Северная логистика
В марте будет выбран маршрут автодороги Вилюй
Шесть вариантов направления трассы федеральной автодороги Вилюй предложено проектировщиками. Из них нужно выбрать один, который бы соответствовал интересам Иркутской области и Республики Саха (Якутия), территории которых свяжет будущая магистраль.
Автомобильная дорога Вилюй соединит два субъекта Российской Федерации на участке от Усть-Кута до Мирного – север Иркутской области и юго-западную часть Республики Саха (Якутия). На обширной территории, прилегающей к трассе, разведаны богатые промышленные запасы полезных ископаемых, наиболее значительными из которых являются Марковское месторождение газа, Ярактинское, Дулисьминское и Верхнечонское месторождения нефти, а также Непское месторождение калийных солей. Помимо этого, севернее поселка Ербогачен открыто крупное месторождение алмазов (Ковенское рудное поле), не уступающее по прогнозным данным якутским.
На участке Усть-Кут – Мирный проектировщиками рассмотрено шесть вариантов направления трассы, каждый из которых учитывает особенности рельефа, максимальную эксплуатацию уже имеющихся автодорог и зимников, прохождение дороги вблизи месторождений, населенных пунктов и нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», протяженность и стоимость нового строительства. Каждый маршрут имеет свои плюсы и минусы, но, по мнению проектировщиков, наиболее конкурентоспособным является вариант N 2. Однако интересам развития Иркутской области и решения социальных вопросов населения, проживающего в отдаленных северных территориях, более отвечает вариант N 6.
– Рассматривая варианты пролегания трассы, мы активно работаем с такими крупными компаниями, как «Газпром», «Иркутскэнерго» и «ВСЖД», чтобы учесть их перспективные наработки. Нас принципиально интересует возможность прохождения дороги через город Киренск и поселок Непа, – комментирует министр строительства и дорожного хозяйства Иркутской области Руслан Болотов. – Прохождение магистрали через поселок Непа предусмотрено схемой территориального планирования Иркутской области. Максимально интересы области учитывает вариант N 1 – Верхнемарково, Бур, Непа, Преображенка, затем на восток, вдоль Верхнечонского месторождения, с выходом на территорию Республики Саха в районе поселка Таас-Юрях. Этот маршрут значительно улучшит транспортную инфраструктуру севера области, что позволит впоследствии развивать сеть областных дорог в этом районе. Но данный вариант не устраивает Республику Саха. Из других предложений пролегания трассы нам подходит вариант N 6 – от варианта N 2 он отличается только заходом в поселок Непа. Этот маршрут усилит транзитную и распределительную роли Иркутской области, в частности в осуществлении северного завоза, а также позволит создать опорную сеть для освоения нефтегазовых месторождений области, лесных ресурсов и Непского месторождения калийных солей. Именно Непа может стать логистическим центром, стратегическим плацдармом для освоения северных территорий области.
В начале февраля в Федеральном дорожном агентстве состоялось совещание по рассмотрению вопросов проектирования и строительства автодороги Вилюй на территории Иркутской области и Республики Саха. Федеральный центр рекомендовал субъектам самостоятельно определиться с оптимальным вариантом и, в идеале, обозначить маршрут, который бы устраивал обе стороны. На этой неделе в правительстве региона состоится рассмотрение данного вопроса с участием разработчиков проекта. В третьей декаде марта вопрос снова будет обсуждаться в Москве.
– Выбор трассы в любом случае будет компромиссом между реальными задачами и затратами на осуществление этого масштабного проекта, – считает Руслан Болотов.
(На карте: синим цветом обозначен вариант N 1, красным – вариант N 2, желтым – вариант N 6.
Черная линия – нефтепровод ВСТО)