Время молодых
Сергей Сокол встретился с будущей элитой Приангарья
Вчера первый заместитель председателя правительства Сергей Сокол познакомился с будущей элитой нашего региона. За чашкой чая он пообщался с победителями конкурса «Молодежь Иркутской области в лицах» – активными, талантливыми молодыми людьми, имеющими историю успеха в учебе, карьере, науке, общественной жизни. Разговор получился интересным, что называется, на равных. И объяснение последнему, наверное, не в том, что заместитель главы региона сам шагнул в зрелый возраст совсем недавно, – молодежь нынче не по годам рассудительна.
Сергей Сокол сразу расположил к себе собеседников замечанием, что общаться с молодыми ему не только приятно, но и полезно:
– Мы, чиновники-бюрократы, порой слишком зарываемся в своих бумагах, а пообщавшись с вами, можно получить свежие идеи и применить их в решении конкретных проблем.
– Сергей Михайлович, меня зовут Юлия Храпова, я возглавляю управление экономического развития и прогнозирования администрации Усольского района.
– Понятно. Наш брат чиновник…
– Тогда уж сестра (смеется). И раз уж мы почти что родственники, поделитесь своей историей успеха. Как складывалась ваша карьера руководителя? Наверняка были трудности…
– Без трудностей ничего добиться нельзя. В 26 лет я стал генеральным директором «Норильскгазпрома». Это был 1997 год, и если бы мне в 92-м, когда я отправлялся на дипломатическую работу в Эквадор после окончания МГИМО, сказали, что через пять лет судьба сделает такой поворот, я просто не поверил бы. Руководить пришлось мужиками, которые отработали в газовой отрасли по 30 лет и, конечно, разбирались в ней больше меня. Но я придерживаюсь в работе с людьми строгих правил, которые не перестают меня выручать: прежде всего – уважение и здравый смысл.
– Вы работали за рубежом, в разных городах России, – вступил в разговор режиссер Центра культурно-массовой и воспитательной работы ИрГТУ Антон Титков. – Скажите, где жизнь лучше?
– Я люблю все города, где жил. Если сравнивать Красноярский край и Иркутскую область, то потенциал для развития у нас более высокий, хотя по ряду причин наши соседи опережают нас лет на пять-шесть. Впрочем, опережать – не значит постоянно лидировать. По объемам запасов наши регионы сопоставимы, с той лишь разницей, что Красноярский край – это огромная территория, где транспортная инфраструктура
развита значительно хуже, чем в Иркутской области. И это преимущество нам нужно использовать. Другое несомненное преимущество – наша природа. Имя Байкала известно во всем мире – даже в штате Оклахома. В России за Уралом нет хоть сколько-нибудь сопоставимого туристического объекта, нужно развивать этот бренд. Или взять лесные запасы Иркутской области – они огромны, развитие лесопромышленного комплекса, я считаю, нужно сделать национальным проектом областного масштаба.
А когда экономика развивается, появляется возможность делать города краше. Например, Иркутск – красивый, уютный город, здесь есть что показать гостю. Вот только всю дорогу от аэропорта до центра придется постоянно отвлекать его разговорами, чтобы не глядел по сторонам (дружный смех). Сейчас мы вместе с мэрией работаем со списками памятников архитектуры, стараемся убрать из него случайные объекты. Средства на реставрацию зданий, действительно представляющих историческую ценность, мы обязательно найдем – привлечем инвесторов, обременим застройщиков. Вариантов много…
– А давайте где-нибудь в центре города разобьем скверик, в котором все будет стилизовано под старину, – с каретами, статистами в исторических костюмах, – предложил Антон. – Это и туристов привлечет, и иркутянам будет полезно узнать больше об истории города.
– Замечательная идея, – похвалил Сергей Сокол. – Тем более что подходящие места в Иркутске есть – например, Дом Европы на углу улиц Энгельса и Декабрьских Событий.
