02.03.2009 13:00
Теги
02.03.2009 13:00

Малая авиация может быть прибыльной

Губернатор решал проблемы северных территорий области

Рабочая поездка губернатора Игоря Есиповского по околице губернии – Бодайбинскому и Киренскому районам – на прошлой неделе прошла в режиме нон-стоп: перевести дух между рабочими совещаниями удавалось лишь во время перелета из одного пункта в другой.

Впрочем, легкой командировки никто и не обещал. Изначально было понятно, что проблемы северян, копившиеся годами, не удастся снять одним махом. Поэтому в разработку брали лишь самые острые, требующие безотлагательных действий.

Свой подход к решению социально-экономических задач на одном из заседаний губернатор сформулировал так: «Если беремся за проблему, то решать ее следует фундаментально, чтобы потом не пришлось переделывать». И с этим трудно не согласиться.

По золоту ходим, золота не видим

По поводу названия Бодайбо существует несколько версий, одна из которых звучит так: старатели перед выходом на работу опускались на колени, молились, произнося: «Подай, Бог!» Впрочем, это лишь красивая легенда, не выдержавшая критики историков и краеведов, нашедших корень слова в «залежах» эвенкийского языка.

К приезду правительственной делегации в Бодайбо готовились основательно, казалось, что и погоду уговорили быть приветливее. Одиннадцать градусов мороза на Севере в феврале – очень тепло. Почти метровый слой белого снега тяжелым одеялом лежит вдоль улиц, на крышах, многие дома занесены по самые окна, невообразимыми шапками наносы венчают столбы, уличные фонари. Впрочем, обремененные проблемами бодайбинцы не замечают всей этой красоты. Им не до сантиментов: на месте жизнь не радует (зарплаты невысокие, ребенка в садик не пристроишь, хлеб по 32 рубля), и ехать некуда. Кто ждет их на большой земле, тем более сейчас?

Тему благородного металла северяне почему-то обходят стороной, стоит завести разговор, как собеседники тут же переключаются на другую тему, замолкают, а то и оскорбляются: что вы заладили, от него у нас одни проблемы? На деле получается так: по золоту ходят, золота не видят.

Району, добывающему для страны около 14 тонн золота в год, с прибыли достается совсем немного. В результате город нередко готовится к зиме в долг, не может позволить себе отремонтировать дороги, у него по большому счету нет водозабора и очистных. Одна труба сливает в реку, другая – забирает. Мост через Витим умер в зародыше, вместе с Советским Союзом. Жилье, за небольшим исключением, или ветхое, или аварийное. Самое время воскликнуть: «Подай, Бог!»

Среди всеобщего уныния – одна хорошая новость – презентация детского сада «Золотинка». Прямо с аэропорта кортеж направился в детское учреждение, которое в ближайшее время обещают сдать в эксплуатацию. Много лет над важным соцобъектом довлело клеймо: «долгострой». И еще неизвестно, сколько времени здание пустовало бы, не приди на помощь золотодобытчики. Общие затраты на постройку садика составили десять млн. рублей, из них восемь достались городу по линии социального партнерства.

«Золотинка» готова процентов на 90. После монтажа оборудования на пищеблоке и сбора недостающей мебели можно перерезать ленточку (обещают сделать это в марте) и приглашать детвору. Но в целом проблему новый детсад, способный принять пятьдесят мальчишек и девчонок, не решит. По информации начальника местного управления образования Марины Крамаренко, районная очередь детей в детские образовательные учреждения насчитывает около четырехсот фамилий. Нетрудно посчитать: потребуется восемь аналогичных «золотинок», чтобы полностью снять вопрос с повестки дня. При благополучном сценарии в следующем году будут заложены два садика, в том числе в Кропоткине.

Кроме чисто финансовых, в Бодайбо остра кадровая проблема. Так, в местной больнице гостям продемонстрировали переносной и стационарные аппараты УЗИ, один из которых получен по нацпроекту «Здоровье». И тут же пожаловались: при наличии оборудования и достойной зарплате (до 47 тыс. рублей) желающих работать на Севере очень мало.

Тем не менее глава города Евгений Юмашев во время короткого доклада на совещании был оптимистичен.

– Люди у нас на Севере нежадные. Партнерские отношения бизнеса и власти строятся прозрачно, четко и понятно. Те изменения, которые можно увидеть в городе, это все благодаря нашим недропользователям!

