Иван Зелент: Мы всегда приходили к согласию
Сейчас, когда приближается 15-летие Законодательного собрания Иркутской области, не лишне вспомнить некоторые ключевые моменты биографии регионального парламента. И начать, по справедливости, с его предшественника – областного Совета народных депутатов, приступившего к работе в 1990 году, когда идея реконструкции системы государственного устройства уже витала в воздухе. Среди его 250 депутатов был и будущий председатель ЗС первого созыва Иван Зелент, беседу с которым мы предлагаем читателям.
– 250 депутатов – это целое народное вече, как вы умудрялись прийти к согласию?
– Мы, я считаю, придумали очень удачную конструкцию – разделили Совет надвое: малый Совет и большой. Как бы создали двухпалатный парламент. Малый состоял из 62 депутатов и занимался основной законотворческой деятельностью. В полном составе Совет собирался четыре раза в год для решения больших вопросов, таких, например, как утверждение областного бюджета. Возглавлял его сначала Владимир Потапов, тогдашний первый секретарь обкома партии, а после того, как он перешел на дипломатическую работу, – Виктор Игнатенко.
– Каким образом вы, первый секретарь Тулунского горкома партии, оказались обладателем депутатского мандата?
– Как все – народ избрал. Я же, можно сказать, без работы остался. Когда в 1990 году вышел указ о разделении партийной и исполнительной власти, я мог спокойно остаться на должности председателя райисполкома. Было уже ясно, что партии долго не устоять. Но воспользуйся я этим запасным аэродромом, как бы я смотрел в глаза коммунистам, избравшим меня первым секретарем горкома партии? И я оставался на своем посту до августа, до указа, распустившего КПСС. И оказался, можно сказать, безработным. Но ненадолго. Как раз начались довыборы в област-
ной Совет народных депутатов. Мою кандидатуру выдвинул ПМК-10. Конкурс был – шесть человек на место. Выбрали меня. Как вскоре выяснилось, с Виктором Игнатенко у нас по многим вопросам совпадали позиции. И он предложил меня в свои замы, а позднее – и в первые замы.
– Как Иркутский Совет народных депутатов и его первый зампредседателя отреагировали на расстрел Белого дома?
– Протестом. Попиралась Конституция, и молчать было нельзя. Мы пытались сохранить структуру облсовета, но давление сверху было большое, и в декабре 1993 года Юрий Ножиков был вынужден издать постановление о роспуске Совета народных депутатов. Но, пойдя на этот шаг, он заявил: я не могу остаться без представительной власти, кто-то должен контролировать те же финансовые вопросы. Было решено сформировать из самых авторитетных депутатов, точнее, уже экс-депутатов, контрольную группу примерно из 25 человек. Эту миссию Юрий Абрамович возложил на меня.
– Какие обязанности были у вашей контрольной группы?
– После нашего рассмотрения производились все крупные расходы и вносились изменения в бюджет. Одновременно мы готовили положение о выборах ЗС, назначенных на март 1994 года. Тогда же определили и оптимальный состав будущего Законодательного собрания – 45 человек.
– Почему остановились именно на этой цифре?
– Есть вопросы, которые решаются, я бы сказал, внутриосязаемым образом. Нужно было сократить численность. 250 – это все же многовато. При выборе опирались на уже наработанный опыт народных депутатов. И не ошиблись, попали в точку. Цифра потом никем не оспаривалась.
– После того, как была распущена контрольная группа, вы опять остались без работы?
– Нет, контрольная группа работала до первой сессии Законодательного собрания. В законодатели, честно говоря, я не рвался. Планировал отойти от политики, вернуться в Тулун, с которым уже крепко породнился, хотя родом из Заларинского района, и заняться какой-нибудь полезной деятельностью. Но меня взяли в оборот земляки-заларинцы: «Иван, не дури, кому, как не тебе, к законам руку приложить, ты же глубинку как свои пять пальцев изучил, знаешь, почем наш фунт лиха». Ну и уговорили. Баллотировался я от трех районов: Заларинского, Зиминского, Балаганского, и выиграл выборы.
– И сразу в кресло председателя Законодательного собрания?
– Ну не так уж сразу, был целый список кандидатов. Решающую роль, наверное, сыграло то, что меня рекомендовал Юрий Ножиков. При его тогдашнем авторитете это дорогого стоило. Хотя, по правде говоря, я не ожидал от него такой поддержки. Когда на партгруппе Совета народных депутатов встал вопрос об утверждении Ножикова в должности председателя облисполкома, я выступил против. Был тогда страшно зол на «Братскгэсстрой», которым он руководил. Им, говорю, подавай крупные объекты, а сельские стройки превратили в долгострой. Школу в Икее уже десять лет тянут. Ножиков сидит тут же, слушает. Другой бы обязательно мне припомнил эту критику, а он нет. Сам потом признался: ты же в лицо сказал, а не прятался по углам. Через неделю мы с ним объехали эти объекты-долгострои, и он признался: ты был прав.
– Как вам с ним работалось?
