Железнодорожная монополия
Грузоперевозчик нарушил права двух предприятий?
Иркутское управление Федеральной антимонопольной службы уличило Восточно-Сибирскую железную дорогу – филиал ОАО «РЖД» – в нерыночном поведении. На злоупотребление компанией доминирующим положением на рынке грузоперевозок пожаловались Янгелевский ГОК и лесозаготовительное предприятие «Нью-Лен-Ойл».
По данным Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Иркутской области, в мае–сентябре прошлого года Центр фирменного транспортного обслуживания ВСЖД выполнял заявки Янгелевского ГОКа на подачу полувагонов под погрузку песка в среднем лишь на 60% (в мае – на 69%, в июне – на 81%, в июле – на 37%, в августе и сентябре – на 58%). Вместо согласованных по договору 993 полувагонов для предприятия были погружены 614. Янгелевский ГОК – единственный в Сибири и на Дальнем Востоке поставщик кварцевого формовочного песка для литейной промышленности. Заготовка этого сырья ведется только в теплое время года, поэтому недоотгрузка отрицательно сказывается на работе ГОКа. Это ставит под угрозу выполнение договоров с получателями продукции и приносит убытки градообразующему предприятию поселка Янгель Нижнеилимского района, считают в антимонопольном ведомстве. Руководство комбината обратилось в УФАС, уверяя, что ВСЖД работает с его грузами «по остаточному принципу в пользу высокодоходных грузоотправителей».
Как сообщили в УФАС, грузоперевозчик, в свою очередь, по поводу претензии пояснил, что причиной невыполнения договорных обязательств является острый дефицит подвижного состава. Однако в ходе проверки комиссия УФАС выяснила, что, несмотря на нехватку порожняка, другим грузоотправителям он подавался в куда более значительных объемах. Так, заявки Коршуновского ГОКа были выполнены за пять месяцев на 87%, ООО «Горная компания» – на 90%, Нукутского гипсового карьера – на 86%, рудника «Черемховский» ЗАО «Кремний» – на 99%. В этой ситуации, подчеркивают в УФАС, очевидна дискриминация Янгелевского ГОКа. Будучи субъектом естественных монополий и занимая доминирующее положение на рынке грузоперевозок, ОАО «РЖД» обязано обеспечивать доступ к своим услугам на недискриминационных условиях и не может ущемлять интересы других хозяйствующих субъектов, подчеркивают в антимонопольной службе.
Аналогичная ситуация сложилась и в отношениях ВСЖД с лесозаготовительным предприятием «Нью-Лен-Ойл», отгружающим пиловочник в Китай со станции Батарейная. В сентябре 2008 года, вопреки договорным обязательствам, Центр фирменного транспортного обслуживания ВСЖД отказал лесоэкспортеру в подаче 70 вагонов. Таким образом, пришли к выводу в УФАС, ОАО «РЖД» допустило «действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, результатом которых является… ущемление интересов других лиц». Расследование антимонопольной службы по жалобе «Нью-Лен-Ойл» подтвердило, что в сентябре железнодорожники необоснованно сократили подачу вагонов этому грузоотправителю, поставив под угрозу срыва его зарубежные контракты.
В обоих случаях УФАС признало ОАО «РЖД» нарушившим антимонопольное законодательство. Предписание ведомства обязывает компанию не допускать впредь подобных случаев в обслуживании клиентов. В ходе административного производства на перевозчика могут быть наложены штрафы, в данном случае Кодекс административных правонарушений РФ санкционирует их размер от 1 до 15% с оборота на рынке товаров или услуг, где допущено нарушение.
Однако в ОАО «РЖД» с антимонопольной службой не согласны. Как заявили газете «Областная» в пресс-службе ВСЖД, сейчас компания готовит заявления в Арбитражный суд Иркутской области о признании решений УФАС незаконными.