27.02.2009 13:00
Теги
27.02.2009 13:00

Замах на рубль, удар на копейку

Почему соотечественники не спешат поселиться в Сибири?

(Страны выезда участников госпрограммы)

Иркутская область является одним из 12 регионов, участвующих в государственной программе добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом. Прогнозировалось, что за семь лет реализации проекта к нам прибудет более 5 тыс. человек. Однако поток мигрантов, желающих обустроиться в Приангарье, настолько незначителен, что и потоком-то его не назовешь – так, слабенький ручеек. Почему программа, названная приоритетной на государственном уровне, «буксует»? Газета «Областная» попыталась разобраться в этом вопросе.

 

 

Мигрантов примем в три этапа

В Иркутской области практическая реализация программы началась 10 ноября 2007 года, когда на перроне вокзала Иркутск-Пассажирский встретили первую семью, прибывшую из Казахстана. Проект по переселению соотечественников рассчитан до 2012 года и разделен на три этапа: первый – 2006 год (разработка и утверждение нормативно-правовой базы, регулирующей процесс добровольного переселения); второй – 2007–2008, третий – 2009–2012. Позади три года работы, уже можно говорить о промежуточных результатах.

По состоянию на начало февраля область приняла 67 участников программы и 84 члена их семей. Для сравнения: планировалось, что только за 2007 год в регион мигрируют 563 переселенца и члены их семей. Понятно, что существующими темпами прирост областного населения на 5 тыс. человек обеспечить будет крайне трудно.

По данным министерства экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области на 20 февраля, в регион поступило 180 анкет от желающих принять участие в программе, в том числе в 2007 году – 65 анкет, в 2008-м – 105, в январе 2009-го – десять. Большинство соотечественников заявили о своем намерении переселиться в Ангарское муниципальное образование (62 участника, или 140 человек – вместе с членами семей). На втором месте в рейтинге Братск (104 человека), на третьем – Шелеховский район (54), замыкает список Тайшетский район (36).

Практическая реализация программы идет с большим трудом. И это при том, что Федерация берет на себя выплату единовременного пособия переселенцам, оплату всем членам семьи проезда и провоза багажа. Затраты, понесенные мигрантами на выплату госпошлин, также будут возвращены. Однако бонусы, обещанные государством, не вызвали ажиотажа среди желающих вернуться на историческую родину.

Вопрос, который всех испортил

Основной момент, сдерживающий поток мигрантов, – проблемы с жильем на новом месте. Собственно, легкой жизни никто и не обещал – с самого начала было известно, что квартирный вопрос мигранты станут решать самостоятельно. Предполагалось, что желающие стать россиянами продают недвижимость в стране выезда и на эти средства покупают жилье в России. В крайнем случае этого должно было хватить на взнос по ипотечному кредиту. «Приятным» сюрпризом для будущих клиентов банка стал кризис. Мало того, что резко поднялись процентные ставки, теперь в финансовых учреждениях потенциального заемщика разве что на рентгене не просвечивают. А переселенцам трудно соответствовать даже самым элементарным требованиям: наличие гражданства, постоянная прописка, поручители, справка с места работы о зарплате за шесть месяцев.

– Основная проблема – получение постоянной прописки, – считает начальник отдела по труду и управлению персоналом администрации Ангарского муниципального образования Татьяна Муратова. – Без нее не выдают ни ипотечные, ни потребительские кредиты. Получается замкнутый круг: нет прописки – нет возможности купить в ипотеку жилье, нет жилья – нет прописки. У нас есть переселенцы, которые продали свои квартиры в странах выбытия и рассчитывали купить новые здесь. Но сейчас выплаты по ипотечному кредиту под 18% годовых для них просто нереальны! Мы пытаемся помочь одной семье стать участниками программы «Молодым семьям – доступное жилье», где более приемлемые условия кредитования. Но это частный случай, всех мигрантов под эту программу невозможно подвести.

В Тайшетском районе переселенцам готовы предоставлять для проживания частные дома в сельской местности. Но в большинстве своем они требуют капитального ремонта, и потенциальные сибиряки не спешат в них заселяться.

