«Ворота Байкала» готовы… на бумаге
Проект планировки ОЭЗ одобрен на общественных слушаниях в Большом Голоустном
Жители поселка Большое Голоустное одобрили проект планировки особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала», который в течение полугода разрабатывал ОАО «Иркутскгражданпроект». Общественные слушания состоялись 17 февраля. Накануне проект получил положительное заключение Государственной экспертизы.
Три очереди ОЭЗ
Несмотря на мороз и ветер, 17 февраля в небольшом клубе Большого Голоустного не было свободных мест. В этот день, можно сказать, решалась судьба поселка на берегу Байкала – проходили общественные слушания проекта планировки особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, которая в будущем кардинально изменит его жизнь.
– Это судьбоносный для всех нас вопрос, – открыл слушания глава Голоустненского муниципального образования Дмитрий Себекин. – И мы не должны ошибаться. Нам выпало счастье жить на берегу Байкала, но нужно приложить усилия для того, чтобы сохранить озеро для потомков. Вы сами видите, что сейчас происходит. В Большое Голоустное с каждым годом приезжает все больше туристов, которые оставляют здесь кучи мусора, наносят урон природе. Организация цивилизованного туризма поможет сохранить озеро.
Главный архитектор проекта Елена Хазыкова в подробностях рассказала о будущей турзоне. Она напомнила, что ОАО «Иркутскгражданпроект» выиграло конкурс на разработку проекта планировки в июле прошлого года. За 225 дней институт должен был подготовить и согласовать документ.
– За основу архитектурно-планировочного решения была взята Концепция развития ОЭЗ «Ворота Байкала», – подчеркнула Елена Хазыкова. – Институт разработал пять вариантов размещения объектов турзоны. Основной был рассмотрен и одобрен Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами в ноябре 2008 года.
Как и предусматривалось в Концепции, турзона «Ворота Байкала» поделена на северный и южный ареалы развития. Первый представляет собой полосу гостиничных комплексов. Здесь будут размещены приключенческая деревня с двумя гостиницами (500 и 600 мест) и клубным отелем (400), спортивная деревня с двумя гостиницами разного класса (общая вместимость – 800 человек), спа- и велнес-комплексы, где будут пятизвездочный отель (200 мест) и четырехзвездочная гостиница (250), административно-деловой комплекс, конгресс-отель (300 мест), досуговый центр с аквапарком и производственно-эксплуатационная база. Ближе к Большому Голоустному предполагается разместить жилой поселок для обслуживающего персонала и яхт-клуб с небольшим гостиничным комплексом на 200 мест. Всего ОЭЗ сможет принимать одновременно 3 тыс. 250 гостей.
Строительство турзоны разделено на три этапа. До 2013 года запланировано возведение объектов обустройства территории и инженерной инфраструктуры. Среди них – ограждение турзоны, контрольно-пропускной пункт, производственно-эксплуатационная база, водозабор, резервуар питьевой воды, очистные сооружения, пожарное депо, сети канализации, водо- и электроснабжения, реконструкция автодороги Иркутск – Большое Голоустное.
На втором этапе, с 2013 по 2015 годы, завершается застройка северного ареала ОЭЗ, организуется пляжная зона на берегу Байкала и благоустраивается территория, примыкающая к гостиничным комплексам.
На третьем этапе, в 2015 году, строится жилой поселок для обслуживающего персонала, яхт-клуб с гостиницей, аутентичная деревня, площадка для игры в гольф. Кроме того, на завершающем этапе в самом Большом Голоустном планируется реконструировать школу, увеличив в четыре раза количество мест (до 400), построить детский сад, клуб, спортзал, аптеку, библиотеку, предприятия бытового обслуживания и общественного питания.
Прелести городской жизни на берегу Байкала
Более подробно Елена Хазыкова остановилась на объектах инженерной инфраструктуры ОЭЗ. Так, в северной части турзоны, на берегу Байкала в районе мыса Ушканий построят водозабор. Чистейшая вода будет поступать с глубины 400 м на расстоянии 1,5 км от берега. Всего необходимо проложить около 16,5 км водопроводной сети.
Для канализационных очистных сооружений выбрана площадка в северо-западной части турзоны. Очищенные стоки будут сбрасывать в реку Голоустную. Общая протяженность канализационных сетей составит 14 км. На территории ОЭЗ также построят закрытую систему ливневой канализации протяженностью 6,5 км.
Снабжать электричеством «Ворота Байкала» будет иркутская энергосистема. На территории турзоны планируется построить подстанцию 110/10 кВ и шесть РП-10 кВ. Для их подпитки ОАО «Иркутскэнерго» необходимо реконструировать подстанцию «Туристическая» (поселок Никола), расширить Ново-Иркутскую ТЭЦ и протянуть ЛЭП на 110 кВ и 220 кВ.
– Теплоснабжение турзоны будет децентрализовано, – отметила Елена Хазыкова. – Для каждого объекта предусматривается индивидуальная электрокотельная. Коттеджи и ряд объектов культурно-бытового обслуживания будут отапливать автономные электроустановки.
