Космическая навигация
За иркутскими троллейбусами будут следить через спутник
Троллейбусный парк областного центра пополнили 18 машин, еще восемь поступят в ближайшее время. Новые троллейбусы пустят на линии в апреле – согласно контракту, необходимо дождаться прибытия всех 26 «рогатых» и только после этого начинать их эксплуатацию.
– С приобретением новых троллейбусов мы обновляем свой парк на 50%, – рассказал генеральный директор МУП «Иркутскгорэлектротранс» Сергей Голосеев. – Сейчас 80% нашего парка имеет пробег свыше 300 тысяч км. Однако мы постоянно проводим капитальный ремонт машин, поэтому на списание у нас идет всего шесть троллейбусов. В апреле на линии ежедневно будут выезжать не 43 машины, как сейчас, а 52.
Новые троллейбусы, стоимостью 3,7 млн. рублей каждый, изготовлены на Вологодском заводе с использованием импортных – немецких и венгерских – комплектующих. Одним из достоинств машин руководство МУП «Иркутскгорэлектротранс» считает их антивандальные кресла.
– Смотрите, эти кресла изготовлены из цельного пластика, а сидения – из специальной прочной материи, которую не так-то просто порезать, – говорит Сергей Голосеев. – Это очень важно для нас, потому что мы еженедельно ремонтируем десятки кресел, на которых порезано дерматиновое покрытие.
Кроме того, специалисты отмечают, что вологодские троллейбусы адаптированы к сибирскому климату – укомплектованы тремя обогревателями, а двери плотно прилегают к проему. Летнее солнце не будет слепить глаза пассажиров, поскольку имеется заводская тонировка стекол.
На каждый новый троллейбус, как и на имеющиеся уже в распоряжении МУП машины, будет установлена система спутниковой навигации, которую в Иркутске начали внедрять в марте. Как отметил вице-мэр Николай Хиценко, это является одним из этапов реализации Концепции развития городского пассажирского транспорта. Навигация уже действует на муниципальных автобусах. Несколько месяцев ее работы дали, в частности, экономию топлива.
– Диспетчер в любой момент может отследить местонахождение машины на маршруте, скорректировать в случае возникновения внештатной ситуации количество автобусов, а также дисциплинировать водителей, которые уже не могут, например, бросить машину на обочине и забежать к теще на блины, – пояснил Николай Хиценко. – Кроме того, система в будущем позволит внедрить датчики по учету пассажиропотока на каждом маршруте и фиксировать единый социальный проездной билет.
Система спутниковой навигации обошлась МУП «Иркутскгорэлектротранс» в 1,5 млн. рублей. Как пояснил замести-
тель генерального директора предприятия Александр Грук, в троллейбусном хозяйстве тема экономии ГСМ не актуальна, а вот дисциплинировать водителей тоже нужно:
– Вдруг водитель выполнил норму за два рейса и решил отправиться в парк? Диспетчер это отследит, и затем мы будем выяснять ситуацию. С другой стороны, если на линии случилась авария, то диспетчер может оперативно среагировать и развернуть троллейбусы. У нас ведь в городе есть кольца на сквере им. Кирова, плотине ГЭС, остановках «Мухиной» и «Волжская», у депо.
Пока новой системой оборудовано только 12 машин. Однако в ближайший месяц датчики будут установлены на всех троллейбусах Иркутска.