– Когда в Тайшете развернулось строительство алюминиевого завода, цены на аренду квартир резко поднялись и практически подошли к уровню иркутских, – рассказывает начальник отдела труда и заработной платы администрации Тайшетского района Вера Спорыхина. – Благоустроенная квартира обойдется арендатору от восьми до 12 тысяч рублей в месяц. Но дело еще в том, что специалисты нам нужны не в городе, а именно в районе.

В Шелехове и Братске по две семьи уже купили квартиры. Причем три семейства приобрели недвижимость еще до переезда в Иркутскую область. Покупки делались исключительно на собственные средства, без обращения за помощью к банкам. Остальные переселенцы в основном арендуют жилье, и лишь немногие живут у родственников или знакомых.

– По программе к нам приехали четверо врачей. Все они со своими семьями живут в арендованных квартирах, но администрация больницы часть оплаты им компенсирует, – рассказала заместитель председателя комитета экономики и труда, начальник департамента труда администрации Братска Татьяна Геевская. – В одном из общежитий мы подготовили две комнаты для временного размещения прибывающих. Сейчас в одной из них до марта живет семья, но потом им нужно будет переехать в другое жилье.

Квартирный вопрос, как известно, испортил многих. Но вот уж кому не позавидуешь, так это попавшим в нынешний кризисный переплет переселенцам. Исходя из постулата «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», новоиспеченные россияне сами предлагают пути решения жизненно важной проблемы. К примеру, новые ангарчане присмотрели брошенные дома в поселке Средний Усольского района. Они готовы самостоятельно восстанавливать жилье, просят лишь помочь решить правовые вопросы. Многие переселенцы настроены начать индивидуальное строительство – была бы земля. Причем речь идет не о городских участках, люди хотят жить в селе. При наличии политической воли проблема вполне решаема.

(Переселенцы предпочитают выбирать крупные города)

На такую зарплату не зажируешь

Сразу после подписания Президентом РФ Указа о реализации государственной программы содействия добровольным переселенцам, высказывались опасения, а то и откровенное недовольство тем, что мигранты займут рабочие места коренного населения. Хамский тезис «понаехали!» актуален не только для столицы. Еще в докризисные времена оппоненты программы как флагом размахивали статистикой по количеству безработных в территориях вселения соотечественников. Сейчас ситуация усугубилась – дополнительная конкуренция на рынке труда может привести к непредсказуемым социальным последствиям.

– Когда мы анализируем анкеты желающих участвовать в программе переселения, особое внимание обращаем на специальность мигрантов, – поясняет начальник отдела по вопросам беженцев, вынужденных и добровольных переселенцев Управления Федеральной миграционной службы по Иркутской области Ольга Сидорова. – Переселенцам предлагаются только вакантные места, на которые никто из местных жителей не претендует. К примеру, в районах у нас острая нехватка врачей, учителей, рабочих всех специальностей. Ни о какой конкуренции и речи нет! Вакансия за переселенцем закрепляется на ограниченный срок. Если в течение этого времени мигрант не прибыл, место снова считается свободным.

В 2007 году участникам программы предлагалось 819 вакансий. События последних месяцев откорректировали ситуацию, и теперь, в связи со значительным снижением количества свободных рабочих мест, органы местного самоуправления используют текущие вакансии.

Ольга Сидорова отметила, что для врачей и учителей практикуется подтверждение эквивалентности диплома. Этот вопрос сразу оговаривается, когда в Иркутск поступает анкета участника программы. Решение об эквивалентности диплома принимается в Москве; пока переселенец собирает остальные документы, приходит ответ из столицы.

– В самом начале реализации программы мы еще могли позволить себе такую роскошь, как отказ переселенцу по причине отсутствия вакансии по его специальности. Из 177 рассмотренных анкет по 20 было вынесено отрицательное решение. В 19 случаях речь шла об отсутствии вакансий, одному гражданину, врачу по профессии, отказали из-за незнания русского языка. Конечно, учителю армянского языка невозможно найти работу у нас в области. Но если бы эти анкеты поступили сейчас, мы бы уже не были столь категоричны и попробовали бы найти компромиссные варианты. Оптимизма у нас поубавилось – слишком мало едет народа, и мы не можем разбрасываться потенциальными участниками программы. Теперь, если нет вакансий, мы заранее оговариваем с переселенцем самостоятельный поиск работы на новом месте жительства, – рассказала Ольга Сидорова.

