21.02.2009 00:24
Рубрики
Экономика
Теги
21.02.2009 00:24

Дмитрий Медведев: Настало время нестандартных решений

Как жить дальше всей стране, 20 февраля решали в Иркутске. «Меры государственной поддержки реального сектора экономики России» – один из самых злободневных вопросов – обсуждались на расширенном заседании президиума Государственного совета РФ под председательством Дмитрия Медведева. В совещании приняли участие федеральные министры, представители администрации президента и Совета Федерации РФ, главы 18 регионов, руководители банков, госкорпораций, крупных акционерных обществ. 

 

(На фото: 20 февраля президент посетил Иркутский авиационный завод корпорации “Иркут”)

Мы должны научиться работать быстро и качественно

Вступительная речь президента была лишена успокаивающих интонаций – кризис только набирает силу, его пик еще не пройден, но даже в этих непростых условиях страна должна думать о своем будущем:

– Конечно, задача номер один сейчас – безболезненно пройти период кризиса. Но, с другой стороны, мы не можем позволить сохранять старую, не соответствующую современным потребностям структуру экономики, – отметил Дмитрий Медведев. – Мы должны заниматься диверсификацией экономики, развитием инфраструктуры, укреплением финансовой системы. Почему? Когда мы преодолеем все эти проблемы – ведь кризис закончится, это очевидно, – мы должны постараться получить новую ситуацию, чтобы очередная волна кризиса, которая неизбежна, с учетом цикличности развития экономики, накрыла нас через семь или 15 лет в меньшей степени. Мы должны переориентировать экономику и создать готовые для реализации проекты, а не только поддерживать отдельные предприятия, что, кстати, нам до сих пор удавалось не блестяще…

Дмитрий Медведев напомнил, что утвержденный правительством план антикризисных действий был, прежде всего, направлен на проведение ряда мероприятий в финансовом секторе и в отдельных отраслях экономики. На реализацию этого плана заложено 325 млрд. рублей. Средства направлены на поддержку предприятий оборонно-промышленного комплекса, автопрома, авиакомпаний, на субсидирование процентных ставок для экспортеров промышленной продукции, для агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов. Среди других важных мер президент выделил увеличение пособий по безработице, содействие занятости населения и развитие малого бизнеса, выделение порядка 300 млрд. рублей для предоставления гарантий по кредитам, привлекаемым организациями в российских банках.

– Жизнь не стоит на месте, и этот ноябрьский план, который был подготовлен по моему поручению, сегодня дополняют антикризисные решения, выработанные в конце прошлого и начале текущего года, – сообщил глава государства. – Планируется заложить в бюджет серьезное увеличение межбюджетных трансфертов в регионы, чтобы компенсировать выпадающие доходы, увеличить капитализацию отдельных предприятий. Предусматривается также выделение средств на дополнительную капитализацию «Внешэкономбанка» и «Внешторгбанка», а также на предоставление субординированных кредитов из средств Фонда национального благосостояния. Для поставщиков отечественных товаров введены временные преференции при размещении госзаказа в размере 15% от начальной цены контракта, причем не исключено, что эта цифра будет увеличена.

Поддержки властей в виде государственного заказа, по мнению президента, заслуживают предприятия следующих отраслей: жилищного строительства, производства стройматериалов, металлургии, химической промышленности, лесопереработки. Нынешняя эффективность партнерства государства и бизнеса, по словам Дмитрия Медведева, оставляет желать лучшего:

