27.02.2009 13:00
Рубрики
Культура
Теги
27.02.2009 13:00

Раскрыть тайну Чингисхана

Попытались якутские кинематографисты

Личность Чингисхана уже не первый год занимает мысли современных писателей и кинематографистов. Разумеется, каждый имеет свой взгляд на этого человека, но ясно одно – легендарный монгольский полководец сегодня представляется уже не кровавым завоевателем, а героем, сумевшим объединить все среднеазиатские народы. Новую версию развития событий, произошедших более 800 лет назад, 23 февраля в Иркутском доме кино представил якутский режиссер Андрей Борисов. Его картина «Тайна Чингис Хаана», начав свой путь в Монголии, гастролирует по стране перед тем, как выйти в широкий российский прокат 12 марта.

 

– Это судьба всех великих личностей, когда человечество на каком-то этапе своего развития начинает по-новому осмысливать их жизненный путь, деятельность и последствия этой деятельности. Сейчас пришла пора Чингисхана, и мой фильм – попытка это сделать, – сказал Андрей Борисов на спецпоказе своего фильма.

Для театрального режиссера Андрея Борисова, занимающего в Республике Саха (Якутия) должность министра культуры, этот фильм стал первым опытом работы в кино. Как и для многих других членов съемочной группы. Например, для оператора-постановщика Юрия Бережнeва, сумевшего потрясающе снять батальные сцены на фоне бескрайних степей.

Для большинства актеров, набранных в основном в Якутии, Республике Тыва и Монголии, это тоже были первые съемки в кино. Несмотря на это, 13 человек из многонационального списка уже примеряли на себя роль великого полководца: кто-то играл его в театре, кто-то в документальных и игровых фильмах. Однако в этой картине роль Чингис Хаана досталась человеку, никогда не снимавшемуся в кино, – режиссер нашел исполнителя главной роли в Тувинском музыкально-драматическом театре им. В. Кок-оола при просмотре спектакля «Король Лир». Эдуард Ондар исполнял там роль шута.

Якутский фильм поражает своим размахом – за 10 млн. долларов, составивших бюджет картины, съемки проводились в огромном количестве мест, связанных с судьбой Чингисхана. В том числе в нем есть редкие кадры священных мест восточной Азии – неприступные «Каменные исполины» в Якутии; Великая монгольская степь; пустыня Гоби; озеро Байкал; реки Алтая; Долина царей в Хакасии.

По словам создателей, в первом варианте монтажа фильм длился четыре с половиной часа.

– Я долго-долго держал камеру на камне, и он начинал разговаривать, потому что солнце движется, ветер дует, и у камня появляется мимика. Это меня поразило. Но массовый зритель не выдержит такого, и прокатчик сказал, чтобы мы все сжимали, – рассказал Андрей Борисов.

В итоге хронометраж картины был сокращен до 120 минут.

Известно, что для многих азиатских народностей Чингисхан является темой сакральной, и даже запретной, из-за мистического ореола, который его окружает. Создатели признаются, что при съемках действительно происходило много необъяснимого, но во всем они видели добрый знак, будто кто-то помогал им снимать.

– Когда мы приехали в Монголию, чтобы снять зимние сцены, там снега не было вообще, и мы схватились за голову. А на второй день выпал десятисантиметровый слой снега. Отсняли материал за десять дней, уехали, и на следующий день весь снег

растаял. Таких моментов было достаточно много, – рассказал продюсер картины Владимир Иванов.

В чем же заключается тайна великого Чингисхана? Картина не дает точного ответа на этот вопрос. Фильм снят по мотивам романа якутского писателя Николая Лугинова «По велению Чингис Хаана» и представляет собой историко-эпическую драму, охватывающую период от рождения мальчика Темучина до становления его императором. На протяжении всей картины зрителя подводят к мысли, что путь Чингисхана был предопределен свыше, самим небом.

– Фильм на самом деле о Боге, это тайна спасения Чингисхана. Спасал его Бог, видимо, для какой-то миссии, но для какой – для кровавой войны или для изменения мира? – рассуждает режиссер. – Эта тайна все равно остается тайной. Мы думали о Боге, когда снимали фильм, о боге Тенгри – это Бог-отец, «Вечное небо». Сейчас в основном говорят о богах-сыновьях: Иисус Христос, Будда, Аллах, а Бога-отца забыли. Может быть, в этом и есть драма всего человечества.