– Сказать, что легко, будет не совсем верно. Но он умел слушать и слышать, что ему говорит оппонент. Он не боялся окружать себя умными людьми. Он доверял им, поддерживал. У нас, помню, сложилась в Законодательном собрании традиция выезжать 1 января вместе с семьями на отдых и там продолжать встречать Новый год. Как-то к нам присоединился и Юрий Абрамович. Потом, смеясь, меня спрашивает: у вас что, выездная сессия на природе, смотрю, одни разговоры о работе. А народ тогда действительно собрался горячий. Сессия кончится, а споры кипят. Все же впервые. И первые законы, и выборы первого губернатора… Мы, между прочим, в числе первых в России обзавелись собственным губернатором. И когда Москва решила его снять, мы такой стеной встали на защиту, что Ельцину пришлось отступить.
– Что оказалось самым трудным для председателя Заксобрания?
– Научиться владеть собой. Не поверите, я выходил с первых сессий с исцарапанными в кровь ладонями, так крепко сжимал кулаки. Смотрю на депутата: вместо дела одно красование перед телекамерой, хочется оборвать, а нельзя – его народ выбрал, он от его имени выступает. У нас же тогда никаких фракций не было, партийных соглашений не существовало, каждый волен был говорить, что думает. Как правило, сессия в один день не укладывалась, обычно на пару дней затягивалась. И, тем не менее, мы всегда приходили к общему решению.
– С чего началась деятельность Законодательного собрания первого созыва?
– С подготовки Устава Иркутской области. Это был по-настоящему коллективный труд, рожденный в жарких дискуссиях. Чтобы проверить не сфальшивили ли мы, основные его идеи были вынесены на областной референдум, и только после одобрения населения он был принят 19 января 1995 года. Скажу без ложной скромности: мы оказались новаторами. Наш проект Устава был не только утвержден Москвой, но и рекомендован как образец другим субъектам РФ. Одновременно был разработан Регламент Законодательного собрания, дошедший без особых изменений до наших дней. Ну и, естественно, входящая в жизнь рыночная экономика заставила оперативно готовить законы, отвечающие ее требованиям.
– Тогда же развернулась битва за «Иркутскэнерго»?
– Действительно, это была настоящая битва. Мы вместе с губернатором дошли до Верховного суда, но отстояли право области обладать блокирующим пакетом акций. Это право отражено и в договоре о разграничении полномочий, которое подписали Юрий Ножиков и Алексей Батагаев, глава администрации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, с Борисом Николаевичем Ельциным. И обидно, что не сумели воспользоваться плодами своей победы. Дешевой гидроэнергией, из-за которой пришлось пожертвовать тысячами гектаров плодороднейших земель, лесных угодий, ценных пород рыб, сегодня владеет узкий круг лиц, диктующий нам энергетические тарифы.
– Что еще могли бы поставить себе в заслугу законодатели первого созыва?
– Конечно, Байкальский экономический форум. Три года мы проталкивали эту идею. Я, как член Совета Федерации, трижды выступал в Москве с этой инициативой. Нас тогда поддержали Председатель Совета Федерации Егор Строев, Президент Республики Саха (Якутия) Михаил Николаев да практически все главы субъектов РФ. По нашему замыслу форум должен был быть плавающим и проводиться поочередно во всех регионах Сибири и Дальнего Востока, сохраняя бренд «Байкальский». К примеру, в Якутске можно было провести форум по вопросам северного завоза, добычи золота и алмазов. С одной стороны, программа была бы приближена к экономическим особенностям того или иного региона, а с другой – нагрузка на бюджет бы снизилась, это все-таки дорогостоящее мероприятие. Между прочим, именно таким образом проводятся экономические форумы в Канаде, где я побывал по межпарламентскому обмену. Каждый год их назначают в одной из провинций.
– Как я понимаю, местный патриотизм воспрепятствовал вашей идее плавающего форума?
– Совершенно верно. Областная администрация не захотела делиться лаврами. И к чему это привело? Да к размыванию значимости БЭФа. У него появились конкуренты на Дальнем Востоке, в Красноярске. И наверняка еще появятся. А могло быть только два: Петербургский – российского масштаба, и Байкальский, рассчитанный на решение сибирских проблем.
– Можно сказать, что все задуманное депутатами воплотилось в жизнь?
– Нет, конечно. Особенно жалко, что был похоронен закон о рентных платежах в энергетике, принятый нами еще в 1996 году. Смысл его: пользуешься водными ресурсами области – плати за них. По нашим подсчетам, он мог принести около 4 миллиардов рублей дополнительных доходов, практически вдвое увеличив тогдашний областной бюджет. Но суд отменил закон, усмотрев в ренте налог. А устанавливать налог – прерогатива федеральной власти. Тогда мы пришли к выводу, что надо принимать федеральный закон, опираясь на статью 9 Конституции РФ, в которой записано: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». В 2000 году мы предложили концепцию Закона «О рентных платежах в природопользовании». Ее поддержало свыше 40 субъектов РФ. Однако правительство дало отрицательное заключение на наше предложение, и Госдума положила его под сукно.
– Как вы оцениваете депутатский потенциал Законодательного собрания двух первых созывов, которое вам довелось возглавлять?
– Конечно, мы совершали ошибки, но скажите, кто их не совершал в то бурное время? Главное – всеми владело желание изменить жизнь к лучшему. Может, не всегда получалось, но настрой был активный. Не зря же население поддерживало своих депутатов, избирая их вновь и вновь. Истомин, Романов, Гайдаров… Это мои бывшие коллеги, сейчас продолжают законодательную деятельность. Желаю им и всем нынешним депутатам Законодательного собрания успехов в отстаивании интересов жителей Иркутской области.