 – По некоторым направлениям механизмы просто отсутствуют. Из всех регионов к нам поступает тяжелая информация: большинству предприятий кредиты по-прежнему недоступны. Ставка по понятным причинам остается на уровне 20% и выше, срок предоставления кредитов не превышает года, то есть о «длинных деньгах» остается только мечтать. Активы компаний обесценились, а банки, естественно, требуют стопроцентного обеспечения. Эту проблему мы обсуждали неоднократно и в этом кругу, и с Правительством РФ, и с бизнесом. Одно из решений, которое было найдено, – оказать поддержку в виде гарантий, покрывающих до 50% кредита. Однако правила предоставления государственных гарантий были утверждены только несколько дней назад. Очень медленно работаем! Просто неприемлемо медленно для кризиса. К сожалению, не используются такие механизмы, как налоговый инвестиционный кредит, рассрочка или отсрочка по уплате процентов. В условиях кризиса существенным элементом становится государственный заказ, но размещение заказа для федеральных нужд, в том числе по гособоронзаказам, очень серьезно затянуто. Подписание контрактов, насколько я понимаю, ожидается только во втором квартале этого года, их авансирование, соответственно, – только в третьем. Тем временем в связи с неплатежами у ряда оборонных предприятий отключают электричество. И это уже проблемы не макроэкономического порядка, это не следствие тех сложностей, которые возникли в мировой финансовой системе. Это просто наша неспособность быстро и качественно работать.

Еще одна важная тема, обозначенная президентом, – поддержка спроса на отечественную продукцию. Дмитрий Медведев считает, что инвестиционные программы естественных монополий, государственных корпораций, крупных акционерных обществ с государственным участием могут и должны быть скорректированы в сторону увеличения закупок российского оборудования:

– Не буду называть конкретные предприятия, которые посетил недавно и где с удивлением обнаружил, что наши коллеги – руководители ведомств – предпочитают размещать госзаказ на дорогостоящий ремонт, вместо того чтобы приобретать новую технику. Это неправильно.

В заключение выступления президент акцентировал внимание на четырех глобальных задачах, на решении которых предстоит сосредоточиться бизнесу, обществу и власти:

– Во-первых, разработка и запуск механизмов поддержки системообразующих предприятий на региональном и муниципальном уровнях. Во-вторых, проведение реструктуризации сети региональных бюджетных учреждений, в том числе путем перевода части из них из госучреждений в автономные, конечно, там, где это возможно. В-третьих, реализация программ по энергосбережению в бюджетном секторе экономики и модернизации коммунальной инфраструктуры. В-четвертых, реализация в полном объеме программ переселения граждан из ветхого и аварийного жилья.

За нарушения антимонопольного законодательства – к уголовной ответственности

Состояние мировой экономики продолжает оставаться сложным, сохраняются негативные тенденции в развитии отраслей. Однако ситуация постоянно меняется, а потому набор правительственных антикризисных мер должен все время корректироваться. При этом далеко не все объявленные мероприятия можно быстро воплотить в жизнь, поэтому «иногда лучше простое и быстро реализуемое решение, чем более эффективное, но сложное в исполнении». Об этом на Госсовете заявила министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина.

Помимо недоступности кредитных ресурсов для большинства предприятий реального сектора в числе ключевых проблем она назвала сжатие спроса на отечественную продукцию и невозможность в полной мере компенсировать падение экспорта. В результате сокращения производств растет безработица, снижается уровень доходов населения. По словам Эльвиры Набиуллиной, эти трудности станут главными вызовами на ближайшую перспективу. И для их решения потребуется кардинально изменить структуру экономики.

Самым важным приоритетом в действиях российского правительства министр назвала социальную поддержку населения: сохранение и создание новых рабочих мест, в том числе через развитие малого бизнеса, поддержка безработных, решение проблем по взятым ипотечным кредитам для людей, которые оказались в трудной жизненной ситуации.

– Во всех регионах началась работа по формированию программ занятости, которые должны стать реальным антикризисным инструментом, причем решающим не только краткосрочные проблемы, но и формирующим в перспективе более эффективный рынок труда, – подчеркнула Эльвира Набиуллина. – По сути, это самая нужная мера – вложение в человеческий капитал, залог нашей будущей конкурентоспособности.

Для преодоления проблем с кредитованием предприятий, по информации министра, в ближайшее время будет запущена система государственных гарантий.

 – Мы расширяем субсидирование процентных ставок, снижаем ставки для определенных отраслей и предприятий. Но прежде всего мы должны создавать предсказуемость спроса на рынках, чтобы у банков и инвесторов появились ориентиры, – подчеркнула Эльвира Набиуллина.

