новому совещательному органу при губернаторе, в состав которого входили бы представители профильных министерств региона и комитетов города. Собираться такой «мини-совет» мог бы раз в один или два месяца.

– Необходимо сделать структуру более мобильной, гибкой, предельно открытой, чтобы это была не демагогия 50 человек, а конкретные высказывания восьми-десяти специалистов, – полагает Сергей Кладов.

Отдал документы – получил землю

Еще одно предложение по оптимизации «землевыделительной» работы озвучил депутат Юрий Фалейчик. По его мнению, необходимо максимально упростить схему принятия решения о выделении земельных наделов, убрав лишние звенья из огромной цепи различных операций.

– Нужно постараться сделать схему «одного окна»: пришел, отдал документы и через три месяца забрал решение, – считает парламентарий.

Воплощение в жизнь подобного сценария могло бы кардинально сократить сроки оформления земли. По словам председателя комитета по собственности и экономической политике ЗС Нины Чекотовой, сегодня на подготовку всех необходимых для этого документов уходит в лучшем случае полтора года.

– Человек просто выматывается при хождении по кабинетам власти, пытаясь оформить свой участок, а без этого выпадают земельный налог и арендная плата, зачисляемые в казну, – отметила депутат.

Весьма затянут и процесс выделения земли под строительство – от года до трех лет. Только для того, чтобы получить информацию об удовлетворении заявки или отказе по ней, человеку приходится ждать минимум три месяца. По словам Сергея Кладова, больше всего времени уходит на согласование участков в муниципальном комитете по градостроительной политике.

– Хочу обратить ваше внимание на то, что уменьшение объема согласований и радикальное сокращение сроков станет возможным только после того, как будет оформлена вся градостроительная документация Иркутска, которая будет наглядно демонстрировать, где и что можно строить, – подчеркнул чиновник.

По итогам длительного и дискуссионного рассмотрения «земельного вопроса» члены комитета приняли решение создать рабочую группу из числа депутатов ЗС, представителей областного правительства, мэрии и думы Иркутска, которая бы занялась выработкой предложений по повышению эффективности механизмов предоставления земельных участков в областном центре.