Мужественность и лиризм Анатолия Костовского
Иркутску очень повезло с художниками. Где еще в провинции встретишь такое количество крупных мастеров кисти? В данном случае формулировка «талантливый автор» – не гипербола, а сухая констатация факта. В очередной раз убедиться в этом можно, посетив персональную выставку заслуженного художника России Анатолия Костовского. Экспозиция работ одного из известнейших авторов Приангарья открылась в минувшую пятницу в главном здании Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева. В двух залах представлено около 80 работ мастера за почти 50-летний период творчества.
В его работах, на первый взгляд, все так же естественно, как и в жизни. Парадоксально другое. Обычно в рамках одного холста очень сложно объединить противоречивость действительности и ее гармонию. Художнику Анатолию Костовскому это удается. В его полотнах звучит гимн жизни – такой, какая она есть. Ведь автор знает, что если в полифонии реальности замечать, прежде всего, «светлые пятна», то они станут ярче, а темные мазки лишь усилят их звучание. Может быть, поэтому Анатолий Костовский умеет соединять в одной работе очень разноплановые понятия. Его творчество одновременно монументально и лирично, драматично и оптимистично.
– При этом оно необычайно цельно, – считает заместитель директора по науке Иркутского художественного музея, искусствовед Татьяна Огородникова. – Анатолий Костовский на протяжении всего своего творчества возвращается к одним и тем же темам, жанрам, мотивам, которые при этом находятся в постоянном развитии. Он очень сильный художник-реалист, который впитал в себя не только традиции русской школы, но и всего европейского искусства. Но прежде всего он сибирский мастер, и это видно во всех его работах. Художник пишет пластически, живописно и монументально. Его произведения динамичны, наполнены энергией и эмоциональны. В то же время они как бы обращены к каждому человеку в отдельности. Его пейзажи – это картины не только настроения, но и эпического звучания.
Однако, наслаждаясь творчеством Анатолия Костовского, можно и не вдаваться в искусствоведческие термины. Ведь оно будет одинаково понятно и убеленному сединами старцу, и маленькому ребенку. Вот лучи солнца над Байкалом пронизывают облако, распадаясь пучками света, вот петух клюет семечки из созревшего подсолнуха на фоне огненной осенней палитры в его знаменитом «Сентябре». На стене напротив – один из наиболее известных портретов его кисти – художник Георгий Леви в полосатом свитере в крошечном домике. На соседнем полотне – писатель Михаил Трофимов в смешной, словно зверек, ушанке, со щенком за пазухой. На другой картине – архиепископ Иркутский и Ангарский Вадим, который, кстати, лично пришел поздравить любимого художника с открытием персональной выставки.
– В работах Анатолия Костовского поражает многое, – отметил владыка. – Прежде всего палитра красок; казалось бы, как можно их уложить в одном полотне и создать такие цельные произведения? Вглядитесь в лица на портретах, насколько они выражают человеческий дух! Но самое главное – работы Анатолия Костовского светоносны, нравственны и моральны. Они заставляют человека стремиться быть лучше, оптимистичнее, светлее, видеть во всем, прежде всего, прекрасное. И хочется жить дальше.
«Я пишу только тех, кого люблю, и очень сильно люблю всех, кого пишу», – признается художник. В его пейзажах и портретах, как раннего, так и позднего периода чувствуются такая свежеть и непосредственность восприятия, что невольно удивляешься тому, что в прошлом году Анатолию Костовскому исполнилось 80 лет.
– Он – сложная натура, постоянно находится во внутреннем движении, его все волнует, ему за все больно, – отмечает Татьяна Огородникова. – В жизни он такой, но эта его полемика никак не отражается в творчестве. Вернее, в его работах она сплавляется в единую полифоническую картину. Он просто воспевает жизнь, побуждает нас видеть, сопереживать, наслаждаться. У него и сейчас юношеское восприятие, он удивляется миру, он неравнодушен.
Крупный мазок, почти всегда значительный масштаб полотна. Вы можете подойти вплотную, чтобы проследить за кистью автора, или отойти на значительное расстояние, чтобы оценить картину во всей целостности. В любом случае, вы, бесспорно, отметите яркую индивидуальность художника, получите удовольствие и много поводов для размышления.
– С Анатолией Костовским мы вместе часто ездили по «сибирскому миру», – рассказывает народный художник, действительный член Академии художеств Анатолий Алексеев. – Поэтому мне бы хотелось рассказать о его методе работы. В таких поездках почти всегда на второй день художники начинали работать, Толя же долго ходит, принюхивается, оглядывается – и вдруг взрывается холстами большой величины, неожиданными по видению и колориту. Сейчас, когда я смотрел его работы, поймал себя на мысли, что привычного для меня внутреннего разбора работы по профессиональным критериям не происходит – я вижу, прежде всего, ее эмоциональную сущность. Это редкий по нашим временам признак большого художника.