Пасторальную картину, нарисованную мэром, подпортили неприятные выпады гостей по городскому хозяйству, в частности по водозабору и канализации, есть вопросы к мэру и со стороны прокуратуры.

В одном городской глава безусловно прав: самую важную роль в экономике района играет благородный металл. На золотодобыче трудится более половины населения. Девяносто процентов доходов местной казны приносит золото!

Между тем запасы россыпного золота снижаются, а разработка и эксплуатация рудных месторождений требуют значительных энергозатрат. Данную проблему специалисты пытались разрешить еще во времена советской власти. Представитель «Иркутскэнерго» Борис Розенраух в своем выступлении сообщил, что предлагалось девять вариантов подачи электроэнергии разработчикам недр, вплоть до постройки атомной станции. В данный момент обсуждается объединение энергетических мощностей двух регионов – Приангарья и Республики Саха.

Уже на следующий день Игорь Есиповский побывал на крупнейшем в Иркутской области золотодобывающем предприятии – прииске «Высочайший», на месте ознакомившись с проблемами и перспективами золотодобытчиков.

Речной флот: плыть или тонуть?

После серии перелетов делегация добралась до Киренска, где первым делом посетила Киренскую РЭБ флота.

Выводы печальные: стратегическое транспортное предприятие, обеспечивающие северный завоз, находится в критическом положении. Лишившись в результате рейдерских захватов части судов, база впоследствии задолжала государству в виде налогов и пеней миллионы рублей. Флот не обновляется и, как следствие, ветшает, и его необходимо срочно спасать.

– Первое ощущение – мощная структура, но почему-то спотыкается, не работает. Считаю крайне важным решить вопрос о реструктуризации, а может быть, и о списании задолженностей, которые существуют у предприятия! – заявил глава региона.

Перспективам развития водного транспорта области посвятили совещание в Киренске с участием глав северных районов и представителей транспортных отраслей Якутии.

– Осетровский речной порт – крупнейший в России, Киренский речфлот, Киренская РЭБ флота, Верхнеленское речное пароходство, Алексеевская РЭБ флота… Основная проблема всех предприятий – банкротство, – начал выступление министр жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области Михаил Кручинин. – Могучая отрасль стоит на коленях. В первую очередь мы обратили внимание на Осетровский речной порт. Результаты таковы: погашена кредиторская задолженность перед налоговой инспекцией, единственный кредитор, который остался – администрация Иркутской области. Дальше планируем вывести предприятие на самоокупаемость, после чего решим его дальнейшую судьбу. То же самое предлагаем речникам, находящимся в ранге банкротов. Мы вынуждены посадить всех за один стол и говорить о том, что нами будут формироваться правила игры с учетом интересов всех участников процесса. По одному выжить сегодня практически невозможно. Недавно в Иркутске прошла встреча с министром транспорта и связи России Игорем Левитиным, с которым проговаривали концепцию воссоздания и развития флота, министр поддержал, обещал финансовую помощь.

По мнению мэра Киренска Петра Неупокоева, конкурсное производство на РЭБ необходимо довести до логического конца:

– Здесь два пути: либо в судьбе предприятия примет участие государство, либо произойдет смена собственника. Но, как показывает ситуация в Алексеевской РЭБ флота, где заинтересованным структурам была предложена покупка единым блоком всего имущества, пока желающих нет. Высока цена. Существует вероятность выставления предприятия на торги по лотам. Таким образом, его растащат по частям. Если не решим эти сложнейшие вопросы в течение навигации 2009 года, то следующая может уже не начаться.

Атака на малую авиацию

Срочной помощи государства требует малая авиация и северные аэропорты. Данная проблема также обсуждалась в Киренске. Из-за того, что часть аэропортов не имеют лицензий или достаточного финансирования, в отдаленных территориях сложилась критическая ситуация с воздушным транспортом, особенно там, где альтернативы ему нет.

– Только четыре порта (Иркутск, Братск, Киренск, Бодайбо) вошли в федеральную целевую программу «Транспортные системы России», – пояснил Михаил Кручинин. – На сегодняшний день мы не в состоянии привести малые аэропорты в соответствие с федеральными нормами из-за высоких требований. Например, в маленьком Ербогачене условия для приема пассажиров те же самые, что и в Иркутске.

