16.03.2009 13:00
Рубрики
Экономика
Теги
16.03.2009 13:00

Собрать налоги с земли

Правительство разработает налоговую инструкцию для муниципалитетов

«Налоговая» борьба с кризисом продолжается. Помимо сокращения расходов региональной казны, областные власти сделали ставку на пополнении доходов. Месяц назад к активным действиям приступила рабочая группа по увеличению налоговых отчислений в бюджет от вертикально интегрированных компаний. А в минувшую пятницу состоялось организационное заседание другой группы, призванной повысить собираемость на местах розничных налогов. Для всех территорий будет разработана методологическая инструкция, а лучший муниципальный опыт в части налоговых сборов будет растиражирован на всю область.

Где скрыт резерв?

Отвечать за сбор розничных налогов (а к таковым относятся, в частности, налоги на доходы физических лиц, добычу полезных ископаемых, транспортный, земельный и др.) решено сообща. Рассказывая о структуре рабочей группы, заместитель главы кабинета министров Иркутской области Александр Ведерников отметил, что для работы с каждым видом налогов сформирована целевая подгруппа, в состав которой вошли представители территориальных органов федеральных ведомств, исполнительной власти, депутаты. Последние, как особо отметил зампредправительства, призваны обеспечить взаимосвязь между областными и местными чиновниками. Так, например, налог на добычу полезных ископаемых будут курировать временно замещающая должность министра природных ресурсов и экологии области Ольга Гайкова, парламентарии Николай Труфанов и Алексей Соболь, заместитель руководителя иркутского территориального управления по недропользованию Николай Суслов и замглавы УФНС Ирина Лизанец.

Ежемесячно руководители подгрупп будут отчитываться на общем собрании о проделанной работе. В чем же она будет заключаться? До всех целевых подразделений будет доведен финансовый план на год с показателями по сбору того или иного налога. По оценкам областного министерства финансов, выпадающие доходы в этом году могут составить 6,5 млрд. рублей, а потому наполнять казну просто жизненно необходимо. И резерв для роста доходов в 2009 году, как считают члены правительства, есть. В частности, увеличить поступления по акцизам можно более чем на 1 млрд. рублей, от использования имущества – на 848 млн., по единому налогу на вмененный доход – на 113 млн., транспортному – на 233 млн., земельному – на 300 млн.

А вот объем отчислений по налогу на прибыль на сегодняшний день оптимизма не внушает. В январе размер его фактических поступлений в бюджет снизился почти на 52%, по сравнению с аналогичным показателем прошлого года (общая сумма собранных налогов уменьшилась на 26,3%), в феврале – на 73,7%. В марте положение дел кардинально не изменилось: потери по налогу на прибыль превысили 76%, по всем видам налоговых отчислений – на 28,6%. Вместе с тем в доходной части бюджета-2009 прогнозируемая сумма по налогу на прибыль утверждена на уровне фактической по итогам прошлого года. По мнению Александра Ведерникова, столь печальные цифры свидетельствуют о том, что выживание в этом году будет зависеть, прежде всего, не от корпоративных, а от розничных налогов, именно они лягут в основу доходной части бюджета.

– Надо поднять с земли налоги, которые просто разбросаны и не собираются из-за нескоординированных действий, – отметил он.

Каковы механизмы собираемости 

О конкретных механизмах собираемости розничных налогов рассказала временно замещающая должность министра финансов Иркутской области Татьяна Поронова. Итак, для увеличения поступлений по транспортному налогу необходимо усовершенствовать порядок передачи данных регистрирующих органов в налоговые, сверить базы данных.

– Часто при замене государственного номера не предоставляются данные о дате окончания действия предыдущего номера, это приводит к удвоению платы, в результате в налоговой службе формируется завышенная база, на основе которой мы потом рассчитываем параметры бюджета, – посетовала министр.

Помимо этого, должна быть активизирована работа по взысканию недоимки по налогу, в том числе через административные рычаги воздействия. Среди них – проведение межведомственных комиссий с участием представителей налоговой службы, муниципальных властей, органов внутренних дел, службы судебных приставов; совместные рейды к неплательщикам. В некоторых территориях практикуются целенаправленные проверки транспортных средств (силами налоговых органов и ГУВД) на предмет уплаты налога. То, что многое в этой работе зависит от деятельности на местах, подтверждают данные министерства финансов – собираемость транспортного налога с одного автомобиля по области в Качугском районе почти в шесть раз ниже, чем в Черемховском.     

Эффективность привлечения земельного налога может повысить упрощение процедуры оформления земельных участков в собственность, составление полной базы их владельцев. Большую роль играет контроль за использованием земли в соответствии с разрешенным видом целевого назначения и функционального использования.

– В Слюдянском районе, к примеру, представители налоговой инспекции, Госземкадастра, УВД и местной администрации проходят по улицам и проверяют, есть ли в плане тот или иной участок, предлагают людям в рамках закона поставить землю на контроль и уплачивать либо аренду, либо земельный налог, – рассказала Татьяна Поронова.

Для повышения собираемости налога на имущество физических лиц важно регулярно проводить инвентаризацию объектов недвижимого имущества, своевременно их переоценивать, регистрировать.

Лучший опыт – в пример всей области

После изучения ситуации со сбором каждого налога будут сформулированы действенные методы по улучшению этой работы. Они войдут в методологическую инструкцию, которая будет разослана во все муниципальные образования области. Однако, по словам Александра Ведерникова, главы территорий могут и не принимать такой документ во внимание при условии, что у них «налогосборочная» деятельность реализуется успешнее.

– Но мы должны понимать, идет ли эта работа вообще на местах, каким образом, и насколько она результативна, – подчеркнул Александр Ведерников. – Лучшую муниципальную практику мы распространим на всю территорию области. У отдельных муниципалитетов, действительно, есть, чему поучиться.

На следующем заседании рабочей группы, которое состоится ориентировочно в середине апреля, планируется сформировать план мероприятий, направленных на увеличение налоговых отчислений в консолидированный бюджет.