 Говоря о развитии конкурентной среды, Эльвира Набиуллина отметила, что защита отечественных производителей ни в коем случае не должна оборачиваться ростом цен, снижением качества продукции и увеличением издержек.

– Мы подготовили программу по развитию конкуренции, внимание к которой, особенно сейчас, надо не ослаблять, а увеличивать. И деятельность Федеральной антимонопольной службы, которая многим не нравится, должна усиливаться в этом направлении. Для этого принимаются поправки в законодательство, в том числе связанные с введением уголовной ответственности за антиконкурентные действия, – заявила министр.

Завершая выступление, Эльвира Набиуллина подчеркнула, что общая эффективность предпринимаемых мер по борьбе с кризисом зависит не только от оперативного решения краткосрочных задач, но и от того, насколько они отвечают целям долгосрочного развития:

– Мы не должны забывать и о стратегических приоритетах, прежде всего о переходе страны на инновационный путь развития.

Момент истины для губернаторов

В закрытой для журналистов части заседания Госсовета выступил губернатор Калиниградской области Георгий Боос. По итогам совещания Дмитрий Медведев так прокомментировал его доклад:

– Георгий Валентинович сказал о необходимости дебюрократизации федеральной власти – полностью с этим согласен, но и в регионах небезгрешны в этом смысле. Даже в самых успешных субъектах РФ есть свои проблемы… Кризис – это самый лучший момент для того, чтобы избавиться от неэффективных менеджеров, в том числе и госслужащих. Уже скоро будет очередь стоять из приличных специалистов, соискателей работы в госучреждениях – нам надо это использовать. Это и момент истины для самого губернаторского корпуса – абсолютно точно, надеюсь, что вы это понимаете. Здесь никакого снисхождения быть не может.

В виде отклика на прозвучавшие жалобы президент обозначил свое отношение к одной из названных проблем – законодательству о банкротстве:

– Если мы видим, что тот или иной закон может быть использован для того, чтобы угробить чей-то бизнес – то мы такое законодательство очень быстро должны менять. Допускаю возможность введения моратория на использование таких законов в отдельных случаях. Правительство должно проработать этот вопрос на экспертном уровне.

До лучших времен, по мнению президента, нужно отложить и войны корпораций за господство на внутреннем рынке. В условиях кризиса они губительны для всей экономики:

– Это недопустимо, когда в результате соперничества между различными структурами может наступить коллапс целой группы компаний. Дело не в нашем отношении друг к другу и даже не в тех деньгах, которые могут потерять хозяева бизнеса, – с этими рисками каждый собственник сегодня должен смириться. Дело в реальном состоянии экономики. Если те или иные действия осуществляются назло, в целях дезорганизации бизнеса в целом, они должны получать адекватную оценку государства. Для этого у нас есть один очень серьезный орган – Правительство Российской Федерации. На нем лежит координация всех экономических процессов.

И еще одну тему, которая волнует очень многих губернаторов, поднял Дмитрий Медведев, подводя итог встречи – получение кредитов из федерального бюджета:  

– По этому вопросу есть очень жесткая позиция Минфина, к которой я отношусь с большим уважением. Но и только. Проработайте еще раз вопрос о возможности возобновления бюджетного кредита. Наверное, только для регионов-доноров. Но, в любом случае, на этот вопрос нужно дать более развернутый ответ, чем «Да, мы это проходили, все было плохо, мы к этой теме не возвращаемся». У нас время нестандартных решений.

 

Дмитрий Медведев:

– Для нас сейчас важнее не размер дефицита бюджета – хотя, конечно, лучше, если он будет минимален, – а сохранение здоровых тенденций в экономике. От того, что мы один процент прибавим к дефициту, никакой катастрофы в макроэкономических показателях не произойдет, и не надо здесь друг друга пугать. Правительство вообще не должно быть заложником страшилок, которые оно само себе иногда рисует.