Изначально места вселения соотечественников привязывались к реализуемым инвестиционным проектам. Но практика показала, что ставку нужно делать на универсальные специальности. Яркий тому пример – заморозка строительства Тайшетского алюминиевого завода.

Еще одно узкое место – низкий уровень предлагаемых зарплат. По этой причине из восьми участников программы, поселившихся в Шелеховском районе, пятеро работают в Иркутске. В Братске ситуация еще хуже. Служба занятости по предлагаемым вакансиям указывала заработную плату с учетом северных надбавок. Но эти набавки не начисляются автоматически со времени прибытия работника. Потолка «северных» – 50%, можно достичь, лишь проработав минимум пять лет в суровых климатических условиях. Для въехавших каждый год к зарплате прибавляется по 10% северной надбавки.

Но и это еще не все. Пока работник не получил российское гражданство, из его зарплаты удерживается не 13% подоходного налога, а 30%. В результате меньших начислений и больших вычетов вместо обещанных 15 тыс. переселенец получает на руки 5–7 тыс. рублей.

Больше презентаций!

По мнению сотрудников региональной миграционной службы, первопричина слабого интереса переселенцев к Иркутской области не в низких зарплатах или отсутствии жилья, а в том, что люди ничего не знают о нашем регионе. Для них Приангарье – terra incognita, а срываться всей семьей на постоянное местожительство в другую страну, да еще в такой медвежий угол, как Сибирь, могут лишь отчаянные головы. Сейчас основная масса переселенцев – это те, кто здесь когда-то жил или бывал в гостях у родственников. Поэтому вопрос продвижения Иркутской области в странах ближнего зарубежья сегодня является архиважным.

– Главная причина малого количества мигрантов-соотечественников в том, что область слишком мало презентует себя в странах СНГ, – считает Ольга Сидорова. – В декабре мы небольшой делегацией выезжали в столицу Казахстана Астану. На встречу пришли около 30 человек, разговор получился очень теплым и доверительным. Сейчас мы получаем реальную отдачу от этой поездки – к нам приходят анкеты от людей, которые побывали на нашей презентации или получили информацию от ее участников. Для сравнения могу сказать, что Красноярский край в прошлом году провел четыре презентации в бывших советских республиках. Причем у них в состав выезжающей делегации входят представители муниципалитетов, являющихся территориями вселения. Таким образом, они предоставляют людям исчерпывающую информацию с мест. Мы тоже предлагали нашим муниципальным образованиям принять участие в поездке, но все отказались, сославшись на отсутствие средств.

В 2008 году сотрудники областного министерства экономического развития, труда, науки и высшей школы провели две презентации Приангарья – в Казахстане и на Украине. Предполагалось развивать это направление работы и в нынешнем году – планировались командировки в Молдову и Киргизию. Удастся ли реализовать планы, покажет время.

Если сравнивать Иркутскую область с другими регионами – участниками программы, то стоит обратить внимание на наших соседей-красноярцев – по данным на конец 2008 года, туда въехали 222 человека. Наибольшей популярностью у переселенцев пользуется приграничный Калининград, жителями которого стали уже 3 тыс. 475 соотечественников.

Вместо послесловия

8 августа 2008 года в Братске в семье переселенцев Ивановых родилась дочь. Новую гражданку России назвали Софьей. Детей ждут еще в двух семьях, приехавших на ПМЖ в Иркутскую область.

 

Справка газеты «Областная»

Областная государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Иркутскую область соотечественников, проживающих за рубежом, разработана на 2007–2012 годы. Территориями вселения мигрантов определены Ангарское муниципальное образование, Братск, Тайшетский и Шелеховский районы. Уполномоченным органом реализации программы является региональное министерство экономического развития, труда, науки и высшей школы.

  

Переселенцы сталкиваются с проблемами не только в России. К примеру, в Казахстане власти намеренно препятствуют выезду своих граждан на постоянное местожительство в нашу страну, поскольку уезжают в основном квалифицированные кадры. Люди не могут там продать жилье, так как в связи с массовым переселением оно резко упало в цене.