– Самые серьезные проблемы по аэропорту Ербогачена, он не сертифицирован, и по закону его необходимо закрывать, но даже Киренский суд по обращению прокуратуры не стал этого делать, – прокомментировал ситуацию руководитель Восточно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Игорь Журавлев. – Предприятие требует денежных вливаний, в том числе на приобретение пожарного автомобиля. Думаю, сегодня Ербогачен должен остаться открытым для прилета самолетов. Другое дело с Казачинским. Я запретил туда полеты, площадку мы законсервировали. Пассажиров оттуда практически нет, к тому же до большой земли можно добраться железнодорожным или автомобильным транспортом.

Самым ярким и эмоциональным стало выступление руководителя Катангского района Галины Головченко.

– Благодарю правительство области за тему совещания. Авиация – единственный вид транспорта, способный доставить оперативно людей и грузы с большой земли в Катангу и обратно. Площадь нашего района составляет 139 тысяч квадратных километров, при этом мы не имеем ни водного, ни железнодорожного, ни автомобильного транспорта. Все надежды на авиацию. Сегодня вертолеты летают между населенными пунктами лишь два раза в месяц. Что это значит? Пассажиры штурмом берут вертолеты. При вместимости борта в 16–18 человек в него набивается до 32–36 пассажиров. Сама лично на себе не один раз испытала. Дело доходит до того, что люди цепляются за колеса, за лыжи вертолета, он зависает, а потом, простите за грубое выражение, стряхивает людей на землю как пиявок. Я нисколько не утрирую. Нам крайне мало этих двух вертолетных рейсов внутри района. У нас существует Непское поселение, в которое входит четыре населенных пункта (Ика, Бур, Токма, Непа). Люди лишены возможности не только добраться до Ербогачена. Они не в состоянии попасть домой с первого раза. Потому что вначале борт следует маршрутом Киренск – Непа – Преображенка – Ерема – Ербогачен – Хамакар – Наканно и обратно. И только на следующий день борт возвращается и летит через Ику – Бур – Токму, в Непу он вообще не заходит. Для того, чтобы жители этих населенных пунктов попали в Ербогачен, им необходимо две недели (!) отсидеть в Киренске. Вот до какого абсурда доведена ситуация. Люди не могут улететь в отпуск, в больницу. Учитывая то, что на территории района сегодня активно ведутся геологические работы, услуги аэропорта в Ербогачене необходимы не только жителям, но и добывающим компаниям.

Транспортный рецепт от соседей

Рецептом лечения транспорта от навалившихся недугов стало выступление первого заместителя министра транспорта, связи Республики Саха (Якутия) Александра Тарасова:

– С проблемой развития аэропортов мы у себя столкнулись лет восемь назад, ко многим населенным пунктам у нас также нет дорог. С чего мы начали? Первым делом разработали целевую государственную программу, рассчитанную до 2015 года. Что это нам дало? Мы собрали в один кулак всю нашу авиацию, которая прошлый год, как бы удивительно ни звучало, закончила с прибылью. На территории работает магистральная авиакомпания «Якутия», которая стала доминирующей в регионе. Успешно функционирует региональная компания «Полярные авиалинии», выполняющая социально значимые полеты (на 105 млн. рублей только в этом году). Все это благодаря государственной поддержке. Мы единственные в стране сумели создать государственное предприятие, позволившее сохранить 34 аэропорта, 144 посадочные площадки. По социально значимым маршрутам в прошлом году мы перевезли 22 тысячи человек. Есть чем гордиться: например, авиакомпания «Якутия» эксплуатирует самолеты АН-24, АН-140 (первый российский самолет), мы взяли в лизинг три Боинга-757, на очереди Боинг-737. Запросто можем летать, например, в Иркутск. И хоть неудобно хвастаться, слыша ваши проблемы, но мы все это прошли сами, прочувствовали спинным мозгом, и мы рады помочь Иркутской области в становлении вашей авиации. Поэтому приглашаю вас к себе, приезжайте, посмотрите…

После выступления соседей Игорь Есиповский заметно оживился:

– Обмен опытом – важный момент в решении насущных задач. Кто нас поймет лучше соседей, у которых точно такие же проблемы. Мы обязательно воспользуемся приглашением, приедем, чтобы посмотреть и перенять опыт. Подводя итоги совещания, еще раз подчеркиваю: заканчиваем спать! Пора менять ситуацию в лучшую сторону. У нас есть все возможности, их более чем достаточно. Порою решение вопроса лежит под ногами, но наклониться мешает больная спина… Начинаем работать на результат! При этом решать проблему стоит фундаментально. Давайте подумаем не на два-три года, а на два-три десятилетия вперед.