27.02.2009 13:00
Рубрики
Экономика
Теги
27.02.2009 13:00

На трубе не сэкономишь

Первую очередь ВСТО строители намерены сдать в декабре 2009 года

Готовность трубопровода ВСТО-1 составляет 83%, нефтеперекачивающих станций – 65%, нефтяного порта в бухте Козьмино – 27%. Об этом заявил генеральный директор ООО «Центр управления проектом «Восточная Сибирь – Тихий океан» Алексей Сапсай. По его словам, сдача в эксплуатацию ВСТО-1, включающего трубу от Тайшета до Сковородино, комплекс нефтеперекачивающих станций и морской порт «Козьмино», намечена на конец 2009 года. Алексей Сапсай также прокомментировал очередное удорожание первой очереди проекта, отметив, что стоимость выросла с 322 млрд. до 390 млрд. рублей по причине инфляции.

Протяженность первой очереди нефтепровода ВСТО составляет 2 тыс. 694 км, осталось сварить в нитку около 250 км трубы. Завершены работы на территории Иркутской области, уложено в траншею 984 км трассы. Этот участок уже эксплуатируется, с Талаканского и Верхнечонского месторождений нефть поступает в Тайшет в реверсном режиме. Заполнение трубы углеводородным сырьем началось осенью прошлого года. Нефтеперекачивающие станции N 1 «Тайшет» и N 4 «Речушка» сданы в эксплуатацию.

В настоящее время основное строительство ведется на территории Республики Саха (Якутия) и в Амурской области. Задействовано 4 тыс. единиц техники и около 10 тыс. человек. Наиболее сложный участок трассы – подводный переход через реку Лена. Как сообщил Алексей Сапсай, создан специальный штаб, который контролирует ход работ.

– Никаких сомнений в том, что до начала паводкового периода мы осуществим прокладку этого перехода, нет, – уверен он.

По словам Алексея Сапсая, на объекте в полном объеме сосредоточена техника, ведется постоянное наблюдение за течением реки, изучаются гидроморфологические характеристики. Задействованы и водолазы, которые следят за состоянием траншеи. Протяженность подводной части перехода составит 1 тыс. 598 м, прилегающих участков – 504 м.

– Все работы идут строго по графику, – говорит Алексей Сапсай, оценивая реализацию проекта ВСТО-1. – Рубка леса в районе трассы закончена в полном объеме. Расчистка и подготовка трассы осуществлены на 2,6 тысячи км. Сварено в нитку 2 тысячи 450 км трубы. В Якутии НПС N 10 «Талакан» находится в стадии завершения, работы по этому объекту выполнены на 98%. Построена и сдана в эксплуатацию НПС N 17 в Алдане. Сейчас ведутся работы на НПС N 14 в Олекминске и НПС N 21 в Сковородино – завершен нулевой цикл, производятся монтаж и сборка зданий и сооружений, технологических трубопроводов. Приступили к монтажу оборудования и в нефтепорту «Козьмино». Те задачи, которые перед нами поставлены, мы в установленные сроки выполним. Назвать конкретную дату сдачи в эксплуатацию всего комплекса объектов не могу, но в декабре 2009 года первая очередь нефтепровода будет запущена в работу.

В этом году в строительство ВСТО-1 будет вложено порядка 95 млрд. рублей. В конце 2008 года произошла очередная переоценка стоимости проекта. Если раньше предполагалось, что первая очередь обойдется в 322 млрд. рублей, то после проведенной индексации эта сумма возросла до 390 млрд.

– Данная индексация была запланирована в ТЭО проекта по завершении 50% общего объема работ, – поясняет Алексей Сапсай. – В связи с тем, что в стране идут инфляционные процессы, мы заранее предполагали, что произойдет удорожание оборудования и материалов. Финансирование осуществляется за счет средств компании и привлеченных денежных ресурсов.

С момента начала строительства на объекты было доставлено материалов общим весом 2,4 млн. тонн. Они завозились речным и железнодорожным транспортом, по автомобильным зимникам.

– Только трубной продукции мы доставили 48 тысяч вагонов, – вспоминает Алексей Сапсай.

Он отметил, что если в целом на строительной отрасли финансовый кризис сказался отрицательно, то для реализации проекта «Восточная Сибирь – Тихий океан» он открыл новые возможности.

– Мы смогли привлечь тех подрядчиков, которые раньше были задействованы на других объектах. Кроме того, нам поступают предложения от организаций по поводу выполнения работ на строительстве самого трубопровода и по НПС. Если рассматривать кризис с этой стороны, то он, конечно, принес нам послабление.

По мнению старшего аналитика по нефти и газу Альфа-Банка Ширвани Абдуллаева, нет оснований сомневаться в том, что первая очередь проекта будет сдана в срок. Он сообщил газете «Областная», что если риски и есть, то они минимальны.

– Это долгосрочный проект, он планируется предварительно. Уже заказаны трубы, компрессорные станции, материалы. Строительные площадки подготавливаются заранее, – говорит Ширвани Абдуллаев. – Люди, которые строят нефтепровод, заявляют, что сдадут объект в срок. Оснований не верить им лично у меня нет. Тем более что реализация находится на последнем этапе. Здесь риск минимален. В данном случае он может быть чисто на операционном уровне. К примеру, некомпетентность подрядчиков сдвинет сроки.

Эксперт также прокомментировал и очередное удорожание проекта. Он отметил, что одна из причин того, что строители не уложились в бюджет, – постоянный рост цен на сталь, трубы, оборудование, рабочую силу.

– Если в процессе закупки оборудование в цене резко растет, что и происходило, то бюджет пересматривается. Это такие внешние факторы, которые очень трудно спрогнозировать. Да, в последнее время цены на материалы упали, но для данного проекта это не имеет значения, потому что практически все уже приобретено. Падение цен мало отразится на реализации данного проекта. Если и получится сэкономить, то это будут мелочи, – считает аналитик.