27.02.2009 13:00
Теги
27.02.2009 13:00

Школе кризис – не помеха

Педагогические находки спасут образование

Областной образовательный форум, завершивший свою работу на прошлой неделе, запомнился массовостью и новизной педагогических идей. Вопреки тяжелым временам школы и детские сады демонстрировали программы развития, преподаватели делились секретами успеваемости учеников, ссузы хвастались престижными рабочими специальностями. За всем традиционно наблюдали общественные эксперты, в числе которых были и корреспонденты газеты «Областная».

Тему урока называют дети

О том, что такое бизнес-план, и чем отличается прибыль от налогов, учащиеся усть-илимской гимназии N 1 знают с начальных классов. Щелкать как орешки экономику и другие предметы им помогает проблемно-диалогический метод обучения. Именно он лежит в основе образовательной программы «Школа-2100», а гимназия выбрана экспериментальной площадкой для ее апробации на федеральном уровне.

– Мы работаем напрямую с авторами учебников и очень довольны результатами, – говорит заместитель директора по воспитательной работе Марина Иванова. – Благодаря «Школе-2100» мы отказались от парадигмы «Запомни и повтори». Наши учителя преподают творчески, а не по шаблону, они умеют слушать учеников, сотрудничать с ними на занятиях.

Усть-илимским гимназистам не нужно объявлять тему урока – они сами ее сформулируют с помощью определенных упражнений и развитого логического мышления. Дети умеют ставить гипотезы, задавать вопросы, спорить, грамотно говорить и, что самое важное, любую теорию обязательно подкреплять практикой.

– Учителя биологии и природоведения, например, зимой и летом водят детей в экспедиции, чтобы научить измерять течение рек, наглядно знакомить с местной флорой и фауной, – рассказывает Марина Иванова. – Наши ученики почти на сто процентов охвачены внеурочной деятельностью и все свободное время проводят в различных школьных кружках и секциях.

Неудивительно, что за последние три года копилку гимназии пополнили более 200 грамот за призовые места на состязаниях от городского до международного уровня. Никакой кризис не помешает учебному заведению и дальше покорять вершины образования, уверены педагоги. Несколько лет назад родители учеников гимназии учредили благотворительный фонд «Детство», который аккумулирует внебюджетные средства и направляет на развитие образовательного учреждения. Ежегодно привлекается около 700 тыс. рублей.

Выбери профессию со школьной скамьи

Чем раньше человек найдет свое призвание, тем легче ему будет в жизни. Под таким девизом работает шелеховская школа N 1. Сегодня это одно из лучших учебных заведений, работающих по системе предпрофильной подготовки и профильного обучения. Учащиеся старших классов наряду со стандартным объемом знаний получают максимум информации по выбору. Хочешь стать программистом – налегай на информатику и математику, если больше нравится гуманитарный профиль – учи русский и читай литературу.

Изюминка школы в том, что профильное обучение здесь проводится с учетом региональных и муниципальных социокультурных особенностей. Будущие филологи изучают сибирский фольклор, а биологи – экологические проблемы Шелеховского района. Юные журналисты тесно сотрудничают с местными СМИ, а юристы – с муниципальной властью.

На протяжении учебы каждый ученик составляет личное портфолио из сертификатов по освоенным дополнительным предметам, что позволяет ему легко определиться с выбором профессии и, что самое важное, реализовать себя на малой родине. Утечка мозгов Шелеховскому району не грозит даже во время кризиса, уверены педагоги. Большинство выпускников школы успешно трудятся в экономической и социальной сферах территории.

Эффективный завуч

Самое рутинное в работе завуча – составлять расписание уроков. Как это сделать грамотно, быстро и без лишних усилий, знает завуч иркутской школы N 30 Ольга Киселева. Вместе с коллегами она разработала компьютерную программу, которая позволяет свести к минимуму пропуски занятий без уважительной причины, повысить эффективность работы учителей и даже влиять на успеваемость учащихся. 

– Несмотря на то что у нас очень много классов в параллелях и большая учебная нагрузка, количество уроков в школе четко соответствует учебному плану и санитарно-гигиеническим нормам. Программа позволяет контролировать занятость кабинетов, оперативно менять расписание в случае отмены урока, следить за посещаемостью, – рассказывает Ольга Киселева.

По ее мнению, руководителю, который сегодня работает в системе образования, недостаточно только знаний по педагогике и психологии. Он должен быть хорошим юристом и грамотным менеджером, в совершенстве владеть компьютером и иметь навыки программирования.

– По первому образованию я обычный учитель математики, – продолжает она. – Но вместе с тем имею диплом юриста, степень магистра менеджмента, планирую поступить учиться на экономиста и продолжить обучение в юридической аспирантуре по специальности «Семейное право».

Благодаря всеобъемлющему профессионализму завуча школа N 30 популярна в Иркутске как самая продвинутая в современных информационных технологиях: электронных учебниках, виртуальных классных журналах и т. д. Среди жителей Ленинского района она известна своей юридической консультацией. Педагогам здесь помогают решать проблемы трудового законодательства, детям рассказывают об основах избирательного права.

А еще школа гордится своим завучем за патриотическую песню о февральском ветре, которая уже третий год является гимном одноименного городского фестиваля. Стихи и музыку к ней Ольга Киселева написала по просьбе учеников. Впрочем, как и песню об Иркутской пожарной охране, которую когда-то исполняли артисты Иркутского театра народной драмы. Любое хобби, уверена наша героиня, должно работать на профессиональный успех. Только так рутинный и изнуряющий труд завуча можно превратить в интересное дело.    

 

Лучшие из лучших

 

Во время образовательного форума состоялись конкурсы учебных заведений Приангарья.

Лучшей школой признан лицей-интернат N 1 Иркутска, лауреатами стали школа N 3 Саянска, гимназия N 1 Братска, гимназия N 9 Усолья-Сибирского, школа N 4 Бодайбо, гимназия N 1 Усть-Илимска.

Лауреаты конкурса среди ссузов – Иркутский технологический и Ангарский педагогический колледжи, среди учреждений начального профессионального образования – профучилища N 4 Тулуна, N 50 Заларей и профлицей N 36 Ангарска.

Лучшими дошкольными учреждениями признаны детские сады комбинированного типа N 92 Братска, N 35 Усолья-Сибирского, N 30 Усть-Илимска, N 7 Черемхово, N 18 Иркутска, центры развития ребенка N 3 Шелехова, N 32 Бодайбо, N 21 Саянска, а также сельские дошкольные учреждения – N 19 поселка Тайтурка Усольского района и Усть-Рубахинский детский сад села Мельница Нижнеудинского района.

Лауреатами конкурса среди учреждений дополнительного образования детей стали детско-юношеские спортивные школы Шелехова, Черемхово, Нижнеудинского района, а также музей Победы Ангарска и Центр внешкольной работы Усольского района.

В номинации «Лучшее учреждение образования для детей, нуждающихся в господдержке» в число лауреатов вошли коррекционные детские дома Черемхово и Шелехова, Саянская коррекционная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья и Иркутская коррекционная общеобразовательная школа-интернат N 9.

Лучшими признаны библиотеки иркутской гимназии N 25, усольского лицея N 1, Тубинской школы Усть-Илимского района, а также территориальный ресурсный центр Зимы.

В конкурсе лидеров образования «Дебют» победила заместитель директора по воспитательной работе школы N 4 Шелехова Галина Корнушкова, лауреатами стали замдиректора по учебно-воспитательной работе лицея N 1 Усолья-Сибирского Федор Аникеев-Борн и замдиректора по научно-методической работе школы N 11 Байкальска Владимир Голодышин.