Деловой «Байкалтур»
Выставка стала компактнее и конструктивнее
В прошлом году выставка «Байкалтур», проходящая в рамках международного фестиваля зимних игр на Байкале «Зимниада», больше напоминала некое этническое шоу – яркое, зрелищное, с песнями и плясками. Нынче экспозиция имеет более серьезный вид. Конечно, открытие 25 февраля в «Сибэкспоцентре» не обошлось без песен и колоритных костюмов гостей из Бурятия и Усть-Ордынского округа, но основной акцент сделан на деловой программе.
– «Байкалтур» – это один из этапов развития цивилизованного туризма на Байкале, – приветствовал участников и гостей выставки заместитель председателя правительства Иркутской области Александр Моисеев. – И это очень важно, потому что туризм тянет за собой развитие многих других отраслей – транспорта, обслуживания и т. д. Наша область регулярно принимает участие в различных международных выставках, ведь Приангарье богато уникальными местами. У нас есть что посмотреть.
К сожалению, 13-ю по счету выставку «Байкалтур» отличает от предыдущих не только серьезность, но и меньший масштаб. Если раньше в ней участвовало более 100 компаний, то нынче – порядка 70. Сами туроператоры объясняют это финансово-экономическим кризисом, из-за которого многие испытывают трудности.
– Радует то, что в эти сложные времена туристические компании все же ищут пути для продвижения своих продуктов и участвуют в выставках, – отметил председатель правления Сибирской байкальской ассоциации туризма Игорь Коваленко. – Сегодня наметился спад туристического потока – по разным направлениям от 25 до 40%. Причин много, но основная – нестабильная экономическая ситуация. Люди испытывают трудности на работе – сокращения, снижение зарплат. И сегодня СБАТ объединяет усилия, чтобы сформировать комфортные по цене и качеству маршруты, приемлемые для россиян в условиях кризиса. Например, тур в китайский город Санья, что в провинции Хайнань. Мы договорились с их отелями о ценах ниже прошлогодних.
Несмотря на то что весь «Байкалтур» уместился в одном павильоне «Сибэкспоцентра», выставка получилась информативной. Разнообразие в деловой тон внесли стенды Ольхонского района и Усть-Ордынского Бурятского округа, у которых симпатичные девушки в колоритных костюмах встречали посетителей и угощали национальными напитками. Они представляли этнокультурный фестиваль «Ердынские игры», который проводится раз в пять лет. В 2009 году наступает очередной срок, и мэр Ольхонского района Николай Мотошкин обратился на выставке к Александру Моисееву с просьбой изыскать финансовые возможности для проведения игр.
Кроме иркутских турпродуктов, на выставке по традиции были представлены достопримечательности других регионов страны (Республики Бурятия, Омска, Красноярска). Без зарубежных соседей также не обошлось – более десяти туркомпаний Поднебесной знакомили посетителей с чудесами китайской медицины и отдыхом на берегу Желтого моря. Туристическая организация из Южной Кореи активно анкетировала всех желающих, изучая, таким образом, спрос на иркутском рынке. А национальное туристическое управление Чешской Республики, помимо красочных буклетов, путеводителей и календарей, вручало всем желающим по бокалу вкуснейшего пива.
Однако упор на «Байкалтуре» в этом году сделан на деловую программу. Самым главным событием выставки, пожалуй, стал семинар «Направления развития международного туризма», прошедший 25–26 февраля. Его инициатором выступил Японский центр в Хабаровске. До сего дня подобные семинары проводились только на Дальнем Востоке. Участники обсудили нюансы взаимовыгодного обмена туристами между Россией и Японией, возможности развития экологического туризма на Байкале, подготовку высококвалифицированных кадров.
– Поток иностранных туристов в Россию в последние два-три года стал заметно снижаться, – рассказал генеральный директор «Сибэкспоцентра», президент Байкальской ассоциации делового туризма Андрей Шаповалов. – Сегодня наши туроператоры обеспокоены перспективами въездного туризма. Более того, Иркутская область всегда считалась японо-германским регионом по количеству приезжающих на Байкал граждан этих стран. Но взаимодействие с Японией в перестроечные годы было прервано. Теперь ежегодно в Россию приезжает 46–48 тысяч японцев, что очень мало, если сравнить с количеством туристов из других государств. Сейчас необходимо приложить все усилия, чтобы восстановить утраченные связи. С этой целью и проводится семинар по развитию международного туризма.
Директор Японского центра в Хабаровске Сеити Куросака добавил, что Страна восходящего солнца заинтересована в сотрудничестве, особенно в свете создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на Байкале. По его словам, с открытием ОЭЗ к нам потянутся различные деловые миссии из-за рубежа. Но пока самая главная проблема активного обмена туристами между Японией и Иркутской областью – отсутствие прямого авиасообщения. Сеити Куросака отметил, что сегодня обсуждается открытие рейса из Южной Кореи в Иркутск. Если это произойдет, то японцам и жителям нашего региона станет гораздо проще путешествовать.
– На семинаре также обсуждались вопросы безопасности туризма и качества сервиса в Приангарье, – продолжил Андрей Шаповалов. – Японские туристы достаточно щепетильны в этих вопросах, так что нашим туроператорам придется постараться, чтобы привлечь их на Байкал. Но это очень перспективное направление.
Важным результатом семинара можно назвать договоренность Японского центра и иркутских турфирм о дальнейшем взаимодействии, в том числе об участии наших компаний в выставках Японии, а их туроператоров – в российских экспозициях.
Но развитием международного туризма деловая программа «Байкалтура» не ограничивается. В рамках выставки проходят семинары, посвященные турбизнесу в Интернете, учебным турам, таможенным формальностям, и ряд презентаций – Иркутска как историко-культурного центра, российско-монгольского проекта «Край земли», туристического сезона 2009 года и т. д.
Выставка «Байкалтур» завершает работу 28 февраля.