Что касается автодороги от Иркутска до Большого Голоустного, протяженность которой составляет 114,3 км, то на сегодняшний день заасфальтирована лишь малая толика – 26,6 км. До 2015 года трасса будет реконструирована и доведена до третьей категории с шириной проезжей части 7 м (сейчас 6 м.). В границах турзоны также планируется проложить сеть асфальтированных дорог (порядка 24 км).
– Для защиты берега от размыва мы заложили в проекте работы по берегоукреплению в районе административно-делового комплекса и яхт-клуба, – завершила свой доклад Елена Хазыкова. – Предусмотрено строительство дамб для защиты поселка, гостиничных комплексов, аутентичной деревни и административно-делового комплекса с пирсом.
Цивилизованный подход к природе
Специалист-эколог ООО «Сибэкомпроект» Дарья Муковозщикова поделилась с участниками слушаний результатами работы своей организации в рамках проекта планировки. По ее словам, наибольший ущерб окружающей среде может быть нанесен в период строительства турзоны.
– Основными источниками негативного воздействия на природу станут строительно-дорожная техника, производственно-эксплуатационная база, заправка транспорта, причал, водный транспорт, сварочные и ремонтные работы, деревообработка, а также места временного хранения твердых и жидких отходов, – пояснила Дарья Муковозщикова. – В проекте мы предложили ряд природоохранных мероприятий.
Это организация постоянного контроля технического состояния строительных машин и другого автотранспорта, оборудование газо-возвратной линии улавливания паров бензина из резервуаров АЗС, сбор отработанных нефтепродуктов и моторных масел и многое другое. Планируется также рекультивация территории.
Жители Большого Голоустного поинтересовались судьбой несанкционированной свалки, расположенной в 8 км от поселка. Елена Хазыкова отметила, что на этом месте будет построен полигон твердых бытовых отходов.
Перспективы Большого Голоустного
Больше всего, конечно, жителей Большого Голоустного заботило будущее поселка. Елена Хазыкова отметила, что планировка ОЭЗ велась с учетом его развития. Кстати, институт параллельно разрабатывал схему территориального планирования Иркутского района и постарался максимально увязать в единое целое «Ворота Байкала» и перспективы поселка до 2025 года.
– Я уже говорила, что по проекту планировки турзоны Большое Голоустное получит объекты социальной инфраструктуры и культурно-бытового обслуживания, – напомнила Елена Хазыкова. – Помимо этого, очистные сооружения, электрические, водопроводные и канализационные сети заложены в проекте с учетом нагрузки Большого Голоустного. Жилой комплекс для обслуживающего персонала турзоны мы расположили рядом с поселком для того, чтобы в будущем можно было подвести инженерные сети.
Задавали жители вопросы и по эксплуатации турзоны. В частности, как они будут проходить через пропускные пункты, где станут пасти скот. Но специалисты «Иркутскгражданпроекта» не смогли на это ответить – в проекте планировки такие моменты не прописываются. Дмитрий Себекин в свою очередь заверил односельчан, что ограждение турзоны не будет чинить препятствий для передвижений местных жителей и никто не станет взимать с них плату на контрольно-пропускных пунктах. А для пастбищ будут определены другие места.
Разумеется, волновало жителей и то, какие специалисты будут требоваться во время строительства турзоны и потом, при ее эксплуатации. Елена Хазыкова заметила, что планируется создать около 5 тыс. рабочих мест.
– В первую очередь будут требоваться строительные профессии и специалисты сферы ЖКХ, – добавил и. о. руководителя иркутского филиала ОАО «ОЭЗ» Валерий Драчев. – До 2015 года на строительстве объектов инфраструктуры необходимо будет освоить 9,5 миллиарда рублей. Это колоссальная сумма, которая потребует огромного количества рабочих рук.
В завершение общественных слушаний был поднят вполне логичный вопрос: на какие средства будет вестись строительство социальной инфраструктуры Большого Голоустного? Заместитель мэра Иркутского района Игорь Жук заявил, что заключено трехстороннее соглашение между районной администрацией, правительством Иркутской области и Министерством экономического развития и торговли РФ. Согласно ему, строительство этих объектов будет финансироваться из федерального (50%), регионального (44,9%) и районного (6,1%) бюджетов.
– Хотелось бы, конечно, получить более конкретную картину, – заметила после слушаний депутат думы Голоустненского муниципального образования Фаина Шалдушкеева. – Например, подключат нас к водоснабжению и канализации или нет, будут ли предоставлять жилье. Хотя турзона действительно даст шанс развитию поселка. Появятся рабочие места, сегодня же найти здесь работу практически нереально. Помимо этого, радует, что на Байкале наконец-то будет организованный туризм.
Из 48 участников общественных слушаний только один проголосовал против утверждения проекта планировки. В итоге самый главный для строительства турзоны градостроительный документ был одобрен жителями. Теперь осталось утвердить его на правительственном уровне, после чего, возможно, начнут поступать заявки от потенциальных резидентов ОЭЗ. Как сообщалось ранее, старт строительства турзоны в Большом Голоустном запланирован на конец 2009 года – начало 2010-го.