Разумеется, по ходу разговора возникла тема кризиса, его последствия коснулись всех без исключения участников встречи. Начала студентка Ангарской государственной технической академии Анастасия Павлютенкова:
– Я выпускница факультета технической кибернетики, сейчас защищаю диплом. Специализация очень узкая – в сегодняшних условиях получить работу мне будет сложно. Может, правительству стоит обратить особое внимание на трудоустройство молодых людей?
– Хороший специалист без работы и вне специальности не остается в любых условиях, – отметил Сергей Сокол. – Но вопрос вы ставите верно. Если директор предприятия не возьмет вас на работу сейчас и вы, скажем, уйдете в торговлю, с кем он будет развивать производство через несколько лет? Ведь кризис как начался, так и закончится…
– Если не ошибаюсь, в японском языке кризис обозначается двумя иероглифами, – заметила финансовый консультант ООО «СК Ренессанс Life», студентка ИГЛУ Нина Агеева. – Одно значение – «угроза», второе – «возможность».
О том, как работать в условиях сокращения финансирования областных программ, за всех бюджетников у Сергея Сокола спросила библиограф Оксана Цепилова.
– Звучит на самом деле страшно – «кризис в культуре». Еще страшнее – «кризис в здравоохранении», – ответил он. – Чтобы было понятно всем, остановлюсь на медицине. У нас на здравоохранение в год тратится 21 миллиард рублей, при этом ситуация с бюджетом в конце прошлого года, как вы знаете, была очень острой. Нам не хватало доходов, пришлось брать в долг под гарантии Минфина. Тогда нам было сказано: у вас такое количество социальных программ – вы столько не зарабатываете, сколько тратите. Если не приведете свой бюджет в соответствие, никаких денег не получите. И вот, чтобы не оставлять бюджетников без зарплат – а к этому привело бы наше бездействие, – пришлось очень серьезно пересматривать областной бюджет. Конкретно, расходы на здравоохранение были сокращены на 25%. Но это вовсе не значит, что главврачи должны теперь ровно на четверть недокармливать больных, закупать меньше лекарств и так далее. Не такую тупую оптимизацию нужно проводить. Мы призываем к рачительности: управленцам в здравоохранении нужно обратить внимание на расходы ЖКХ – внедрять технологии энергосбережения, проводить необходимые закупки напрямую у производителей, не переплачивая посредникам. Как показала практика, можно научиться экономить, не затрагивая обязательных статей расходов.
И именно молодым управленцам чаще удается решать серьезные задачи. Я считаю, чем активнее мы будем вовлекать молодежь в общественно-политическую жизнь области, тем будет лучше для всех. Молодые люди должны понимать, что они нужны и востребованны у себя дома, что здесь о них заботятся. Это касается учебы, работы, отдыха, жилищного вопроса. И начавшийся Год молодежи – это большое количество программ, которые направлены на решение таких задач.
Состоявшуюся встречу заместитель министра по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области Игорь Иванов назвал «пристрелочной», требующей непременного повторения.
– Мы обязательно должны встречаться с ребятами, – согласился Сергей Сокол. – Лучше делать это на регулярной основе, скажем, раз в месяц. Обещаю на следующую встречу пригласить ключевых министров. И мне, и им будет полезно знать ваше мнение по самым разным вопросам. Некоторые идеи из нашего разговора я уже почерпнул, буду обсуждать их со своими коллегами.
На брифинге по итогам встречи Сергей Сокол признался: чужим среди молодых он себя не чувствовал. А вот как его приняли представители передовой молодежи, предложил спросить у самих ребят. Ответ перед журналистами держала 27-летняя Дарья Музыка – заместитель главного врача Шелеховской ЦРБ:
– Как правило, чем выше уровень специалиста, тем проще с ним общаться. Приятно было узнать, что отношение ко многим проблемам у нас с Сергеем Михайловичем оказалось одинаковым.