06.03.2009 13:00
Теги
06.03.2009 13:00

Приангарье в ожидании паводков

Запасы снега на реках больше нормы

В Тайшетском районе, в некоторых местах Бирюсы, образовалось до 200% среднегодовых снежных запасов. Покров больше нормы зафиксирован и на других реках области, традиционно подверженных паводкам. Это вызывает опасения у специалистов службы гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. Начальник ОГУ «Центр ГО ЧС и ПБ» Константин Дроздов сообщил, что более полный прогноз паводковой ситуации будет готов к 7 апреля, тогда Росгидромет может с точностью до дня определить, когда произойдет вскрытие ледовых покровов на водных артериях Приангарья.

Города Усть-Кут и Киренск, районы, соответственно, Усть-Кутский, Киренский, а также Тайшетский, Катангский, Качугский, Жигаловский, Казачинско-Ленский. Реки Туманшет, Лена, Нижняя Тунгуска, Киренга и Непа. Все эти географические названия традиционно звучат на заседаниях КЧС, посвященных паводковым ситуациям. К счастью, гораздо реже – в репортажах о затопленных населенных пунктах. В этом году толщина льда на особенно подверженных разливам реках области в норме, а иногда и ниже ее. А вот запасы снега, по словам начальника ОГУ «Центр ГО ЧС и ПБ» Константина Дроздова, вызывают опасения. Так, в некоторых местах на Бирюсе снега выпало в два раза больше, чем обычно.

К седьмому апреля долгосрочный прогноз паводковой обстановки будет сформирован Росгидрометом. Его специалисты проведут новые снегомерные съемки, еще раз оценят толщину льда и с учетом температурных изменений сообщат с максимальной вероятностью, когда ждать вскрытия льда на той или иной реке.

– Мы работаем сейчас и с местным населением, которое знает верные приметы прихода большой воды, – заметил начальник ОГУ «Центр ГО ЧС и ПБ». – Например, о возможности паводка уже говорят старожилы Жигаловского района. Не надо забывать о мелких реках, правых притоках Ангары, – они тоже могут представлять опасность. В связи с этим органам местного самоуправления следует вовремя обеспечить работу по очистке от снега водопропускных сооружений, подсыпке гидротехнических: их запущенное состояние может привести к подтоплению низких участков местности.

Сейчас сотрудники центра совместно с представителями органов местного самоуправления исследуют ледовые переправы. При их устроительстве лед подмораживали искусственно, часто укрепляя сооружение бревнами или металлическими конструкциями, чтобы повысить его пропускную способность. Некоторые из этих переправ могут стать непреодолимым препятствием на пути ледяной шуги и вызвать затопление. В тех местах, где это возможно, будут производить взрывы. Также сейчас выявляются и незаконные переправы. Например, одну из них обнаружили в прошлом году на Бирюсе, в районе бывшей деревни Патриха, которую стерло с лица земли в апреле 2005 года. Там сейчас ездят лесовозы.

Производитель взрывных работ – как превентивных, так и оперативных, необходимых в случае образования заторов при ледоходе, – будет выявлен по результатам конкурса. Таким же образом определится и авиапредприятие, с которым предстоит сотрудничать службе ГО и ЧС. 

– Со стихией бороться трудно, и мероприятия достаточно масштабны. Если говорить о финансовых средствах, то в прош-

лом году по линии ОГУ мы истратили на эти цели 5 855 000 рублей, в этом году из-за подорожания летного часа мы планировали 6 900 000 рублей. Но из лимитов Минфина до нас было доведено 1 600 000 рублей. Мы были вынуждены выйти на комиссию по сбалансированности бюджета и поднять вопрос увеличения финансирования мероприятий до 4 125 000 рублей. Этого должно хватить на самое необходимое: предотвратить гибель людей, не допустить большого материального ущерба. Если стихия разгуляется, потребуются дополнительные затраты. Мы работаем с муниципалитетами, чтобы они больше мероприятий провели своими силами, и рассчитываем в этом случае на Резервный фонд области, – подвел итог Константин Дроздов.

Чем зажоры отличаются от заторов

По поводу ситуации с приходом воды в поселок Боково Константин Дроздов пояснил, что дома располагаются в традиционно подтопляемой местности и строиться здесь не следовало в принципе. Между тем боковцы не первыми пострадали от зимних температурных капризов в этом году. Еще в январе подтопило поселок Тельма Усольского района и ангарское садоводство «Этилен». Тогда по просьбе сотрудников ГО и ЧС на Иркутской ГЭС были сокращены сбросы воды. Как заверяет Константин Дроздов, в случае с Боково энергетики снизили сбросы чуть ли не до уровня технологического минимума.

Об особенностях зимних подтоплений, которые начинаются на границе незамерзающей воды и наплывающего на нее льда, рассказал начальник УГЗ ГУ МЧС России по Иркутской области Евгений Гоголев: 

– Это так называемые зажорные явления. И если с заторами во всем мире борются с помощью проверенных методик, то с зажорами воевать бесполезно. Шуга забивает все русло реки, она очень мягкая, производить взрывные работы не имеет смысла. Есть только один способ – сыпать с вертолета на шугу черную сажу, снег очерняется и тает.